Пространство для диалога
В Челябинском краеведческом музее появилась галерея .
Это десяток квадратных метров выставочной площади, отвоеванных у места, мало приспособленного (как это ни странно) для музейного экспонирования. Пройдясь по лабиринтам крае-ведческого музея, известный российский фотограф Александр Ефремов мимолетно отметил: .
Месяц назад искусствовед Галия Малоушкина предложила идею - преобразовать переход между восточной и западной башнями в галерею, соединяющую два зала основной экспозиции - природы и истории. Малоушкин-младший, научный сотрудник краеведческого музея, придумал новой галерее название , отражающее специфику региона и архитектурные особенности здания. А на днях здесь открылись две небольшие выставки: и экспозиция, посвященная славянской письменности и культуре .
На первый взгляд, место крайне неудачное - сплошные углы, изгибы, диагонали. Но если пространственный ход найден, все предметы, собранные экспозиционером в некую идею-провокацию, существуют органично, вовлекая в диалог зрителя. А пейзаж за окном становится неотъемлемой частью созданной экспозиции.
-- На мой взгляд, провокация - это самый продуктивный подход, - говорит заместитель директора краеведческого музея Галия Мало-ушкина. - Если человека не растормошить, не заставить хоть на миг задуматься, преодолеть стереотип мышления, то свою задачу экспозиционер не выполнит. Просто сосредоточить внимание на музейных предметах - этого недостаточно. Выставка - пространство для диалога. Когда этого диалога не получается, музей становится пыльным собранием древностей.
Выставка - это живая история. Около 20 гравюр и 30 предметов каслинского литья из фондов Челябинского краеведческого музея. Это пейзажи, изображения животных, исполненные в классических техниках - золочение, чернение, синение, травление. Самый распространенный сюжет - охота. Традиционные образы - пасущиеся козочки, сеттеры во время охоты.
Каслинское литье еще недавно было в каждом доме. Но увидеть это многообразие теперь можно только в музее: украшенные тонким прорезным орнаментом тарелки, шкатулки, пресс-папье, коробочка-черепашка, бумагодержатель, чернильница ...
Очень изысканной получилась выставка ко Дню славянской письменности. Здесь представлены не только традиционные для такого случая предметы - старинные рукописи, старопечатные книги, но и медно-литая пластика - кресты, иконы, складни. Из документального фонда экспозицию дополнили паспортные книжки, облигации из фонда князей Ухтомских, похвальные грамоты и табели успеваемости церковно-приходской школы, коммерческого училища. И тут же работы современного художника Василия Васина, который творит в традициях древнерусского искусства - и , созданные в 2008 году.
-- Не хотелось, чтобы было скучно и монотонно, - завершая экскурсию, улыбается Галия Малоушкина. - Мы старались каждую вещь подать так, чтобы она зазвучала в полную силу. У каждого экспоната должно быть личное пространство, как у человека. Но нужно сделать так, чтобы, находясь рядом, они создавали гармонию, не мешая, заслоняя друг друга - поддерживая. Так же как инструменты в оркестре.
Татьяна Марьина