Сергей Юрский во время шторма

Сергей Юрский во время шторма

Актер, режиссер и литератор Сергей Юрский?- желанный гость в любом театральном зале. На его недавнем екатеринбургском концерте огромный ТЮЗ был переполнен, а главное?- принимали так, что стало ясно: собрались все свои, любящие и ценящие звучащее слово. Несмотря на духоту и жару, Сергей Юрьевич нашел время для интервью специально для .

Андрей Кулик

Екатеринбург

Уральцы по вам соскучились?- почему так давно не приезжали?

Пришла пора меньше ездить, теперь я это делаю крайне редко. Я приехал с программой . Это произведения, которые знают люди, или должны знать, или, может быть, все же знают: Но я убежден, что сейчас, летом 2012 года, даже то, что совершенно вроде бы знакомо, прозвучит как абсолютная новость. Это я говорю, скажем, о Пушкине. А что незнакомо?- например, тот Бродский, которого я представил и который для многих, думаю, прозвучал как новость. Ведь как печатается фотография? Ее сначала как будто нет, но вот она постепенно проявляется и вдруг удивляет нас. Мне кажется, что тексты и Пушкина, и Островского должны обновить наш взгляд, наше сознание. Такие выступления у меня сейчас очень редки. Часть этого концерта можно было видеть по телеканалу (выступление в Доме актера, но это был несколько другой концерт). Еще я выступил в Петербурге, в Московском университете была франкоязычная программа, и задолго до этого?- тоже в университете?- я выступил в Женеве. Вот все мои концертные выступления за полный год!

А что у вас сегодня в театре?

Театр современного абсурда, которым я занимаюсь уже двадцать лет, родил целую серию спектаклей, которые я играл и играю. Это были Ионеско, которые шли очень долго, но сейчас уже нет сил их играть, потому что из всего, что я играл в жизни, это самый тяжелый спектакль. Три спектакля по пьесам Игоря Вацетиса в моей постановке и с моим участием идут в Москве и сейчас: в ?- , в Театре имени Моссовета?- и . Также в Театре имени Моссовета я играю , а в ?- . Вот так я заканчиваю свой 55-й сезон на академической сцене.

И что нового будет в 56-м вашем сезоне?

Приступаю к репетициям спектакля по пьесе Игоря Вацетиса . Вещь сложная, в стихах, для трех артистов. Как и во всех своих постановках, один из актеров?- я сам. Также будет играть Наталья Тенякова, и еще я хотел пригласить Ксению Раппопорт из питерского Малого драматического театра. Но она там очень загружена, и у нее маленький ребенок, к тому же она много снимается в кино: И стало ясно, что это нереально, хотя Ксения?- восхитительная актриса. Видимо, эту роль сыграет Анна Гарнова, которая занята в моих постановках и . Ей придется нелегко (как почти во всех моих постановках, в новом спектакле каждый актер играет несколько ролей), но я на Анну надеюсь. Думаю в июле устроить необычную акцию?- . Мы в комнате, без декораций, покажем первый акт , и пусть приглашенные театральные продюсеры решают, кому этот проект интересен. Так что я даже не знаю, на сцене какого театра сыграем премьеру.

Вы автор уже 18 книг. Что нового на подходе?

Я должен заниматься то одним, то другим. Это должно как-то перетекать из одного в другое. Вечером сыграть, а ночью написать, у меня не получается. Три повести, которые я опубликовал в сентябрьском номере за прошлый год,?- о современном телевидении (сатира), о современном театре (сатира) и о былом телевидении (ностальгия). Это последнее, что я делал в литературе. Потом у меня были другие занятия. Я люблю болеть (больницы очень настраивают на жизнь), поэтому я занимался этим.

За другими писателями следите?

А как же! У нас замечательная литература, есть за чем следить. Я назову все того же Дмитрия Быкова, который, несмотря на свою (уже подозрительную) множественность, действительно мыслящий человек, успевающий не говорить банальности, то есть успевающий мысли превращать в то, что он пишет. В смысле количества романов он, по-моему, уже перещеголял Золя, и среди них есть вещи, которые запомнились всерьез и надолго. Думаю, мы будем перечитывать, там много вещей предсказано: Назову человека, с которым я ближе познакомился в последний год,?- это Прилепин. Я прочел его повесть только в этом году и думаю, что это тоже не только очень хорошая проза, но и очень хорошее мышление, это сообщение нового, это мир художника, который отражает реальность. Последнее впечатление?- поздно прочитанный Людмилы Улицкой, настоящее художественное событие.

Одна из ваших самых знаменитых киноролей?- Остап Бендер. Как она вам далась?

Легко! На ушло всего два года. Теперь, правда, такие вещи делают за полтора месяца: Как я теперь начинаю думать, фильм Михаила Швейцера был не только конгениален книге, он, может быть, выразил даже больше, чем роман Ильфа и Петрова. Недавно я перечитывал эту книгу, и там сильно припахивает фельетоном. А фильм?- эпос!

В вас самом есть что-то от Остапа Бендера или от Груздева из фильма ?

Еще есть дядя Митя (), Импровизатор (): Они диаметрально противоположны. Живут ли они в какой-то мере во мне? Наверное, живут. Нас учили, что перевоплощение, то есть превращение, это и есть актерская цель и актерское достижение. Но мне кажется, что самое главное в актерской профессии?- способность другого человека понять. Не осудить, не оправдать, а понять и явить!

В прошлом году по НТВ прошел мини-сериал . Его показали за один вечер, практически без рекламы, и многие прозевали, но этим летом он наконец вышел на DVD и стал общедоступным. Вы там сыграли Сталина, причем уже во второй раз?- первый был в спектакле:

В фильме совершенно другой сценарий и другое время, нежели в спектакле. Для меня эта фигура крайне важна в попытке понять и оценить нас всех, которые жили при нем и живут при его последствиях. Совершенно очевидно, что это фигура фантастического масштаба. Фильм показывает последние три месяца жизни вождя и снят там, где он провел эти три месяца, то есть на подмосковной Ближней даче, в районе Кунцева. Там ни один стул не передвинут с 5 марта 1953 года. Ни одна картинка на стенах не поменяна, ибо он сам их выбирал и сам развешивал. Мы работали по-современному, довольно быстро, по 12 часов в день.

И еще в прошлом году мы видели вас в сериале :

Ну, это эпизод. Я играл Пастернака, снимали на его даче, и мне просто было интересно соприкоснуться с его реальностью, с реальностью стен, в которых этот человек провел свои печальные годы.

Среди наших сериалов последних лет что-то, на ваш взгляд, есть интересное?

Многие сцены я считаю выдающимися достижениями авторства, потому что там замечательные тексты, замечательные ситуации и замечательные работы актеров во главе с Максимом Авериным. Я позвонил Максиму, чтобы поздравить с удачей, не зная, что он?- сын моего артиста, который снимался у меня 20 лет назад:

В наше время нельзя не коснуться политики?- следите за ситуацией? Что, по-вашему, происходит?

Мы не оригинальны?- перемена произошла не только у нас, но и в мире. Ситуация совершенно новая для всех. Мне кажется, что харизматические фигуры, без которых мир не обходился еще совсем недавно, уже не нужны. Один и тот же наш руководитель был абсолютно харизматической фигурой десять лет назад и не является таковой сейчас. Его обаяние перестает охватывать все пространство. То есть оно охватывает, но только часть! В чем дело? Мы живем в новом времени, когда Сеть (в частности Интернет, но не только), сетевое мышление делают личность неуловимой, растворяют ее. И власть становится неосязаемой, и протест становится неуловимым. Говорят: не раскачивайте лодку, в которой мы все вместе сидим. Да мы сидим в разных лодках, и их довольно много! Мы не раскачиваем, и они не раскачивают?- шторм пришел, большой шторм!

Сто лет назад было нечто сходное. Когда нам рассказывают о , это во многом фантазия. В то время писали и Короленко, и Горький, и Чехов, и Художественный театр играл спектакли о другой России. А теперь говорят, что страна благоденствовала, этакое пасхальное яйцо. Но вдруг вышли какие-то из пломбированного вагона и за три дня все перевернули, а стомиллионный народ, который благоденствовал, вдруг стал церкви рушить. Что ж это за народ такой? Думать, что до 1917 года все было прекрасно, слепота.

Шторм, господа! Давайте не будем слепцами и серьезно отнесемся к шторму.

VK31226318