Где теперь Антон Макаренко?
Образование - это легко.Воспитание - это трудно.Такое соотношение.
То, что эти сообщающиеся, - иллюзия. По крайней мере, еще никто не доказал, что между ними - токи-перетоки. Иллюзия даже и то, что они всегда рядом. Воспитание ушло из нашего образования - и ничего: Нет, они - разные.
Образование - это знания.
Воспитание - это нравственность.
Образователей - тысячи и тысячи.
Воспитателей - единицы.
Принцип такой: обучился - обучай, воспитался - воспитай. Обучиться - да, а воспитаться - вопрос:
Место для образования - класс.
Место для воспитания - жизнь.
Необразованный человек - человек.
Невоспитанный человек - животное.
Великого педагога Антона Макаренко увлекло не образование, а воспитание. Классу он предпочитал завод. Завод, на котором дети производили первоклассные фотоаппараты.
Школа-хозяйство - это принцип Макаренко. Каждая школа должна иметь свое хозяйство. Не нарошенское, а взаправдашнее. Еще лучше - внедренное, вписанное в народное хозяйство. Не случайно даже и то, что завод, построенный педагогом Макаренко для своих воспитанников, через годы станет космическим. Однажды туда приедет Сергей Королев, человек, отправивший в космос Юрия Гагарина.
Плохо, когда школа закрылась от общества. Хорошо, когда общество открыто перед школой.
Это - увертюра. А теперь пусть скажет Сергей Владимирович Щербинин, воспитатель, который, подобно Макаренко, имел две попытки выйти с детьми в большую жизнь.
-- К Антону Макаренко я шел долго. А начинал учителем физкультуры. Сначала окончил институт физкультуры, потом - геофак пединститута, потом - академию государственной службы. А вообще я человек коркинский.
Был день, когда Людмила Арсентьевна Юсупова, заведующая гороно, вызвала меня и сказала: . Даже квартиру пообещала.
Это 1981 год. Кого сначала учить и воспитывать? Педагогов. Потому что они не понимали меня. Мы разговаривали на разных языках. Я им говорил одно, они мне - другое. Дальше. Кого учить и воспитывать после педагогов? Родителей микрорайона. Микрорайон шахтерский, сложный. И многоэтажные дома, и частные усадьбы, и бараки. Высокая преступность. Точнее сказать, много правонарушений.
Школа - восьмилетняя, 580 детей. Здание небольшое. Учились в две смены. Все - сложно. Надо сказать, что в то время был такой лозунг: школа - центр воспитательной работы в микрорайоне. Хорошо, так и быть. Идея - чтобы в каждом дворе, на каждой улице создать разновозрастные, как у Макаренко, отряды школьников. Отрядов оказалось более 90, в каждый входило до 12 человек. Выбрали отрядных командиров. На это мероприятие пригласили родителей. И они, к удивлению многих, пришли. Собралось человек четыреста. Командирами выбирали ребят, скажу так, с избыточной энергией. Живых, подвижных, активных, даже и хулиганистых.
И - пошло. Праздники дворов. Поздравляли - кого? То тетю Машу, то тетю Глашу. То в честь 8 Марта, то в честь 1 Мая. Но до праздников надо было, естественно, привести дворы в надлежащий вид. Убрать в подъездах.
Представьте себе: 90 командиров собираются на заседание совета. Говорили, голосили, обсуждали. Но не так, чтобы дети сами все делали, нет, их надо неназойливо вести, направлять. В том-то и суть.
Что дальше? Детские площадки. Мы сказали: дайте нам материалы - все сделаем сами. Сделали. Потом открыли при школе клуб собаководства. Поголовно занимались спортом. Дело пошло. Через год не стало правонарушений.
Теперь - о финансах. Без денег - как? На уроках труда стали делать кельмы, мастерки, терки. Начали шить. Девчонки шили полотенца, рукавицы, прихватки, короче, кухонные принадлежности. А еще была у нас небольшая теплица. Выращивали цветочную рассаду. Ящички для рассады сколачивали мальчики. Свою продукцию продавали предприятиям, жэкам, пионерским лагерям. У нас был заключен договор со строительными организациями, и мы им поставляли рукавицы, варежки, мастерки. Как могли, зарабатывали.
Деньги: Я их не касался. Все решал совет командиров. На строительство храма? Сколько? Полторы тысячи. Что еще? Какой-то семье помочь? На праздники дворов - сколько? Торт купить бабушкам? И так далее.
Чтобы сплотить детей, я проводил многодневные походы. А было нас человек пятьсот. Отправлялись классами, вместе с родителями. Осваивали ближнюю местность, окрестности Коркино.
Что еще важно? Надо было научить детей жить вне школы, в новых условиях. Не скажу, что было все гладко. Не обходилось без . Но они были исключениями.
В этой школе я проработал восемь лет. Работал бы и дальше, но горком партии предложил мне другую работу. К тому времени я уже с головой ушел в педагогику Макаренко, и заведующая гороно Елена Михайловна Салмина, знавшая об этом, предположила, что я мог бы использовать опыт Макаренко в нашем детском доме. Он находился, мягко говоря, в плачевном состоянии. Дети какие-то забитые, все в клеточных одеяниях, подстрижены под ноль, в баню ходили строем.
С чего здесь начинать? С того же, с системы командиров. Опять же по Макаренко. Наводить порядок через разновозрастные отряды, через заботу старших о младших: А прежде всего, перестроить детский дом. Весь интернат я разбил на квартиры. В квартире - туалет, ванная, бидэ, умывальники, душ, кухня, спальня. От общей столовой я отказался. Кухня была общей, а ели дети у себя в квартире. Ели, мыли посуду, убирали у себя. В группах лишних воспитателей убрал, группы стали семьями, воспитатели - папами и мамами. А детский дом назвал домом детства.
Теперь другой вопрос - вопрос социализации наших воспитанников в обществе. Свою школу мы ликвидировали, а детей распределили по школам города.
И что? Правонарушения свелись к нулю. Дети стали лучше учиться. Они учились, работали, были всегда заняты. А воспитатели занимались малышами. Дети посещали Дом пионеров, станцию юных техников, спортивные секции. Они не были замкнуты, как прежде, в интернате.
Про труд. У нас были механические мастерские. Между прочим, станки покупали на свои деньги. Делали заказанные нам детали для железной дороги. Мебель делали. Девочки шили. Была большая теплица. С весны ели свою редиску, зелень. Рассады хватало и на продажу. Урожай собирали сами. А кроме того, мальчики мастерили кухонные гарнитуры, девочки шили скатерти, занавески, рукавицы. У нас были промышленные швейные машинки, на которых охотно шили и мальчики, иные лучше девочек. Наконец, были у нас и заказы: мы поставляли железной дороге контактные шайбы.
Для всех обязательно - плавание. Чтобы каждый умел плавать. Сауна: для разных возрастов своя температура, свои процедуры. После сауны - бассейн, а потом фитотерапия с медом. Лечебные травы собирали в лесу и выращивали сами. Загар. И для каждого ребенка - массаж. Дети практически не болели.
У нас появился ансамбль народных инструментов. Этим занимался Виктор Мефодиевич Мелехин, профессионал высокого класса. Он учил детей играть на баяне, на домбре, на бас-гитаре. Иногда мы устраивали мастер-классы. Нам давали Дворец культуры, в нем разворачивали выставку , тут же продавали свои поделки. Люди охотно раскупали наши игрушки. По праздникам я разрешал стряпать пельмени, чебуреки. Смешно было смотреть, как пацаненок, весь в муке, лепит пельмени. Сам процесс был, может быть, важнее еды.
Наши выставки-продажи заканчивались концертами. Часа на полтора. Выступали дети и сотрудники. Вместе.
Кульминация всех воспитательных мероприятий - многодневные походы.
