Бог и маммона

Бог и маммона

24 июня, в воскресенье, во всех православных храмах прозвучат слова из Нагорной проповеди (Мф., VI, 22-33). Мне хотелось бы остановиться на следующих словах Спасителя: . Что это означает?

называют все земное, материальное - в первую очередь богатство, но также почести и низменные удовольствия. Обобщенно говоря, это страсти, земные привязанности, которые застилают внутренний взор, мешая человеку видеть Бога.

Означает ли это, что в Нагорной проповеди Спаситель призывает совершенно оставить мирские дела? Вовсе нет. , - писал, комментируя Нагорную проповедь, известный византийский богослов Феофилакт Болгарский.

Даже богатый человек, при видимом несоответствии его положения евангельскому идеалу, может, по словам святителя Иоанна Златоуста, спастись. Но возможно это лишь при правильном отношении к своему богатству. Святитель Иоанн Златоуст приводит в пример Иова Многострадального, ветхозаветного праведника: . Такого же отношения заслуживают и другие земные блага. К примеру, нужно есть, не впадая в чревоугодие, отдыхать, остерегаясь лености.

Казалось бы, о чем здесь особенно говорить? Скромность и умеренность во всем проповедует не только христианство.

Беда в том, что многим из нас, к сожалению, непонятно, во-первых, почему духовное должно господствовать над материальным и, во-вторых, какая из многих значимых и возвышенных ценностей должна быть главной и определяющей. Слово Божие все расставляет на свои места: небесное совершеннее земного, поэтому второе должно брать пример с первого; Бог есть абсолютное добро, истина и красота, в приближении к Нему заключается конечная цель всех благих устремлений, следовательно, Он и является Высшим Благом для каждого. Осознание этого упорядочивает человеческое существование.

Ум, предоставленный самому себе, неизбежно начинает рассматривать все блага как относительные. Лишь христианство дает незыблемые ориентиры, помогающие придерживаться ясной и прочной системы ценностей.

VK31226318