Даже в летние каникулы российских детей не оставляют без домашнего задания

Даже в летние каникулы российских детей не оставляют без домашнего задания

По его объему Россия уже опередила 40 ведущих стран мира. А ведь ученые доказали, что чересчур объемные домашние задания ведут к снижению успеваемости. Почему же мы идем по этому пути? Каким должно быть домашнее задание в идеале и можно ли его полюбить? Об этом размышляют участники «Внеклассного часа».

- Это очень большая проблема, - соглашается Наталья Никифорова, победитель конкурса «Учитель года России-2009», математик и завуч магнитогорской школы № 5. - Ведь каждый учитель задает свой объем, не согласуя его с другими коллегами. Домашнее задание никто не регулирует, поэтому оно непомерно раздуто.

В школе № 5 попробовали посчитать, сколько времени требуется ребенку для работы дома. Получилось примерно так: сразу после уроков и до сна. Некогда ни почитать, ни музыку послушать, ни сделать что-то еще.

- Такая ситуация не устраивает меня ни как учителя, ни как мать, у которой ребенок идет в первый класс, - говорит Наталья Сергеевна. - Поэтому сейчас серьезно думаю над тем, насколько оправданно домашнее задание в принципе?

В Китае, например, нет домашних заданий вообще. Но на олимпиадах по математике ученики показывают выдающиеся результаты.

Почему так вырос объем, говоря сленгом учеников, «домашки»?

- Как же мы научим чему-либо детей без нее, если у нас по санитарным нормам на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут?

А сколько времени, вы думаете, мы сможем уделить на уроке каждому ребенку за 35 минут, когда в классе более 25 человек? - вступает в разговор Светлана Дорошенко, учитель начальных классов.

То, что не смог на уроке дать, учитель перекладывает на родителей и ребенка. И как же семья справляется с этой задачей?

- По-разному, - отвечает Станислав Загородников, отец троих детей.

По его словам, он никогда не проверял уроки у старшего сына и не делал их вместе с ним. Мальчик был внутренне самостоятельным. Отец поддерживал его поиском среды, в которой сын развивался бы наиболее успешно. Нашел для него хорошую школу. Совет по выбору ее был гениально прост. «Зайди в мужской туалет и тебе все будет ясно», - сказал один из талантливых педагогов.

- Это были 90-е годы, - вспоминает Станислав Анатольевич. - Чего я только не увидел в школьных туалетах: анатомические атласы с пошлыми надписями, окурки и даже шприцы. Нашел наконец-то и чистый туалет. По нему и выбрал школу. Старший сын с домашними заданиями справлялся, по его словам, даже слишком легко. Но это не общее правило для детей даже из одной семьи.

- Тут вопрос характера и темперамента, - считает Станислав Анатольевич. - Младшему сыну приходилось помогать по математике, занимался и с дочерью.

Проблема, по мнению Станислава Загородникова, не в объеме домашнего задания, а в том, что детей грузят ненужной информацией, делают ставку на механическое запоминание. Гасят умение думать, мыслить.

Как-то прочитал задачу для второго класса - и в ужас пришел. Она была сформулирована так сложно и запутанно, что любой ребенок впадет в истерику.

- Что вы делаете с детьми?! - начал выговаривать учительнице. - Ведь так можно отбить весь интерес к учебе.

Учительница не спорила, не возражала. Она... заплакала.

Как выяснилось из разговора с ней, сегодня все делается для того, чтобы прибить учителя как профессионала. Превратить его в обычного статиста, механически выполняющего свою роль. Ежедневно он пишет всякую белиберду, заполняя никому не нужные отчеты. Времени на творчество не остается.

И это происходит не просто так, считает Станислав Загородников. Умысел очевиден. Вот ведь и Дмитрий Ливанов, новый министр образования и науки РФ говорит, что школа воспитывает грамотного потребителя. И все.

- Это значит, что образованный человек не нужен. Требуется обслуга, налогоплательщик, - объясняет Станислав Загородников. - Образованные люди - это катастрофа. Ими невозможно управлять. И ресурсов на всех не хватит.

Как физик он понимает, что чем больше давление, тем сильнее противодействие. Есть оно и в образовании. Вот и учитель в проплаканной кухне находит какой-то выход. И семья пытается противопоставить что-то свое.

- В идеале дома ребенок должен подумать над какой-то нерешенной проблемой, - считает Наталья Никифорова. - Отработать интересные моменты, на которые на уроке не хватило времени.

Но тут, по ее мнению, нужна перестройка детского сознания. Ведь за «подумать» оценки не ставят. Чтобы мыслительный процесс стал потребностью, он должен приносить удовольствие. Для него нужно создать особые условия, по мнению Александра Попова, директора челябинского физико-математического лицея № 31.

Во-первых, нужно найти комфортное время, - говорит Александр Евгеньевич.- У каждого ребенка оно свое. Кому-то нравится работать утром, кому-то - днем, когда солнце светит в окно, а третьему - с приходом сумерек...

Во-вторых, у каждого человека есть пространство, где ему лучше всего работается. Дома для Александра Евгеньевича - это кухня, а в рабочем кабинете - подоконник. У ребенка может быть свое, самое неожиданное место. Родители о нем, конечно, знают.

Далее, звуки, которые будоражат, настраивают на творчество. Это может быть стук дождя, шум ветра, музыка Моцарта…

Приятный аромат тоже играет важную роль. Китайцы, например, считают, что запах жасмина настраивает на интеллектуальную деятельность. Но это может быть и аромат свежесваренного кофе, запах лимона…

Обратить внимание нужно и на одежду, в которой ребенку нравится. Пусть это будут даже рваные брюки и поношенные тапки. Комфортную среду создает цвет занавесок, обоев и еще много разных мелочей.

- Пусть у ребенка будет свой остров радости для работы, где его никто не трогает, не отвлекает, не беспокоит, - говорит Александр Евгеньевич. - Не забывайте, что интеллектуальная деятельность должна быть ежедневной, как любовь, как хлеб.

VK31226318