Эта поездка была самой дальней из всех, что совершались прихожанами златоустовского храма во имя праведного Симеона Верхотурского

Эта поездка была самой дальней из всех, что совершались прихожанами златоустовского храма во имя праведного Симеона Верхотурского

Только до Санкт-Петербурга им пришлось проехать 2500 километров, плюс заезды в другие города. В 35-градусную жару в Златоусте в столь длинный путь отважились отправиться 30 человек. Самой юной паломнице едва исполнилось 10 лет, а самой старшей было 75.

Уже на следующий день убедились: совершенный перед отправкой молебен о путешествующих услышан Господом. Все девять дней, что длилась поездка, температура воздуха в краях, где мы побывали, не превышала 25 градусов. А дождь лил только тогда, когда мы находились в автобусе.

Первую большую остановку планировали сделать в Муроме в День семьи, любви и верности. Хотели помолиться святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским о семейном благополучии.

В Муроме на престольный праздник в паломническом центре все места были забронированы за два месяца вперед. Поэтому мы заночевали в соседнем городе Вязники, предварительно договорившись с настоятелем Введенского монастыря иеромонахом Севастианом. Эта обитель только начала возрождаться из развалин. В ней пока нет места для приема паломников, но нам не отказали в ночевке, окружив вниманием и любовью.

Поскольку мы приехали в монастырь в поздний час, нас встретили на окраине города, чтобы мы не плутали. Напоили чаем с печеньем и вареньем, принесли в храм матрасы. Монастырь очень бедный, но братия не могла отпустить нас без гостинцев. В дорогу нам дали самое ценное, что здесь имеется, - родниковую воду, за которой насельники ходят за несколько километров. К слову, трубу обхватывает ствол дерева. И создается впечатление, что вода течет из него.

На утреннее богослужение мы поехали в Муром в Благовещенский монастырь. В нем находятся частички мощей святого Илии Муромца. На территории обители стоит часовня с останками людей и надписью на стене «Мы были такими, как вы. Вы будете такими же, как мы». Было о чем задуматься.

Затем в храме Николы Мокрого мы поклонились святой Иулиании Лазаревской. Нам рассказали о житии этой женщины, имевшей 13 детей. Она прожила свой век так, что ее почитают теперь тысячи людей. Рядом с этой церковью находится источник святителя Николая. Вода в нем поистине целебная.

Последнее посещение в Муроме - Троицкий монастырь, где покоятся мощи Петра и Февронии. Тут, можно сказать, произошло маленькое чудо. Перед тем, как нашей юной паломнице Анюте поклониться святым, к раке подошел священник. А для священнослужителей раку открывают. И Анюте разрешили приложиться к мощам с открытой ракой. Подойди священник минутой раньше или позже, этого бы не случилось.

На следующей день мы прибыли в Псков. Совершили экскурсию к месту рождения святой равноапостольной княгини Ольги, побывали в нескольких монастырях, в Псковском кремле. Узнали, что в Пскове, как и в Златоусте, проживает около 200 тысяч человек, но в городе действуют 32 храма. А еще Псков известен тем, что в нем находится воинская часть десантников, которых первыми посылают в горячие точки. Поэтому там разбита Аллея Памяти, где растут деревья со всей страны. Саженцы присылают родственники десантников, погибших на войне.

В Пскове мы познакомились с отцом Олегом. Этот батюшка окормляет воинскую часть. Он много раз летал в Афганистан и Чечню, сопровождая солдат и гуманитарные грузы. В случае необходимости именно он крестит и отпевает воинов. В трудное для Пскова время отец Олег совершил крестный ход на самолете вокруг города, вместе с ним были певчие. На высоте 800 метров привязанного ремнями батюшку спустили из самолета вниз, и отважный священник на лету окроплял жилые массивы святой водой. Сейчас ему 67 лет, но сил у него, как у молодого.

Похожим на чудо было и другое знакомство. В день нашего пребывания в Пскове к своему сыну, который там служит, приехал священник из Серпухова. Прибыл с матушкой и шестью детьми (а всего у него 10 детей и один внук). Вместе они - семейный певческий ансамбль Зотовых «Живая старина». Матушка играет на давно забытом инструменте - гуслях, остальные поют. По благословению отца Олега сначала на площадке возле храма, а затем и в нем самом Зотовы выступили перед нами с концертом. Такая дивная музыка звучала, а пение иначе, как ангельским, не назовешь. Но больше всего нас удивило их отношение друг к другу. Столько теплоты, ласки, заботы мне, прожившей много лет, не приходилось видеть ни разу.

Начинаешь понимать, что когда много детей, когда жизнь - общие заботы и молитвы, когда членов семьи объединяет интересное дело, нет времени на ссоры и скандалы, в отношениях господствует Любовь.

Ночевали мы в храме, на разостланных матрасах. Но что такое теснота и жесткая постель по сравнению с эмоциями, какими были переполнены наши души!

Из Пскова поехали в Псково-Печорский монастырь. Там нас устроили в гостинице, накормили ужином. Был последний день поста, и на литургии почти все исповедались и причастились. А потом мы отправились на экскурсию в пещеры Богом зданные, где на протяжении веков хоронили монахов и праведных людей. После их посещения человек становится другим. Его душа получает то, в чем исподволь нуждается всегда. Пребывание здесь заставляет задуматься о смысле существования, о том, как следует жить на пороге ожидающей нас вечности.

По пути в Санкт-Петербург мы останавливались дважды. Первый раз - у могилы протоиерея Валентина Мордасова, чьи духовные книги помогают находить ответы на непростые жизненные вопросы. Рядом с храмом - святой источник, его влага после многочасовой поездки в автобусе показалась нам животворящей.

Второй раз остановились в ста километрах от трассы, в местечке Вырица, где покоятся мощи святого Серафима Вырецкого. К храму мы подъехали в 20 часов, когда по всем правилам церковь должна быть уже закрыта. У ворот увидели настоятеля. Узнав, что мы проделали длительный путь, батюшка Константин предложил отслужить молебен в часовне святого Серафима. После рассказал о житии этого угодника Божия, помазал нас маслицем из лампады и благословил на дальнейший путь.

Позже мы осознали: в очередной раз произошла чудесная случайность. Задержись мы на несколько минут, и такой прекрасной встречи могло не быть.

Приехав в Питер поздно вечером, заночевали в Ново–Девичьем монастыре, где заранее забронировали места. Но вот времени ознакомиться с обителью у нас, к сожалению, не было: мы торопились на праздничную литургию святым апостолам Петру и Павлу в храме, где находятся мощи Иоанна Кронштадского. Оттуда переехали к часовне блаженной Ксении Петербургской. Вереница жаждущих помолиться весьма почитаемой святой была весьма длинной, часов на пять. Но нас пропустили без очереди, и мы замерли перед гробницей, молясь за своих родных и близких, прося Ксенюшку о покровительстве.

Конечная остановка в Питере - Александро-Невская лавра. Из северной столицы выехали ночью.

Проезжая мимо Москвы, не могли не заглянуть в Сергиев Посад к преподобному Сергию Радонежскому. Господь опять явил нам свою милость. Едва вышли из автобуса, полил сильный дождь, и мы тут же забежали обратно. Но через пять минут ливень прекратился, выглянуло яркое солнышко. В Сергиевой лавре мы пробыли три часа. Помолились в храме, омылись в святом источнике. А едва сели в автобус, как небо снова потемнело, пошел дождь.

О последнем месте посещения заранее не говорилось. Это был сюрприз для тех, кто в прошлом году заезжал в женский монастырь Архангела Михаила в Ульяновской области. Тогда златоустовские паломники вынесли из этой обители массу глубоких впечатлений и размышлений.

Когда впервые едешь в паломничество, восторгаешься величием и убранством старинных храмов и монастырей. В них много народа, но мы там никому, по большому счету, не нужны. Иное впечатление оставляют обители, восстанавливающиеся после разрушения. В них, как правило, немного монахов, скудна обстановка. Но там паломников встречают с таким сердечным теплом, что в эти монастыри хочется возвращаться вновь и вновь. Вот почему нам запомнился женский монастырь в селе Комаровка Ульяновской области.

Мы приехали туда, никого не предупредив, и совсем не рассчитывали на какую–либо трапезу. Но нас накормили очень вкусно. По словам матушки Серафимы, тем, что Бог послал. А послал он две кастрюли супа, гречневую кашу, тушеную капусту, вермишель, молоко, компот и свежий монастырский хлеб. В дорогу нам налили 10 литров вкусного кваса и дали несколько караваев хлеба. В этой обители, еще не успев ни с кем пообщаться, мы становились другими. В наших душах воцарялись мир, спокойствие, умиротворение.

А потом была последняя ночь в автобусе, и мы все, намного изменившиеся, благополучно вернулись домой.

В этой поездке, как и во всех предыдущих, с нами происходили чудесные явления. Один святой подвижник писал: «Со мной всегда происходят случайности, но как я перестаю молиться, случайности прекращаются». Наверно, мы действительно молились.

Было ли трудно во время пути? Конечно. Но разве кто-то будет вспоминать об этом? А вот молитвенное состояние, когда у мощей святых угодников Божиих со слезами просишь помощи и заступничества за всех родных и близких, помниться будет долго. Не забудутся восторг и неземное состояние от купания в святых источниках, теплота и забота друг о друге. На девять дней автобус стал маленьким монастырем. Чтобы это оценить, надо самому хоть раз побывать в такой поездке

Галина Живайкина, Златоуст- Санкт-Петербург-Златоуст

VK31226318