Новости

Число заболевших гриппом превысило 11000 человек.

В парламенте «незалежной» обсуждают вопрос о восстановлении статуса Украины как ядерной державы.

На Южном Урале вручают нагрудные знаки в память о битве под Москвой.

Он будет доступен для всех учеников города, углубленно изучающих физику.

В Троицком районе местный фермер предстанет перед судом за хищение пшеницы с поля сельхозпредприятия.

На Южном Урале открывают масштабный фермерский рынок.

64-летнюю пенсионерку экстренно госпитализировали в больницу с тяжелыми травмами.

Засверкают Дед Мороз, Снегурочка, петух, терем и огромный самовар.

Южный Урал посетил знаменитый режиссер, народный артист СССР Роберт Стуруа.  

Из 12 конкурсантов лучше всех справился с заданием Артем Чунарев.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Чтобы кукла развивала:

22.06.2012
Ольга Иванова из Усть-Катава - одна из видных мастериц Южного Урала. Она создает куклы и игрушки не столько как предметы забавы, сколько как средства развития и воспитания. Причем многие ее работы представляют собой культурную и историческую ценность.

Она не просто кукольница, но еще и увлеченный исследователь народной культуры, педагог, видящий в прикладном искусстве проявление народной морали и мудрости, религиозности и духовности. Ольга Михайловна - дипломант всероссийского конкурса , участник многих выставок.

Ольга Иванова из Усть-Катава - одна из видных мастериц Южного Урала. Она создает куклы и игрушки не столько как предметы забавы, сколько как средства развития и воспитания. Причем многие ее работы представляют собой культурную и историческую ценность.

Она не просто кукольница, но еще и увлеченный исследователь народной культуры, педагог, видящий в прикладном искусстве проявление народной морали и мудрости, религиозности и духовности. Ольга Михайловна - дипломант всероссийского конкурса , участник многих выставок. А в областном конкурсе она побеждала вместе со старшим сыном Ильей.

От живописи - к игрушкам

Ольга Иванова окончила художественно-графический факультет Магнитогорского пединститута, несколько лет преподавала в нем. Вернулась на малую родину - в Усть-Катав - замужней женщиной. Была сложившимся художником-живописцем с багажом прекрасных работ, отразивших ее увлечение русской стариной, ставших результатом путешествий и паломнических поездок, а также своеобразным объяснением в любви к родной уральской природе. Здесь она уже меньше времени посвящала живописи, отдав предпочтение новому увлечению народной куклой и игрушкой. Ольга занялась преподавательской деятельностью и кружковой работой. Тут и проявился ее давний интерес к народному творчеству, ремеслам, приближавшим к истокам национальной культуры. Став педагогом в Центре детского творчества, Ольга Михайловна сумела совместить педагогическую работу с изыскательской деятельностью. Этот симбиоз вовсе не мешал, а даже способствовал воспитанию сыновей. Хотелось пестовать их с помощью мудрых сказок, игрушек и занятий, воспитывающих доброту, щедрость, почитание родителей и старших, любовь к родному краю, его обычаям и традициям. К слову, оба ее сына не считают для себя зазорным мастерить куклы, игрушки в народном стиле. И среди ребят, которых она обучает прикладному творчеству в кружках, также немало мальчишек.

Целенаправленному и углубленному изучению русской народной культуры через традиционную куклу Ольге Ивановой помогают контакты с известным московским искусствоведом, хранителем Музея игрушки Галиной Дайн, с которой она познакомилась на семинарах в Челябинской академии культуры и искусств. Галина Львовна в свое время откликнулась на просьбу доцента академии, исследователя истории кукол Ирины Андреевой и стала приезжать в Челябинск, встречаться с мастерами и искусствоведами, делиться знаниями.

Собирая информацию о народном костюме, Ольга Михайловна искала в Интернете костюмы местного кроя. Хотелось не только копировать куклы с нарядами, характерными для той или иной центральной губернии, но и создавать тряпичных красавиц, одетых в платья и сарафаны, бытовавшие в Усть-Катаве, других городах Южного Урала. И ей повезло. Большой удачей стала находка в глобальной сети фотографий из фонда Петербургского музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. Авторство принадлежит известному исследователю-этнографу прошлого века Михаилу Круковскому, который в 1908 году побывал на Южном Урале, а затем выпустил книгу о нашем крае. На первой фотографии, поразившей Ольгу Михайловну, изображена девушка в оригинальном косоклинном сарафане с бантом из широкой ленты, поясом и в янтарных бусах, кокошнике необычной формы. Внизу снимка - надпись от руки .

-- Идеей поиска заразилась и моя землячка Надежда Антропова, человек пытливый и разбирающийся в вопросах краеведения, - рассказала Ольга Михайловна. - С ней мы нашли еще немалое количество фотографий Усть-Катава, Катав-Ивановска и Юрюзани, сделанных Круковским. На некоторых также были девушки и женщины в подобных нарядах с небольшой разницей в деталях. Например, с кокошником нижегородского типа - лопатовидной формы. По этим фотографиям я изготовила две куклы, которые очень дороги мне своими этнографическими .

Склад в квартире

Другой знаменательной находкой в Интернете стали фотографии из Бруклинского музея США с изображением двух кукол из коллекции Натальи Шабельской, когда-то принадлежавших царской семье. Они относятся к , описанной в книге Галины Дайн . Эти куклы были неизвестны.

-- Я сразу же позвонила Галине Львовне, которая очень обрадовалась этой новости, - продолжила Ольга Михайловна. - Куклы одеты в богатые парчовые сарафаны и расшитые жемчугом кокошники. Глядя на них, загорелась идеей сделать копии для своей коллекции. Надо заметить, что куклы дореволюционной России, в том числе царских семей, несут на себе некую нравственно-духовную , обусловленную их предназначением. Эти куклы, как правило, многовариантные. Они использовались в разных играх, воспитывая бытовые навыки, правила поведения, вкус, отношение к людям.

Особое место среди них занимают куклы и игрушки, изготовленные к традиционным праздникам. Так, широко известны рождественские и пасхальные игрушки, а также поделки и куклы, посвященные сезонным работам, опять же связанным с православными праздниками. Когда с ребятами занимаюсь изготовлением таких вещиц, знакомлю с историей праздника, традициями, обрядами. И, как ни странно, детям это очень интересно. В их генах скрыт культурный код предков. Он может проявиться, если ненавязчиво через плетение, лепку, шитье и познавательную информацию начать погружать ребят в богатство народных представлений, нравов, обычаев.

Куклы и разные поделки занимают довольно большой угол в маленькой Ивановых. Причем на полках и столе поместилась лишь их небольшая часть. Остальное спрятано в коробках, занимающих немало места. Из-за возникшей тесноты живописные картины, не поместившиеся на стенах, пришлось задвинуть подальше в кладовку. Жаль, что необычные, неповторимые изделия, имеющие воспитательную и культурную ценность, скрыты в коробках от глаз тех, кому они могли бы сослужить добрую службу. Правда, Ольга и ее коллеги-единомышленники в свое время выбили кабинет в школе, дав ему название и соответственно оформив. Но после закрытия двух городских школ эту сильно , своеобразный кабинет-музей перестал существовать. Теперь эти уникальные поделки можно иногда увидеть лишь в небольшом зале городского краеведческого музея. Жаль. Уровень мастерства Ивановой таков, что коллекция ее кукол могла стать достопримечательностью Усть-Катава, привлечь сюда мастеров, знатоков и любителей народного творчества.

Комментарии
Комментариев пока нет