Походы - это все: умение жить в обществе, преодолевать трудности, понимать природу. Дождь, грязь, жара, комары, застрял автобус - все воспитание. Рыбалка, кругосветки: У нас было шесть байдарок. Два автобуса, грузовая машина, автомобиль. Своя походная печка, в которой пекли пирожки, жарили рыбу. Своя походная баня. Особое удовольствие - после жаркого дня вечером попариться в бане:
В поход ходили все, с двухлетнего возраста. Малыши ходили в близкие походы. Три километра прошли - вернулись. А старшие: Если, допустим, база у нас в Чебаркуле, старшие идут в поход к Тургояку, пешком. Или до Сатки. Так мы жили в палаточном городке целый месяц.
Конечно, все это я не могу отнести на свой счет. Мне повезло с педагогами-единомышленниками. Это В.М. Соловьева, Л.Л. Щербинина, В.Г. Мусихин, И.О. Генкель, С.А. Кончина и многие другие. Большую помощь оказывали спонсоры - директор Коркинского рыбзавода В.Н. Пупышев, тогдашний директор горгаза В.В. Комарев, и не только они. Наконец, глава города В.И. Марченков всегда уделял детдому особое внимание.
Тем не менее, прошло время и, откуда ни возьмись, появились , завистники и любители . Пошли разговоры, что я нечист на руку. Будто обогащаюсь за счет детей. Будто, например, я построил себе двухэтажный коттедж. А там - обыкновенный дом на садовом участке. И так далее.
Конечно, без бани, без теплицы, без всего того, что у нас было, работать проще. И после меня бассейн забросили, сауну разрушили, теплицу снесли: Ввели одновозрастную систему, сделали общую столовую. Все музыкальные инструменты выбросили.
Я пришел к выводу, что система Макаренко не поддается массовому тиражированию. Сам, как лакмусовая бумага, пропитывался учением Макаренко. Встречался со многими известными макаренковедами - беседовал и спорил с ними, проверял сам себя. И в итоге понял: работа, которую я проводил, не для всех.
Уже несколько лет, как Щербинина . Не факт, что вежливо, но факт, что попросили. В других фактах разбираться не будем. Зададим только один вопрос: то, что делал Щербинин, плохо? Нет, не плохо. Мне, например, нравится. Можно лучше? Можно. И надо. Но туда же, в том же направлении, по тому же курсу. По - Макаренко. Не только школа, не только классы, не только уроки, не только умственный труд, но и - обязательно - труд ручной. Не знаю, как это было установлено, но наука будто бы выяснила, что человек умственной профессии будет лучше думать, умствовать, если поработает руками. Руки помогают мыслить.
Антон Макаренко - один из самых прославленных в мире людей. А он - кто? педагог. Мог ли Антон Семенович в последний год жизни предположить, что пройдет пятьдесят лет после него, и 1988 год будет объявлен (ЮНЕСКО) международным годом Макаренко? Что его признают великим - среди 100 великих людей ХХ века? Что во всех странах мира отыщутся педагоги, которые объявят себя не то что его знатоками и почитателями, а восторженными поклонниками и горячими последователями?
И в то же время Антон Макаренко нигде не победил. Нигде.
Почему?
То, что предлагал Макаренко, - дело не школьного масштаба. В сущности, он хотел воспитать народ. (). Так все устроить, чтобы в обществе не стало несчастных, обездоленных, обозленных, потерявших себя людей. А это - что? Это - первейшая, высочайшая, величайшая из всех социальных задач, которые можно себе представить.
Но могут ли педагоги воспитать народ? Вряд ли. Воспитательное воздействие педагогов - мизерное, если сравнить его с воспитательным воздействием среды, то есть общества. Чтобы изменить народ, необходимо изменить социальное устройство - среду. А общество еще не созрело до того, чтобы поставить перед собой такую задачу - изменить само себя. Может быть, оно когда-нибудь созреет для этого, но созревает оно, судя по всему, медленно.
От всех, кто , - избавляются. Как в свое время избавились от него самого.
Антон Макаренко - не с нами. Хочется думать, что он впереди нас.