Инвестиции: хитрые мантры века
В индуизме считается, что некоторые звуки и слова, произнесенные человеком, способны менять ход событий. Влияние разума на материю осуществляется посредством мантр - особой формы речи, каждый звук которой несет в себе глубокий мистический смысл. Наблюдая некоторые события нашей жизни, вдруг замечаешь, что мы являемся интуитивными индуистами, так как порой склонны верить тому, что если постоянно повторять одни и те же , то они обязательно сбудутся. Вот, к примеру, одна из современных мантр общественного сознания - инвестиции.
Согласно общепринятому мнению, инвестиции сами по себе способны изменить нашу жизнь к лучшему. Логика, казалось бы, простая: инвестор-благодетель приводит с собой ресурсы, в том числе деньги и технологии, которые начинают работать на развитие территории: строятся предприятия, создаются дополнительные рабочие места, растут доходы и налоги, пополняющие бюджет, происходит общее оживление экономики.
Но так ли все однозначно на самом деле? Попробуем разобраться.
Нежданные гости
Начнем с того, что в наше посткризисное и плохо предсказуемое время инвестор - существо капризное, пугливое и недоверчивое, отнюдь не склонное вкладывать свои кровные абы куда.
Соответственно ему нужны определенные гарантии, которые способен предоставить только вход в высокодоходные и относительно стабильные секторы экономики, например, в энергетику, нефтяную и газовую отрасли, строительство, металлургию, банковскую сферу или хотя бы в торговлю. А здесь новых игроков вряд ли ждут - степень конкуренции (с одной стороны) и монополизма (с другой) и так достаточно велика, чтобы делиться с лакомыми кусками стремительно тающего доходного .
Не секрет, что все высокоприбыльные виды деятельности в регионах уже давно и прочно находятся в руках крупного бизнеса, сросшегося с властными структурами всех уровней, и работает этот механизм по принципу мощного насоса, откачивающего средства населения сначала на уровень региональных центров, а потом транзитом - в центр федеральный.
О чем говорить, если, по данным Федеральной антимонопольной службы, 35 процентов от числа воздушных пере-возчиков захватили 96 процентов объема услуг, а на рынке грузовых железнодорожных перевозок наблюдается диктат РЖД и их дочерних структур. Не лучше обстоит дело в газовой отрасли и на рынке нефтепродуктов - ФАС периодически уличает крупные нефтяные компании, поделившие региональные рынки, в ценовых сговорах, а цены на бензин растут вопреки всякой логике. Электроэнергетика же вообще считается одной из наиболее монополизированных отраслей, что неоднократно признавал и сам В. Путин. Не случайно ведь совсем недавно было принято решение о возврате государственного контроля за деятельностью распределительно-сетевых компаний.
В связи с этим задайте себе вопрос: почему тарифы за услуги энергетиков, газовиков, транспортников и прочих ежегодно растут темпами, значительно превышающими рост инфляции, и не за горами (уже начиная с июля) очередная волна роста цен? Какова экономическая логика таких явлений, кроме волка из басни: ?
Понятно, что при таких условиях нет никаких оснований для того, чтобы получил то, к чему шли не один день, кропотливо выстраивая цепочку связей и обустраивая свою, пусть специфическую, но все же деловую среду.
Чем будем привлекать?
Однако есть и другая сторона вопроса - чем вообще может привлечь серьезный бизнес Челябинская область? Щадящим законодательством, низкими административными барьерами, свободными земельными участками, инфраструктурой, дорогами, налоговыми льготами, квалифицированной и относительно недорогой рабочей силой?
Вот, к примеру, та же инфраструктура - если в мире в среднем тратится на строительство объектов инфраструктуры порядка 5-6 процентов валового продукта страны, то у нас этот показатель редко когда достигал и 3 процентов.
Как результат, по данным исследований мы сейчас находимся лишь в конце первой сотни стран по качеству инфраструктуры и далеко за ее пределами - по показателю качества дорог. По оценкам аналитиков Сбербанка РФ, ежегодный объем инвестиций только в дорожное строительство должен составлять не менее 5 трлн. рублей, тогда как сейчас на эти цели из бюджета России тратится почти в десять раз меньше.
Не лучше обстоят дела и с состоянием основных фондов экономики в целом - их износ приближается к уровню 65-70 процентов, что означает несовременность и низкую производительность машин, оборудования, транспорта и прочих средств труда, используемых нашими предприятиями.
Теперь о налоговых льготах. В прошлом году в области были утверждены два закона, направленных на привлечение инвесторов. Изменения коснулись двух налогов - налога на прибыль и налога на имущество юридических лиц.
Так, организации, начавшие свою деятельность с 1 января 2011 года и осуществившие в налоговом периоде капитальные вложения в размере не менее 8 миллионов рублей, получили право на получение льгот по налогу на прибыль сроком на 5 лет. При этом льгота заключается в снижении ставки налога на прибыль, поступающего в региональный бюджет, с прежних 18 процентов до максимум 13,5 процента. Другими словами, вновь созданный бизнес, вложившийся на сумму от 8 млн., может сэкономить до 4,5 процента прибыли, полученной им в ходе работы в течение 5 лет. Нетрудно подсчитать, что сумма преференций по налогу может составить всего лишь 18 тыс. рублей в год при средней рентабельности активов по области в 5 процентов. Сходная ситуация и с другой льготой, например, для организаций, уже реализующих с 2011 года инвестиционные проекты с суммарным объемом вложений не менее 300 миллионов рублей. Им вообще пообещали, что .
