Магия гончарного круга

Магия гончарного круга

Коркинские гончары известны далеко за пределами области. Их глиняные горшки, вазы, декоративные тарелки и сувениры не спутаешь ни с какими другими. Собственный стиль - великая сила. А звенящая и свистящая коркинская игрушка - явление и вовсе уникальное.

Путь к глине

Кажется, что горшки в этой местности обжигали испокон веков. Подтверждение тому топонимы: Глинка, Песчанка. Однако современная керамическая школа зародилась в Коркино всего-то 39 лет назад. Именно тогда независимо друг от друга старинным ремеслом увлеклись молодые выпускники художественного отделения Нижнетагильского пединститута Ольга Бондарь и Александр Колмогоров. Сегодня они вместе учат детей в объединении художественной керамики Центра дополнительного образования, а шли сюда разными дорогами.

-- Меня всегда тянуло к глине, - рассказывает Ольга Николаевна. - По распределению попала в Коркино, когда начала вести кружок чеканки на станции юных техников, в любви к керамике и скульптуре призналась директору Леониду Кустову. Он ответил: .

Из этой не особо ценной кучи и получились первые поделки. Тем временем Александр Колмогоров трудился главным художником цеха сортовой посуды на стекольном заводе.

Его творческая душа требовала новизны. Вместе с единомышленниками Николаем Потаповым, Леонидом Угрюмовым, Юрием Расщектаевым он создает цех художественной керамики на местном кирпичном заводе. Начинали с нуля, полностью переоборудовав заброшенный растворный узел. Построили печь, горн, сделали гончарные круги и мельницы, постепенно совершенствовались, учились. Творили так увлеченно, что об успешности не задумывались. Однажды директор кирзавода Надежда Соколова шутливо попеняла гончарам, что у них в цехе рабочие получают больше, чем она.

Действительно, симпатичные горшки, горшочки, чашки, плошки, тарелки, супницы мгновенно исчезали с прилавков. В художественных салонах не оставались незамеченными авторские работы. А напольные вазы, барельефы и панно из Коркино до сих пор украшают холлы санаториев и учреждений. По затратам производство выгодное, сырье-то буквально валяется под ногами.

В лихих 90-х цех керамики приватизировали, обойдя его создателей. Тогда сначала ушел Колмогоров, следом - его коллеги. Производство без художников-керамистов зачахло. Но нет худа без добра: они стали учить детей, раскрывать новые таланты.

Наполеонпо-коркински

На стенах классов керамики невозможно разместить все дипломы с творческих конкурсов, места не хватит. Каждое их участие обречено на успех.

В нынешнем году они опять удивили Москву. Абсолютную победу во всероссийском молодежном форуме принесли керамические шахматы, выполненные по мотивам войны 1812 года. Белые фигуры - русское войско, черные - французы. У наших, как полагается, царь, царица, бравые уральские казаки, ладья с православной маковкой. У черных - Наполеон с Жозефиной, солдаты в треуголках, ладья, напоминающая собор Парижской Богоматери, даже хвосты у французских лошадей завиты колечками. Каждая шахматная фигура - коркинская игрушка с колокольчиком.

Этот новый стиль возник как-то органично и естественно. Ведь лепка народной игрушки - обязательный этап обучения керамистов. Дымковская, каргопольская, филимоновская: А почему бы не сделать свою, коркинскую? Колмогоров вспомнил, что в его детстве продавали керамические свистульки местного производства. Казалось бы, безделица, а радости-то сколько! В Коркино решили: их игрушка обязательно должна звучать. Тем более при легком удареобожженная глина звенит, словно сама подсказывает сделать из нее колокольчик.

Первой композицией было . Набор фигурок, где барышни пляшут, а кавалеры подыгрывают на гармони. Потом были и другие композиции: , , . А сколько еще будет новых идей!

Чтоб глине было удобно

На конкурсах неизменно отмечают высокое мастерство юных коркинских керамистов. Однажды Александр Колмогоров был обескуражен недоверием.

-- Не может быть, чтобы дети сами сделали эти работы, - сказал кто-то из жюри. - Признайтесь, что это дело рук взрослых мастеров.

Колмогоров не был голословен. В следующий раз привез с собой гончарный круг. Пока один из учеников защищал работу, другой за пять минут выкрутил несколько горшочков. Комментарии были излишни.

Компактный гончарный круг коркинцы возят с собой на Бажовские фестивали. Очевидцы говорят, что очередь к нему выстраивается с раннего утра, а крутится круг до вечерней зари. Видеть, как из бесформенного куска глины получается горшок или ваза, - зрелище завораживающее.

:Несколько лет назад в Коркино было открыто керамическое отделение Челябинского художественного училища. Потом его не стало. С нового учебного года отделение возобновит работу. Все возвращается на круги своя.

Слепи коркинскую игрушку!

Основа женских фигурок - юбка-колокол, мужская фигурка - тоже колокол несколько другой формы. Обе выполняются на гончарном круге. Далее все лепится вручную. У дамы спинка прямая, слегка вогнутая, грудь выпуклая. Голова лепится из шарика и крепится на слегка удлиненную шею. Круглолицые барышни не статичны, их головы повернуты в разные стороны. Руки торцами прикреплены к туловищу, это обычные жгутики, заканчивающиеся изящными ладошками. В руках у кавалеров могут быть музыкальные инструменты. Все мелкие детали выполнены объемно, в одном стиле.

Расписываются фигурки ангобами (цветными глинами). Они не слишком яркие, имеют природный цвет обожженной глины - от светлого охристо-золотистого до темного красно-коричневого. Язычок колокольчика выполнен из глины, а крепится на обычной проволоке.

VK31226318