Вера во власть у людей иссякла
Обращение глав муниципальных поселений Каслинского района в газету (публикуется в сокращении).
Наше обращение вызвано плачевным состоянием сельских поселений. Больно смотреть, как с каждым годом ситуация на селе ухудшается, а мы, избранные представители местной власти, не имеем возможности кардинально повлиять на происходящее, чтобы остановить процесс деградации.
Производство не развивается и влачит жалкое существование, работы на селе нет, работоспособное население и молодежь бросают родные места и уезжают в поисках достойной жизни в города. Деревня стареет и обезлюдевает. Из-за сокращения численности населения закрываются школы, больницы, детские сады, клубы.
Вера в то, что власть что-то может изменить, у людей иссякла.
Главными причинами сложившегося положения являются неразвитость системы местного самоуправления и экономическая непривлекательность сельских районов для ведения бизнеса, создания производства.
У органов местного само-управления практически отсутствует своя налогооблагаемая база, достаточная для содержания и развития территории, инженерной и социальной инфраструктуры.
Огромное количество обязанностей и полномочий местного уровня не подтверждено административными, организационными, юридическими, финансово-экономическими ресурсами и рычагами.
Бюджеты муниципальных образований в России имеют не более 10 процентов от общих доходов, собираемых со всей территории страны. Но ведь богатство любой крупной страны не возникает само собой в центре. Регионы и муниципалитеты?- главный источник общих доходов. В современном мире львиная доля доходов (от 60 до 90 процентов) остается местным органам власти. Так, в развитых государствах, на которые нас призывают равняться (таких как США, Канада, Германия, Швейцария), доля местных доходов составляет соответственно 60, 65, 70 и 90 процентов. В развивающихся странах (таких как Индия, Бразилия, Китай)?- 40, 50, 60 процентов.
У нас же 65 процентов от общего консолидированного бюджета поступает в центр, 25?- в регион и лишь 10 процентов?- в муниципалитеты.
Межбюджетные отношения выстроены в пользу федерального центра. На собственные средства в России живут только два процента муниципальных образований, а 60 процентов полностью зависят от дотаций.
Не исключением являются и муниципальные поселения Каслинского района, и сам район, которые по собственным доходам и развитию производства являются депрессивными.
Сельские территории богаты природными ресурсами (лесом, водой, землей, полезными ископаемыми и др.), однако они не привлекают к себе малый и средний бизнес, экономически не интересны современному предпринимателю. Между тем в недалеком по историческим меркам прошлом (до революции 1917 года) в деревне Тимино располагался Екатеринбургский земельный банк, в деревне Черкаскуль братья Злоказовы, используя прекрасные качества местной воды и получая огромные урожаи картофеля, выпускали спирт и водку. В Огнево добывали золото. Используя природные глины, в селе Багаряк наладили производство кирпича.
В советское время в каждом поселении функционировали животноводческие, зерновые, овощные хозяйства. Сельские жители имели работу, создавали семьи, рожали детей, обеспечивали старость родителям. Корнями прорастали в малую Родину.
В каждом поселении был свой приход и православный храм, духовно обогащавшие жизнь селян. Сейчас же на месте храмов остались одни развалины.
В настоящее время те немногие предприниматели, которые еще работают на селе, постепенно сворачивают производство, уступая бюрократическому прессу чиновников одну позицию за другой. Заниматься бизнесом и в особенности реальным производством в селе очень трудно и сродни подвигу.
Мы, главы муниципальных образований, понимаем свою ответственность перед людьми и будущими поколениями. А потому предлагаем осуществить реформу органов местного самоуправления, сделав их главным и определяющим звеном в вертикали власти. Настала пора качественно и количественно изменить систему местного самоуправления в лице главы и депутатского корпуса. Оно должно стать реальным и самодостаточным, чтобы в полном объеме решать проблемы местного значения, все вопросы жизнеобеспечения сельского населения. Надо максимально упростить процедуры оформления различных документов, связанных с работой бизнеса на селе, передав их на уровень главы и депутатов (имущественные и земельные отношения, использование природных ресурсов и др.). Изменить межбюджетные отношения с пересмотром структуры доходов консолидированного бюджета России в пользу местного самоуправления (не менее 70 процентов доходов оставлять на местах). Кардинально изменить ситуацию на селе через принятие Федерального закона . Закон должен быть простым, понятным, рабочим. Все положительные изменения необходимо сделать необратимыми с перспективой на 40-50 лет. Предложить законодателям рассмотреть весь объем возможных мер для привлечения и развития бизнеса на селе.
Я. Гусев, М. Дегтева, Д. Дорогин, А. Киртянов, В. Пидорский, В. Полозов, В. Ситников, С. Фадеев, В. Числов, М. Шабалин и В. Чернокалов?- главы Вишневогорского, Воздвиженского, Огневского, Булзинского, Маукского, Григорьевского, Тюбукского, Каслинского, Береговского, Шабуровского, Багарякского поселений.