Ну и, наконец, трудовой потенциал. Какой интерес для инвестора могут представлять наши многочисленные претенденты на кресло менеджера, юриста или экономиста, тогда как по рабочим специальностям и должностям технических специалистов в области уже давно сформировался устойчивый дефицит? При этом средняя заработная плата в регионе по итогам 2011 года - 19,7 тыс. рублей, или 656 долларов, оказалась хоть и ниже общей по стране (806 долларов), но явно превышает зарплату среднестатистического китайца (554 доллара), казахстанца (587 долларов) и прочих наших соседей. Какой тогда смысл в том, чтобы переплачивать за использование малоквалифицированной рабочей силы, в которую еще придется вкладывать дополнительные средства на обучение?
А оно нам надо?
Но пусть даже появился такой смельчак и оптимист, который вдруг решил поискать финансового счастья в непредсказуемом и загадочном для него пространстве российских регионов. И даже вложил значительные средства в строительство серьезных промышленных объектов. Что это даст области, городам и районам?
Конечно, появятся дополнительные рабочие места и повысится занятость населения. Но много ли этих самых мест понадобится новому хозяину, тем более что современные производства стремятся к максимальной автоматизации и механизации?
Вот, к примеру, компания ROCKWOOL, работающая в Троицке уже почти два года и производящая качественную и востребованную продукцию для жилищно-коммунального и нефтегазового секторов экономики. В 2011 году собственниками было принято решение о дополнительных инвестициях в производство в сумме 400 млн. рублей, но даже при этом численность работников не превысила 300 человек при численности безработных в городе в несколько тысяч.
Не так все просто и с налогами - как известно, доля налогов, фактически остающихся в распоряжении области в результате бюджетных манипуляций, сейчас вряд ли превышает 30-35 процентов от общей собираемой суммы, а муниципальным бюджетам вообще достаются только .
Так что надеяться здесь тоже особо не на что - вряд ли городские и районные бюджеты разбогатеют от присутствия иностранного капитала. Дело в том, что согласно российскому налоговому законодательству, по месту фактического пребывания компании уплачиваются только местные налоги, в том числе земельный и налог на доходы физических лиц, доля которых в общем объеме налоговых доходов чрезвычайно мала - 3 процента по земельному и порядка 10 процентов - по налогу на доходы физических лиц. По факту это означает, что основная масса налогов, уплачиваемых предприятиями, из городов и районов, то есть тех мест, где они собираются.
Но самый интересный вопрос: куда пойдет прибыль, полученная в результате работы новых предприятий? А она в основном будет утекать за пределы не только области, но и России - ведь фактические собственники будут находиться как раз за границей. И работать эта прибыль будет отнюдь не на будущее нашей страны, области или конкретного города (района).
Еще один спорный момент - общее оживление экономики. На него также вряд ли стоит особо рассчитывать, ибо состояние челябинской экономики определяется, в первую очередь, положением ее крупнейших металлургических компаний, которые вносят определяющий вклад в итоговые результаты, как то валовой региональный продукт, выручку, прибыль и налоговые отчисления.
Так, по данным областного министерства экономического развития, по итогам 2011 года на долю обрабатывающих производств (металлургия, машиностроение) приходится более 90 процентов валового регионального продукта, а доля металлургических предприятий в этом показателе составляет 63 процента, то есть почти 2/3. Понятно, что основные параметры социально-экономического развития области (объемы производства, занятость, прибыль, налоги, поступления в бюджет, зарплата бюджетников и населения в целом) напрямую зависят от положения крупнейших компаний региона (ММК, ЧТПЗ, ), определяемого, в свою очередь, мировой конъюнктурой спроса.
Как видим, общепринятые ожидания не совсем соответствуют тому, что может произойти и происходит на самом деле, а все разговоры о чудесном терапевтическом воздействии иностранных инвестиций могут оказаться всего лишь таблеткой типа , действие которой зависит только от веры и ораторских способностей .
Билет в счастливое завтра
Но самое интересное то, что в традиционном подходе к проблеме инвестиций вообще нет места ответу на очень простой вопрос: а зачем привлекать иностранных инвесторов, если есть возможность задействовать собственные резервы, то бишь те средства, которые в немаленьких объемах сейчас регулярно утекают за пределы области и страны, и те, что хранятся в виде сбережений населения в банках?
По данным Росстата и Центрального банка, в 2011 году из России было выведено 84,2 млрд. долларов (в 2010 году - 33,6 млрд. долларов, в 2009-м - 52,1 млрд.), притом, что объем иностранных инвестиций (в основном, кстати, кредитов, а не прямых вложений) составил сумму 190,6 млрд. долларов (прямых инвестиций - 18,4 млрд., то есть менее 10 процентов).
В экономику же Челябинской области, по официальным данным, за этот же период было вложено 3,8 млрд. долларов, из которых прямые инвестиции составили лишь 43 млн. долларов (чуть более 1 процента), а отток капиталов оказался равен 4,8 млрд. долларов, в том числе 1,7 млрд. - в виде прямых инвестиций.
Согласитесь, кто захочет вкладывать деньги в экономику страны или региона, из которых бежит собственный капитал? В лучшем случае речь может идти о финансовом капитале в виде кредитов и займов.
Так что прав был поэт, когда говорил о том, что . Надежда на внешние факторы - не наш случай. Помощи ждать неоткуда: для развития регионов в стране денег нет, а мир замер в ожидании неизведанного и не склонен к опрометчивым, не просчитанным на много раз шагам.
Давайте взглянем правде в глаза и признаем: сегодня нам всем надо очень много сделать, чтобы превратиться из края и в место, где можно не только хорошо зарабатывать, но и вкладывать в развитие и просто жить. И начинать каждому, от губернатора и бизнесмена до рядового бюджетника, надо с себя.
А так, простите, мы пока напоминаем того героя анекдота, который очень сильно хотел выиграть в лотерею, но никак не удосужился купить лотерейный билет.
Алексей Андреев, кандидат экономических наук
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве