За родителями присмотрит <третий глаз>

За родителями присмотрит <третий глаз>

В конце прошлого года был принят закон, с которым в Россию пришла ювенальная юстиция,?- система правосудия для несовершеннолетних. Казалось бы, благое дело?- защита прав ребенка?- вызвало в обществе активный протест, сопоставимый разве что с введением ЕГЭ. И он со временем только нарастает. Почему? Об этом беседуем с участниками .

Светлана Журавлева

Челябинск

Впервые ювенальная юстиция появилась в США в 70-е годы ХIХ века. Потом на основе опыта Америки прижилась в Великобритании и Франции. Теперь эта система создается и в России. Но единой модели в мире нет. Каждая страна вносит в нее что-то свое, особенное. Что же такое ювенальная юстиция в России в понимании участников ?

-- В узком смысле слова это параллельная система правосудия, созданная для несовершеннолетних. Та же юстиция во всем ее многообразии: полиция, прокуратура, суды, тюрьмы,?- говорит Владимир Помыкалов, кандидат философских наук, директор института .

А в широком смысле?

-- Особые права государства для вмешательства в частную жизнь,?- вступает в разговор Александр Орел, ныне глава Ленинского района Челябинска, а в недавнем прошлом управленец в сфере образования.

-- Я бы сказал даже жестче: инструмент принуждения,?- развивает мысль Владимир Владимирович.?- У государства есть ведь две функции: управление и принуждение. Первую оно выполняет при помощи второй.

Это значит, что если раньше права по защите ребенка и заботе о нем были прерогативой родителей, то теперь в семью вторгается государство этаким .

Как относятся мои собеседники к присутствию в семье третьей стороны?

-- Я, как нормальный человек, очень хотел бы, чтобы моя личная жизнь оставалась неприкосновенной. У меня благополучная семья. В ней нет проблем, которые требуют вмешательства государства. Поэтому служба надзора в сфере семьи мне не нужна,?- говорит Александр Евгеньевич.

Но, работая в управлении по делам образования г. Челябинска, он много занимался проблемами сиротства. И понимает, что там немало нерешенных вопросов. Государство, по его мнению, пытается их решить с помощью ювенальной юстиции. В целом система, по мнению Александра Евгеньевича, еще не сложилась. И обсуждать то, чего нет, преждевременно.

-- Вот так у нас всегда,?- сокрушается Владимир Владимирович.?- А зачем вообще создавать новую систему, если есть старая? Ах, она у нас не работает! Так сделайте ее эффективной. Не ждите, что получится. Почему вы думаете, что новая структура будет лучше прежней?

Сегодня, по его мнению, есть все для решения проблем сирот и трудных детей: органы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, детская пенитенциарная система. Детьми занимаются 14 ведомств.

-- В том-то и дело, что государство интересует благополучная семья, а не трудные дети,?- вступает в разговор Станислав Загородников, отец троих детей.?- Оно создает жесткий механизм воздействия на инакомыслящих людей. Мы не идиоты и видим, что происходит.

К сожалению, есть уже конкретные примеры давления на родителей. Органы опеки предупредили мать, пришедшую на Болотную площадь с двумя детьми, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей. Пока только предупредили, но ведь могут и отнять детей благодаря ювенальной юстиции.

-- Государство хочет, чтобы люди жили в постоянном страхе из-за того, что могут лишиться детей,?- считает Станислав Анатольевич.

Не исключает того, что ювенальная юстиция может быть рычагом воздействия на родителей, и Владимир Помыкалов. Но все же больше склоняется к мысли, что это обыкновенная реакция государства на неспособность заставить работать важную структуру. Это плохая реакция, по его мнению, на то, что происходит в обществе. Он считает, что создание ювенальной юстиции?- первый шаг к абсурду. Можно с таким же успехом создавать геронтальную юстицию. Старики ведь у нас тоже незащищенная категория и нуждаются в поддержке. Затем феминальную?- для женщин, которые, как известно, слабый пол. Затем?- по основам вероисповедания: православную, мусульманскую...

Почему государство выбирает плохой вариант? Оно идет по пути наращивания мускулов: укрепляет полицию, внутренние войска, службу без-опасности. А теперь еще вводит и правоохранительный контроль в сфере семьи.

Остаются ли у родителей права по защите ребенка?

Конечно, считает Александр Орел.

-- Ведь я?- единственный законный представитель своего ребенка по Конституции,?- говорит он.

-- Ан нет,?- не соглашается Владимир Владимирович.?- Вы как родитель, может быть, и готовы грудью постоять за своего ребенка. Но государство вам говорит: .

Почему же у нас не может прижиться ювенальная юстиция, как, например, в США?

-- Америка?- страна индивидуализма и эгоизма. Именно эти качества сделали ее экономически процветающей,?- говорит Владимир Помыкалов.?- У нас другой менталитет.

В американской судебной практике сложилась система, при которой ребенок выступает равноправной со взрослыми стороной процесса. У нас ее нет.

Семья в России живет по своим законам. В ней существует иерархия, по которой ребенок не может быть равным родителям. И его отношение к ним меняется. Сначала они для него?- авторитет, потом он относится к ним критически, а в трудный подростковый возраст и вовсе негативно. Но потом авторитет родителей возвращается. Формируется уважение к старшим. А когда родители стареют, у детей появляется покровительственное отношение. И это плодотворная эволюция в семье, по мнению участников .

Как она может измениться в связи с введением ювенальной юстиции?

В период подросткового бунтарства ребенок может пожаловаться на родителей, обратиться в суд. И не исключено, что семья на какое-то время разрушится. Отношения между родителями и детьми будут формализованы, считает Владимир Помыкалов. Все богатство межличностных связей уничтожится. Вот почему люди и протестуют.

В Америке существует очень мощное гражданское общество, какого у нас, к сожалению, нет. Есть система противовесов, которая у нас отсутствует.

Будучи в штате Южная Каролина, Владимир Помыкалов зашел в супермаркет купить сигарет. Там был огромный отдел, торгующий сигаретами и алкоголем. Но в воскресенье он не работал, был задернут занавесом. Выходной в Америке- это день семьи, когда нужно сходить в церковь, заняться детьми. У нас другие правила жизни.

Нашему государству тоже нужно развивать гражданское общество, минимизировать свое присутствие во всех сферах жизни, убежден Владимир Помыкалов. Но оно, к сожалению, идет другим путем.

VK31226318