Коррупция или жизнь?

Коррупция или жизнь?

В романе Александр Терехов исследует субстанцию, которая заменила у нас государство

Буквально на днях новый роман Александра Терехова получил премию . Ко времени рассмотрения жюри он был еще рукописью, но уже в таком виде стал предметом для живых дискуссий не только литературоведов. По общему мнению, - о нашей коррупции.

Терехов описывает совсем недавние времена. Москвой управляют мэр Григорий Захарович и его жена Лида, владелица ООО . Медведев сменяет Путина. Смерть Ельцина. чувствует, что вот-вот все изменится, потому старается напоследок . Но приходящие ей на смену еще более алчные и даже жестокие - как, например, новый префект Восточно-Южного округа. У него и прозвище характерное - Монстр.

Главный герой романа 36-летний Эбергард как раз и работает в этой префектуре кем-то вроде начальника пресс-центра. Не бог весть какая должность, но главное - он в системе: ! Система обставлена ритуалами. Тут важно, как на тебя посмотрел начальник: , или . А если еще и кивнет - то, считай, поймал бога за бороду. Чиновники все время заняты (откаты, распилы, заносы). Вопрос может быть или не . Если - значит ты на грани провала. Здесь масса занятных персонажей и сцен, списанных с натуры, но заставляющих вспомнить Салтыкова-Щедрина. Однако Терехов ничуть не утрирует. Он дотошно описывает неизвестную доселе субстанцию, которая у нас заменила государство.

Другая сюжетная линия - семейно-психологическая. Эбергард ушел от старой жены Сигилд к молодой жене Улрике. Разлука с дочерью Эрной гвоздем сидит в его голове: Вот и завязка основного конфликта.

И да - роман-то называется , и это требует объяснения. Ближний круг Эбергарда - чиновники средней руки Хассо, Фриц, Хериберт. Не все имеют столь экзотические для русского слуха имена. И неясно, по какому принципу происходит называние. Есть, конечно, соблазн сделать параллель с оккупантами (в блогах такой образ для характеристики поведения чиновников популярен). Можно вспомнить про - глядя на тех недотымок, что ездят в метро. Можно было бы найти еще более тонкие аллюзии из истории и культуры, вспомнить протестантскую этику и посмотреть на ее российский извод. Опять же - . Но, думается, здесь - скорее, сродни междометию, эмоциональному определению. Вскрик откуда-то из советского детства. И это единственное в романе, что хоть как-то, оттеночно оценивает окружающую нас действительность.

Проза Терехова густая, иногда заставляющая вспомнить Толстого и, может быть, Солженицына. Язык ведь тоже мера возможного компромисса. Газетным можно коррупцию разоблачать (в чем уже и смысла-то большого нет). Ироническим - создавать дистанцию (не думать о плохом, не пускать к себе в душу). У Терехова - не коррупции даже, а человеческой природы.

, - вдруг ближе к концу замечает автор.

В один прекрасный или ужасный день Эбергард выпадает из системы. Это скорее осечка, чем сознательный выбор. Но вполне закономерный итог для человека.

Александр Терехов. , Москва, , 2012. Книга предоставлена магазином (ул. Цвиллинга, 34).

VK31226318