Учат на втором дыхании
Еще четыре года назад на восемь-девять тысяч выпускников в Челябинске приходилось столько же первоклассников. Нынче уходят из школы две с половиной тысячи одиннадцатиклассников, а придут более 13 тысяч малышей. Кто их будет учить? Ведь учителей начальных классов и раньше не хватало.
Вся надежда - на пенсионеров, которые все еще не хуже бурановских бабушек. Одна из них - Светлана Соловьева (попросившая не называть настоящей фамилии, ). Восемь лет назад она достигла пенсионного возраста, но из школы не ушла. В этом году, по ее словам, . Говорит о себе как будто она часовой. Много ли среди ее коллег возрастных педагогов?
-- Практически все. Как впряглись еще в молодости, так и тянем, - говорит Светлана Викторовна. - И на курсах учимся, и высшую категорию каждые пять лет подтверждаем. И в школьном лагере (городской оздоровительный лагерь. - Авт.) работаем. С детьми и в музеи, и в театры, и в парки ходим.
По словам Светланы Викторовны, все ее коллеги любят детей. Когда-то рядом со школой в районе новостройки учителя получили квартиры. И привязались к ней на всю жизнь. Многие даже своей семьи не создали. И больничных листов, как правило, не брали. В прошлом году Светлана Викторовна сломала руку, но ни одного рабочего дня не пропустила. Не хочется ли ей отдохнуть?
-- Я бы с удовольствием свое место молодым уступила, но ведь никто в затылок не дышит, - говорит Светлана Викторовна. - Второй класс взяла поневоле. Молоденькая учительница, не проработав в школе и года, уволилась.
Как относятся к возрастным учителям родители?
-- Моя дочь пойдет в школу только через год, но я бы не возражал, чтобы у нее была такая учительница, как Светлана Викторовна, - говорит Андрей Мысляев.
Он считает, что детям сегодня не хватает не компьютерной продвинутости, английского языка и прочих развивающих занятий, а любви.
По его словам, именно в пожилом возрасте к человеку приходит настоящее материнское и отцовское чувство, когда любишь ребенка без всяких условий, таким, каков он есть.
А вот мама будущей первоклассницы Кати отказалась от элитной школы, потому что в ней работают учителя пенсионного возраста.
-- Это ведь люди авторитарного поколения. Они водят детей строем, требуют сидеть за партой прямо и соблюдать на уроке тишину, - говорит Марина Владимирова, мать семилетней Кати.
Каких учителей дети любят больше: молодых или опытных?
Возраст тут особой роли не играет, считает начальник управления образования г. Копейска Александр Тутатчиков. Дети любят искренних, участливых, заботливых учителей. Они могут простить им многое: ошибку, вспышку гнева, какую-то человеческую слабость, но никогда не забудут неспра-ведливости, безразличия, лицемерия. Правда, молодые учителя, по мнению Александра Тимофеевича, ближе к детям, потому что у них другое мышление, более быстрое. Они мобильные, активные, напористые. Сейчас, по его мнению, идет естественное обновление учительских кадров. В школах Копейска, например, людей пенсионного возраста 16 процентов. И почти столько же (на полтора процента даже больше) молодых специалистов.
-- Но наша территория ведь географически в выгодном положении, - говорит Александр Тимофеевич. - Из некоторых районов Челябинска и Красноармейского района до нас доехать быстрее, чем до ЧМЗ.
И даже в этих благоприятных условиях Копейску требуется 25 учителей начальных классов.
Почему молодежь не идет в школу?
-- Нельзя сказать, что она не идет, - вступает в разговор Лариса Манекина, заместитель начальника управления образования г. Челябинска. - Более трехсот молодых специалистов ежегодно приходят в школы Челябинска. Но примерно треть потом и уходит. Как считают эксперты, из-за низкой зарплаты, слабой профессиональной подготовки и по ряду других причин. По мнению Ларисы Юрьевны, не все выдерживают груз ответственности, который ложится на плечи учителя начальных классов. Ведь на исправление его ошибок потом уходят годы.
Что делают руководители органов образования для того, чтобы привлечь молодежь?
-- Мы стараемся удерживать среднюю зарплату учителей на уровне 19,5 тысячи рублей, - говорит Александр Тутатчиков.
Низкими остаются, по его словам, зарплаты в маленьких школах, где незначительный стимулирующий фонд. В Копейске сегодня укрупняют школы, объединяя их в комплексы. Самая большая остается головной, а маленькие становятся филиалами.
-- Люди волнуются из-за того, чтобы не повторилась ситуация, которая была с детскими садами, - говорит Александр Тимофеевич. - Но мы свои школы сохраняем. А за счет укрупнения улучшаем материальную базу, поднимаем зарплату учителям.
По мнению Александра Тутатчикова, сегодня в образовании нет традиции непрерывной педагогической практики. А готовить будущих учителей надо уже в школе, возрождая вожатские отряды, открывая профильные педагогические классы, укрепляя связь с отраслевыми вузами и учреждениями среднего профобразования. Тогда педагогику выберут уже подготовленные люди. У Копейского управления образования заключены договоры с Челябинским педагогическим университетом, ЮУрГУ, ЧелГУ, с академией госслужбы для того, чтобы поднимать профессиональный уровень учителей, благодаря чему они чувствуют себя уверенно.
Свою программу поддержки педагогов, которая поможет привлечь в школы молодых специалистов, предлагают в управлении образования г. Челябинска. Проведя анкетирование молодых учителей, там выяснили, что более трети из них живут на съемных квартирах.
-- Хотим обратиться в городскую Думу, чтобы депутаты приняли постановление о субсидиях по оплате за съемное жилье и на приобретение квартир, - говорит Лариса Манекина. - Многие выпускники педагогического университета хотели бы остаться в Челябинске, но из-за того, что съемное жилье стоит очень дорого, уезжают в другие территории.
Поторопиться бы, чтобы не опоздать. Пожилые учителя - бабушки, конечно, классные, вытянут еще многое, но они ведь не вечные. По признанию Светланы Соловьевой, она работает уже не на втором, а на третьем дыхании. И если родители второго класса будут настаивать, чтобы она снова взяла их детей, то не откажет. Вот только бы дыхание не подвело, не закончилось.
Кстати, нехватка учителей начальной школы - проблема не только города, области, России, но и мира. Ему не хватает 18 миллионов учителей начальных классов, по данным ЮНЕСКО, для обеспечения всеобщего начального образования к 2015 году. Так что трудиться придется сообща.