Маэстро Филиппова

Маэстро Филиппова

Талантливый музыкант и педагог, скрипачка, которая взялась освоить инструмент только в 18 лет. Но уже через два года профессор Саратовской консерватории, выдающийся российский скрипач Ярослав Гаек говорил ей на уроках: .

В 30-е годы выпускница Саратовской консерватории Екатерина Филиппова впервые встала за дирижерский пульт. А потом ей доверили симфонический оркестр Челябинского областного театра музыкальной комедии, с которым она навсегда вошла в историю нашего города.

К маэстро Филипповой с почтением относились челябинские театралы и музыканты, городские власти и простые зрители. Если вечерний спектакль заканчивался позже обычного, вагоновожатые задерживались на остановке возле театра, расположенного на улице Российской, чтобы подождать элегантную даму, спешащую после спектакля на последний трамвай.

Высокая, всегда подтянутая, с гладко зачесанными волосами и умными, выразительными глазами. Екатерина Андреевна не была красавицей. Но в ее облике, манере говорить и одеваться чувствовались особенное благородство и аристократизм. О главном дирижере Челябинской музкомедии говорили: .

Путешествие из Саратова на Урал

Екатерина Андреевна родилась 25 (12) ноября 1898 года в деревне Константиновка Саратовской губернии. Отец был плотником, мама Марфа Тимофеевна занималась хозяйством, воспитывала семерых детей. Старшая Катя была любимицей отца. Он баловал ее и всегда хотел, чтобы дочь пела, играла на разных музыкальных инструментах. Сам он играл на балалайке, мандолине, гитаре. А для дочери Андрей Константинович однажды купил маленькую скрипку, с которой она не расставалась.

В деревне Филипповы прожили недолго. Когда Кате исполнилось полтора года, Андрей Константинович уехал в город на заработки и вскоре перевез туда семью. В Саратове Катя пошла в школу, в 1916 году окончила женскую гимназию. Работать устроилась машинисткой в городскую управу, потом перешла в отдел социального обеспечения. А втайне думала о музыке.

Она откладывала деньги, чтобы купить скрипку, с трепетом ходила на концерты в консерваторию, плакала, слушая выступления известных музыкантов, и верила, что когда-нибудь обязательно станет музыкантом.

В 18 лет Катя купила скрипку. Два года упорно занималась, брала уроки у профессора В. Зай-ца. И в 1918 году, , Екатерина Филиппова поступила одновременно и в университет, и в консерваторию, в класс профессора Ярослава Ярославовича Гаека. В автобиографии она написала: .

Театр классической буффонады

В 1921 году в Поволжье начался страшный голод, люди умирали от эпидемии тифа. В доме Филипповых тифом заболели все разом, а когда вернулись из больниц домой, семья недосчиталась отца и двух братьев. Старшая Катя, которой в то время было 23 года, осталась во главе большой семьи. Университет пришлось бросить, учеба в консерватории затянулась до 1927 года. Чтобы прокормить семью, днем Екатерина Андреевна давала уроки скрипки, занималась с отстающими студентами консерватории, а вечером играла перед началом сеанса в кинотеатре. Так было до 1928 года. А потом работы по специальности в Саратове не стало. Тогда Екатерина Андреевна, взяв скрипку, отправилась на гастроли с Кузнецким театром драмы и оперетты.

В 1930 году, оказавшись с театром в Кургане, она получила приглашение в только что созданный в Ирбите театр. Конечно, рисковала. Труппа состояла из 13 актеров, исполнявших веселые куплеты на злобу дня, высмеивая лентяев, мешающих строить светлое коммунистическое будущее. О серьезном репертуаре нечего было и думать. Но уже через год в труппу набрали новых артистов, создали небольшой симфонический оркестр, придумали звонкое название - театр классической буффонады. Ситуация кардинально поменялась.

Дело жизни

Артистка оркестра Екатерина Филиппова решила попробовать себя в качестве дирижера, и коллеги увидели в ней тонкого музыканта, толкового руководителя. В 1937 году, когда Урал разделили на три области - Пермскую, Челябинскую и Свердловскую, театр классической буффонады получил прописку в Челябинске, в здании на улице Российской (ныне Дворец культуры электрометаллургов). Екатерина Андреевна стала главным дирижером театра, который носил название Челябинский областной театр музыкальной комедии. В одной из рецензий 1939 года о ней писали: .

Вместе с Екатериной Андреевной коллектив с успехом гастролировал, ставил спектакли. Театр продолжал работать и во время войны. В день играли по два-три спектакля, выступали в госпиталях, заводских цехах. Машину давали лишь на дальние расстояния, поэтому на концерт с инструментами добирались пешком. Дома иногда не бывали по три-четыре дня: тут же в театре спали, репетировали, выходили на сцену, выезжали на ночные концерты.

Все выдержали, сохранили труппу и годами накопленный репертуар. Тем не менее в 1950 году Челябинский театр музыкальной комедии был расформирован. Любимая публикой оперетта оказалась городу не нужна.

Новая мама

Своих детей у Екатерины Андреевны не было, она рано овдовела. Но воспитанием она занималась с детства. Сначала помогала поднимать младших братьев и сестер, а в 1941 году взяла к себе троих малолетних племянников, для которых на всю жизнь стала мамой.

Рассказывает приемная дочь Екатерины Андреевны, известный челябинский журналист, музыкальный редактор Вера Филиппова:

-- Когда в Саратове началась бомбежка, отец погрузил нас с мамой (родной) в поезд, и мы поехали к родственникам на Урал. Как мы там жили, не могу сказать, мне было три года. Но я почему-то хорошо помню, как мама заболела. Деревня была глухая, врачебной помощи ждать неоткуда. И через несколько дней она умерла - из-за пустяка, в 27 лет... Родственники начали хлопотать, чтобы сдать нас в детдом. Пока готовили документы, переправляли их в район, отец договорился с новой мамой - Екатериной Андреевной. В итоге детдомовские работники приехали за нами на одной машине с отцом. И он увез нас в Челябинск.

Трофеи заслуженные и случайные

Во время войны Екатерина Андреевна возглавляла военно-шефскую комиссию и вместе с артистами ездила с концертами по госпиталям.

-- Мне было три-четыре года, - вспоминает Вера Сергеевна. - Пока мама давала концерт, я выступала в палатах лежачих раненых. Меня ставили на табуретку, и я читала стихи, пела арии из оперетт. Из госпиталя всегда уходила с трофеями: забегала в палату, чтобы попрощаться с ранеными, и они насыпали мне в варежки кто конфетку, кто семечки, иногда кусочек сахара.

Жили мы в большой коммунальной квартире. В войну в доме было холодно, не топили, и мы спали в общей кухне, потому что там была печка. Конечно, недоедали, витаминов не хватало, и мы вечно ходили в болячках. Поздно вечером мама приезжала со спектакля, доставала пузырек зеленки и говорила: . Мы обожали эту процедуру. Тут же соскакивали с печки, подставляли свои болячки, и мама по очереди смазывала нас зеленкой.

Поскольку мама очень много работала, в доме правила бабушка. Хорошо помню дни выдачи пайков. Когда начинали разбирать положенный набор, бабушка налетала как ястреб: . Надо же было паек растянуть на месяц! А после того, как все было разложено по полкам, на столе оставались всякие крошки, которые мы тут же съедали. Однажды в крошки от шоколада попали кусочки хозяйственного мыла. Разглядывать было некогда, вот и наелись...

Характер у бабушки был строгий. Но к маме она относилась очень трепетно, я бы сказала, возвышенно. И зорко следила, чтобы мы не шумели: .

Зато мама, несмотря на все свои руководящие должности и общественные обязанности, была человеком необыкновенно мягким, интеллигентным, добрым. В конфликты не вступала и всегда выполняла миротворческие функции, всюду за всех заступалась - в огромной коммуналке, подъезде, во дворе.

Память остается

Екатерина Андреевна была талантливым музыкантом. Где бы ни выступал театр музыкальной комедии из Челябинска, оркестр всегда отмечали за слаженность, выразительность звучания. Но звание Екатерина Филиппова так и не получила. Почему - неизвестно. Все документы были подготовлены и подписаны.

-- Мама была архискромным человеком, - говорит Вера Филиппова. - Она никогда за себя не хлопотала. Когда была депутатом горсовета, родственники говорили: .

Екатерина Андреевна никуда не пошла, своим положением не воспользовалась. А дети выросли. Все трое получили высшее образование: Ирина окончила медицинский институт, Леонид стал инженером, Вера окончила филологический.

После закрытия театра Екатерину Андреевну приглашали в другие города, другие оркестры. Но она осталась в Челябинске, долгие годы заведовала кафедрой хорового дирижирования в педагогическом училище № 1.

Умерла Екатерина Филиппова в 1980 году, на восемьдесят втором году жизни. И вряд ли когда-нибудь Екатерина Андреевна задумывалась о том, что память о ней, о театре, в котором она много лет была творческим лидером, останется.

Год назад ее дочь Вера Филиппова передала краеведческому музею сохранившиеся личные вещи музыканта - пожелтевшие от времени документы, юбилейный буклет 1935 года, выпущенный к 5-летию, творческие характеристики разных лет и написанную от руки автобиографию. А еще сохранились нестандартные для советских времен аксессуары - черная велюровая шляпа с широкими полями, элегантные туфли на каблуке, сшитые на заказ в мастерских театра, простенький пластмассовый веер... Казалось бы, мелочи, но они прекрасно дополняют образ этой удивительной женщины. А для музейщиков личные вещи маэстро - бесценные экспонаты, открывающие еще одну неизвестную страничку в истории края.

Татьяна Марьина

Peresvet-mebel.ru шкафы-купе в Пересвете

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

пиар-менеджер в Москве
VK31226318