Челябинская митрополия: первые шаги
26 июля Священный Синод принял решение о создании Челябинской митрополии, а 1 августа Святейший Патриарх рукоположил архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана в сан митрополита.
Нина Чистосердова
Челябинск
Владыка встретил нас в новом облачении - в белоснежном клобуке на голове. А на праздничном служении прихожане увидят его в митре - символе высшего православного духовенства. О переменах, которые ждут православие Южного Урала в связи с этими кардинальными событиями, мы беседуем с митрополитом Челябинским и Злато-устовским Феофаном.
Объясните, что такое митрополия и зачем она создана.
Святейший Патриарх Кирилл очень много делает, чтобы активизировать деятельность нашей Церкви. Для того чтобы более быстро и качественно реагировать на вызовы времени, создаются митрополии - новые церковно-административные единицы. В нашей епархии теперь три епархии: Челябинская и Златоустовская, Троицкая и Южноуральская, Магнитогорская и Верхнеуральская. Митрополитом назначен ваш покорный слуга.
Каковы задачи митрополии? Поставлено много задач, которые сегодня должна решать Церковь. Это активное социальное служение, миссионерское служение, образовательная деятельность в школах, армиях, больницах: Имея такую огромную епархию, как наша, невозможно одному епископу все охватить. Каждый понимает, что руководитель задает тон. Чтобы приблизить его к людям, дать возможность более эффективно действовать, и создаются митрополии. Какова роль митрополита? Это координатор. Он входит в контакт с высшим руководством области, координирует деятельность епархии. Но это не значит, что митрополит должен вмешиваться по любому случаю в жизнь новых епархий, это было бы неправильно. Сами по себе епархии будут достаточно самостоятельны. Самое главное - двигаться в одном русле.
Челябинская область - одна из первых в этом плане?
Да, ведь у нас непростая область: она многонациональная, а значит, и многоконфессиональная, мультикультурная. Мы сейчас очень часто говорим о стабильности, мире, согласии, не менее важный вопрос - нравственное здоровье нашего общества. Решать все эти жизненно важные проблемы и призвана митрополия.
Москва делает большие ставки на наш регион. Как Челябинск будет оправдывать это доверие?
Я не хотел бы много говорить по этому поводу. Прибыв в Челябинск, я уже говорил о необходимости активного строительства храмов. Кто-то скажет: Поезжайте на северо-запад. Много лет храм Преподобного Сергия Радонежского стоял с одним фундаментом. Сегодня он уже под купола возводится. Очень красивый будет храм! А недалеко начинается строительство храма Святого Иоанна Воина, оборудовали симпатичную маленькую церковь, где уже идут службы. В ЧВАКУШе тоже строим храм, начались богослужения. Ту программу, о которой я говорил, будем постепенно воплощать в жизнь. Вспомните, как трудно давалось нам введение основ православной культуры в школах. Слава Богу, с мертвой точки мы сдвигаемся, приходит понимание: великая Россия создавалась на фундаменте православия. Впервые архиепископ выступил на многотысячном Сабантуе - и тут критика. Я тогда обратился к мусульманам и сейчас повторю: берегите традиции своих дедов, бойтесь чуждого вам религиозного экстремизма.
Я благодарю Бога, у нас добрые взаимоотношения с властями, губернатором, есть понимание с главой администрации Челябинска. Я не вижу проблем с общественностью. Опять приведу в пример храм в Большом Куяше, построенный в честь победы наших войск над наполеоновской Францией. Нам было трудно, но мы его восстановили и будем делать все, чтобы поднять из руин все порушенные храмы. Будем делать все, чтобы Россия оставалась Россией с тем ее историческим обликом, который она имела на протяжении тысячи лет.
Не приведет ли административная реформа к тому, что Церковь наравне с государством станет полноправным руководителем нашего общества?
Каждый занимается своим делом. Но Церковь не должна находиться на задворках общества, когда речь идет о мире и согласии, кордоне экстремизму, заботе о нравственности, борьбе с бичом нашего времени - наркоманией. Это наши с государством общие задачи, чтобы не одичал народ, путая свободу и вседозволенность. Свобода не должна выливаться в непонятный разнузданный произвол.
