Алиментщики под колпаком
В Государственной Думе находятся на рассмотрении четыре законопроекта, ужесточающих ответственность нерадивых плательщиков алиментов.
Как ни стараются законодатели, злостных уклонистов от выполнения родительского долга меньше не становится. В большей степени это касается отцов. По оценкам специалистов, свыше миллиона человек в России уклоняются от уплаты алиментов, а их задолженность перед детьми составляет около 10 миллиардов рублей.
По информации ведущего специалиста-эксперта управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Ирины Кузнецовой, на Южном Урале в исполнительном производстве находится более 53 тысяч дел по взысканию алиментов, возбуждено 722 уголовных дела по статье 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). В отношении 638 человек вынесено ограничение на выезд из Российской Федерации.
С конца 2011 года статья 157 действует в новой редакции. Наказание по ней ужесточилось. Если раньше в качестве наказания предусматривались исправительные работы до 180 часов либо арест до трех месяцев, то сейчас за уклонение от алиментов можно получить реальный тюремный срок - один год. С 1 января 2013 года злостных алиментщиков будут на год привлекать к принудительным работам.
Законодатели еще обсуждают, на какие загонят злостных папаш. Будут это учреждения по типу существовавших когда-то в СССР лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) или что-то новое. В любом случае попавшим туда придется несладко.
На Южном Урале на 100 человек приходится 1,8 уклониста от алиментов. В Челябинске этот показатель один из самых маленьких - 1,3. Причина, видимо, в том, что в большом городе гораздо легче найти работу. Больше всего неплательщиков в Аше, Верхнем Уфалее и Катав-Ивановске: 2,9 на 100 человек.
В службе судебных приставов среднестатистический портрет алиментщика нарисовать затруднились. Контингент разный, от маргинальных личностей, которых можно заставить работать только палкой, до вполне материально благополучных бывших мужей, выбравших для себя статус бывших отцов при живых детях. Последние объясняют неуплату алиментов нежеланием обеспечивать безбедную и счастливую жизнь своей оторванной половине. То, что при этом страдают дети, для них - не аргумент.
Защитить детей взялось государство. В стране будет создаваться алиментный фонд. Это значит, что деньги за нерадивого отца ребенку будет компенсировать государство. А раз оно отдаст деньги на воспитание и содержание обделенного несовершеннолетнего, то и родителя, уклонившегося от своих обязанностей, из поля зрения никогда не выпустит, до самой смерти будет его преследовать и принуждать вернуть долг в казну. Подобные фонды уже существуют за рубежом. Как показывает практика, они убыточны. Поэтому есть опасность, что алиментный фонд станет еще одним бременем для налогоплательщиков.
Среди новых предложений законодателей - приостановление действия водительских прав и специальных лицензий. По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ирины Соколовой, меры, связанные с ограничением в правах, намного эффективнее, чем уголовная ответственность.
Светлана Борисова из Миасса считает предложения законодателей актуальными и обоснованными:
-- Пять лет, как я развелась с мужем, поднимаю детей одна. При живом отце ощутимой помощи от государства мне ждать не приходится, вот и разрываюсь между тремя работами. Все постоянно дорожает, в школах и садиках требуют дополнительной платы, поэтому на жизнь постоянно не хватает. Из-за моей борьбы за выживание дети лишаются большей части материнского внимания и тепла. А что муж? Мои заботы ему неведомы. С него, как с паршивой овцы, хоть шерсти клок: