Бумажная узда для железного коня
Челябинская администрация решила обуздать маршрутные такси. Теперь возить пассажиров должны только те предприниматели, которые прошли конкурсный отбор. Таким образом, поездки в маршрутках должны стать комфортнее и безопаснее. Так ли это будет?- зависит от полиции и юристов.
Как нас возят
Для челябинца Михаила Крюкова апофеоз свободы на рынке маршрутных перевозок наступил в понедельник вечером. Михаил возвращался с работы в юридической компании на маршрутке № 64. Между остановками и микроавтобус встал в небольшой пробке. Его кабина поравнялась с точно таким же транспортным средством.
-- И тут наш водитель громко говорит водителю соседней маршрутки: ?- вспоминает Михаил.?- Тот замешкался, наверное, даже застеснялся. Наша маршрутка воспользовалась моментом и рванула вперед. Через пару остановок я вышел. Следом подъ-ехал наш . Всмотрелся в него: в кабине на самом деле лежали небольшие черные мешки, а водитель недобро глядел на меня. И тут мне стало понятно, что в сфере перевозок нам точно не нужны такие рыночные принципы. Я как пассажир наелся свободного рынка таксомоторных перевозок.
Подобных историй каждый пассажир челябинских маршрутных такси может вспомнить массу. Среди них будут рассказы о том, как ПАЗ на маршруте № 58 ездил с открытой пассажирской дверью. И трижды не спеша, вразвалочку, проехал на красный сигнал светофора. Как водитель такси № 57 на совет пассажирки не разговаривать по телефону и не отвлекаться от дороги ответил: Как маршрутки поворачивают направо прямо с середины дороги, явно нарушая правила. Как водитель, увидев трех голосующих на обочине соотечественников, резко остановил машину. Они забрались в салон и весь оставшийся путь отвлекали его разговорами на непонятном языке, а машина опасно маневрировала под аккомпанемент легковушек. Как маршрутчик в тюбетейке запретил челябинкам садиться рядом с ним: эти места только для правоверных и для мужчин. Как во время жары на остановке в микроавтобусе восточно-азиатского производства закипел расположенный в салоне двигатель?- пассажиры надышались ядовитыми парами тосола: Ничего удивительного в таких историях нет, ведь до недавнего времени маршрутными перевозками в городе занимались все, кто получил федеральную лицензию.
По подсчетам специалистов городской администрации, ежедневно на дороги Челябинска выезжает около одной тысячи маршрутных такси. Они должны распределяться по утвержденным в ГИБДД и в управлении транспорта маршрутам. Однако на деле получается, что водители выбирают наиболее прибыльные направления. В итоге проспект Ленина и некоторые другие улицы оказываются забиты пассажирским транспортом до такой степени, что образуются пробки. Перевозчики, видя ремонт дороги или просто затор, корректируют свою траекторию как бог на душу положит. Конкурентов подрезают. На остановках специально стоят по нескольку минут, чтобы испортить жизнь всем, кто едет сзади. Затесавшихся в правый ряд дороги водителей ослепляют дальним светом фар. Пассажиры ездят обычно и стоя, и сидя. Штрафов за подобные нарушения давно никому не выписывают. Между рейсами маршрутки отстаиваются и ремонтируются везде, где хотят: во дворах и в проездах между ними, на тротуарах, газонах, парковках, обочинах.
Вечером, после трудового дня, маршрутчики начинают выяснять отношения менее конструктивными методами. В ход идут кулаки, дубины, бутылки. Ночью это продолжается битьем стекол салона и порчей автопокрышек. Утром они пишут друг на друга заявления в полицию. Кто-то клеит на борта и в салон плакаты с символикой различных охранных предприятий. Кто-то пробует заставить правоохранительные органы выгнать конкурентов с . К заявлению прилагают копию лицензии, подписанную в ГИБДД схему движения.
-- Но определить, кто прав, а кто нет, невозможно. А теперь, после проведения конкурсов на маршруты, на основании решения городской Думы, постановления главы города будет однозначно ясно, кто вышел на маршрут незаконно,?- говорит директор автотранспортной компании Ян Каминский.
А ездить мы будем так
С мая этого года администрация Челябинска пробует проводить конкурсы на обслуживание маршрутов городского транспорта. Конкурс?- это процедура юридического закрепления за каждым конкретным маршрутом определенной автотранспортной компании. Кандидаты подают заявки. А жюри, в которое входят чиновники, их рассматривает и отдает предпочтение наиболее сильному перевозчику.
Сильнейшего выясняют по длинному списку критериев, который главным образом описывает характеристики , количество собранных перевозчиком официальных бумаг и опыт работы. Маршрутчикам эти пункты не всегда понятны.
-- По условиям конкурса транспортные средства должны быть оборудованы пандусами,?- говорит директор Д. Осинский.?- А что считать пандусом?
В ответ администрация ссылается на некий государственный стандарт (ГОСТ), который по идее после отмены обязательной силы ГОСТов должен носить рекомендательный характер.
Чиновникам также приходится объяснять, что, к примеру, критерий подразумевает наличие не гаража или огороженной территории, а просто это все оформленные на перевозчика транспортные средства. А критерий регламентируется все теми же ГОСТ-Р (по сути, может быть измерен линейкой).
Невнятность конкурсных условий маршрутчиков не смущает.
-- Сейчас любой норма-тивно-правовой документ можно отдать профессиональному юристу, и он найдет там массу нестыковок. Не описали кнопку вызова водителя?- завтра опишут. Как показывает практика, конкурсы?- это не инструмент для выставления кому-либо препонов,?- говорит Ян Каминский.
Препоны выставлять и не нужно. Как правило, за каждый маршрут соревнуется ровно один перевозчик. В редком случае их двое. По состоянию на конец июля было проведено из 113 конкурсов 28. Из них 2 вообще не состоялись, так как не было подано ни одной заявки.
Нежелание челябинских перевозчиков бороться за легальное право возить пассажиров объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, федеральное законодательство не предусматривает проведение конкурсов на право заниматься бизнесом на основе ранее полученной федеральной лицензии. Не существует и подобного закона Челябинской области. Его еще разрабатывают, а когда примут, могут признать не соответствующим федеральной нормативно-правовой базе. Во-вторых, контролировать соблюдение итогов конкурсной процедуры будет управление транспорта. По результатам проверок оно будет писать заявления в право-охранительные органы. Для реакции на все подобные сигналы полицейских, скорее всего, не хватит. В-третьих, победители конкурса должны соблюдать лицензионные требования, то есть между поездками по маршруту отстаиваться на специальных площадках и содержать диспетчера.
-- Диспетчеры на конечных точках должны ставить отметки о том, что машина пришла по расписанию,?- рассказывает Ян Каминский.?- Администрация в своем нормативном акте еще раз продублировала требования федерального законодательства. Это позитив, хотя услуги диспетчера должны оплачиваться. Ведь, согласно договору, на маршрут должно, к примеру, выходить десять машин, а их на самом деле ездит восемь. В итоге давка в салоне, несоблюдение графика. А с диспетчером пассажир, стоя на остановке, будет знать, что через четыре минуты должно подойти маршрутное такси № 5. Ему будет комфортнее. На разворотном кольце, где находится диспетчер, нужно соблюдать санитарные нормы. А иначе каждому водителю куда мусор бросать? А туалеты? Питание? На это тоже пойдут затраты. Но раньше ведь они уже были, когда еще действовала нормативно-правовая база РСФСР. За диспетчерское обслуживание все перевозчики платили.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве