Они погибли юными

Они погибли юными

Мой рассказ?- о товарищах, с которыми прошли школьные годы, с кем учился в одном классе, с кем дружил. Они стали первыми, кто вступил в смертельные схватки с коварным врагом, напавшим на нашу Родину в 1941-м.

В 1935 году 16-17-летними закончили мы 7-й класс неполной средней школы в поселке Центральная усадьба Еманжелинского зерносовхоза (ныне поселок Зауральский Еткульского района). Трое из нас подались в авиацию, двое?- учиться на рабфак.

Сначала о тех, кто выбрал небо. Александр Кораблев, сын учительницы. Без отрыва от работы окончил Челябинский аэроклуб, затем?- Оренбургское летное училище. С начала войны?- на фронте. Погиб, охраняя сталинградское небо.

И остались его маме от сына только пожелтевшие от времени листки похоронки. Она даже не узнала, где могилка сына. В том же году пал смертью храбрых и его отец Василий Никитич.

Их имена?- на мемориальной доске Почета Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства, где они работали до войны.

Такой же была и судьба Степана Голубовского. Он закончил Балашовское училище гражданского воздушного флота. Война застала его в Иркутске, где он переучился на военного летчика. Оттуда его направили на защиту столицы. Младший лейтенант Голубовский сражался с врагом храбро. Погиб при выполнении боевого задания в районе города Калинина. На граните обелиска, установленного в саду-парке у клуба Еманжелинского зерносовхоза, высечено: . Погиб 20-летним. В семью Голубовских война принесла крушение всех надежд. С фронта не вернулся отец, от ран умер его младший брат. Как тут выдержать сердцу матери?

О молодом летчике Григории Убейконе сведения совсем скупые. Он попал в начальную критическую круговерть войны. Перед войной закончил аэроклуб в Челябинске, затем летное училище в Перми. Сначала служил в Витебске. Последняя весточка пришла из Белостока. И с того далекого 1941 года нет ни слова от него. Отовсюду ответ один: .

Долг требует рассказать и о замечательном парне Мефодии Уварове. Память без устали высвечивает все до мелочей: в школе сидели за одной партой. Мефодий?- председатель учкома, отличник учебы, редактор общешкольной стенгазеты. Хорошо рисовал, аккуратно, по-девичьи, красиво вел записи в тетрадях. Любил шахматы, по вечерам?- волейбол, кино в совхозном клубе.

Мефодий рос без отца, жил у старшего брата. Мать парализована, с трудом передвигалась, держась за стенку. Все заботы по уходу за больной лежали на младшем сыне-школьнике. После окончания семилетки Уваров поступил учиться на рабфак, а затем в педагогический институт. В 1941 году, когда Мефодий заканчивал институт, грянула война. Пехотное училище, недолгая учеба. И первое боевое крещение под Москвой. Молодой офицер отважно дрался с врагом. В июне 1942 года тяжело ранен осколком мины в ноги. Госпиталь. Вылечился. Теперь уже офицер с боевым опытом снова на переднем крае, в боях.

Читаю в альбоме музея: .

Имя М. Уварова занесено на мемориальную доску воинской славы студентов и преподавателей Челябинского государственного педагогического института. В селе Еманжелинка его именем назвали улицу.

Автор этих строк пехотинцем прошагал по пыльным и трудным дорогам войны все 1418 дней и ночей. Преодолел адские испытания. Мне кажется, мою жизнь спас медный церковный крестик, найденный на пыльной дороге при отступлении нашей армии на пятый день войны. Его я храню до сих пор как оберег.

Прошло более 70 лет после гибели моих одноклассников. Косточки их уже истлели в сырой земле. Гляжу на их улыбающиеся юные лица на фото, и сердце разрывается. Я последний свидетель их жизни и подвигов. Надеюсь, что будущие поколения не забудут о них.

Иван Клепиков, инвалид Великой Отечественной войны, выпускник школы 1935 года (93 года)

VK31226318