Церковь и власть сообща должны заботиться, чтобы мы не потеряли государственной целостности и национального единства, стоять на защите нашей страны с ее культурными, историческими, национальными и духовными ценностями и традициями.
Многие и не подозревают, насколько актуальны ваши слова для Челябинской области, где уж в который раз арестовывают группы исламских террористов. Но вам самому приходилось становиться кордоном для экстремизма. Расскажите о таких случаях из вашей жизни.
Во время моего восьмилетнего служения на Кавказе их было великое множество. Вот, например, Беслан. Почти 400 детей погибли страшной смертью от рук террористов, среди которых было немало ингушей. Взаимоотношения между ингушами и осетинами исторически очень сложные: столкновения, кровопролития. На пятый день после теракта взбудораженный народ собрался во Владикавказе перед Домом правительства. Многотысячную толпу подбивают идти на ингушей. Никто из руководителей республики не решается выйти к народу. Тогда я спускаюсь в толпу, беру у оратора громкоговоритель. . Обезумевшие от горя люди начинают слушать, приходить в себя. Кровопролития тогда удалось избежать.
Другой случай: август 2008 года, Южная Осетия. Идут яростные споры, кто напал первым - грузины или федералы. В зарубежных СМИ ситуация освещается в ложном свете. 9 августа я был в Цхинвале, по моей инициативе собираются руководители всех мусульманских республик. Мы проводим совещание и принимаем обращение религиозных лидеров, в котором констатируем, кто напал и пролил кровь. Ингушский муфтий, несмотря на вражду с осетинами, тоже подписывается под этим документом. Много было таких моментов, когда наши совместные действия приносили большую пользу. Часто мусульмане просили именно меня, православного епископа, выступить перед молодежью, вразумить, остановить конфликт. Вот почему не устаю повторять: надо беречь свои традиции, уважать тех, кто живет рядом.
Кто будет возглавлять новые епархии?
Отец Иннокентий (Васецкий) возглавит Магнитогорскую и Верхнеуральскую епархию. Он прибыл со мной из Ставропольской епархии. Совершенно нормальное явление, когда руководитель выдвигает на ключевые посты людей из своей команды. А второго человека на Троицкую и Южноуральскую епархию я пока подыскиваю. Правящий архиерей имеет право выдвигать кандидатуры. Утверждают их Святейший Патриарх и Священный Синод.
Каким требованиям должен соответствовать епископ?
Чтобы голова была, образование, способности. Это высшее духовное лицо церкви, совершенно иной статус, говоря светским языком, генералитет. И подбирать его нужно не по личной преданности. Епископ должен обладать многими положительными качествами. Нужно смотреть, сработается ли он в команде, есть ли у этого человека ресурс. Отец Иннокентий, несмотря на молодость, ему 35 лет, прошел большую школу. Совсем юным принял монашество, поступил в Ставропольскую духовную семинарию, преподавал в ней после окончания. Нес послушание в соборе, у него замечательные вокальные данные. Отмечу хороший уровень образования: он закончил Киевскую духовную академию. Мало этого, когда я возглавлял Ставропольскую епархию, направлял его в разные места: в непростой казачий регион Александровск, где он был настоятелем и благочинным, затем служил во Владикавказе. Это большая школа межнационального и межрелигиозного общения. У него дар слова, коммуникабельность. Надеюсь, это будет мой хороший собрат и помощник в митрополии.
Владыка, вы стали главой митрополии, возглавляете Челябинскую и Златоустовскую епархию, являетесь настоятелем Свято-Симеоновского собора да еще и храма Александра Невского. Не слишком ли велики нагрузки? Вы не планируете найти новые кадры и для этих храмов?
Пока не приведу все в порядок, пока не наладится нормальная жизнь, так и будет. Вот взялся за возведение храма Сергия Радонежского. Ведь на огромном северо-западе, где столько жителей, нет ни одной православной церкви. Бываю там три-пять раз в неделю, контролирую и как кирпичи кладут, и где рабочие. Если не буду твердо держать в руках ход строительства, опять оно может затянуться на годы. Приходится нести этот большой груз. Но теперь есть большое подспорье - новые епархии. В таком крупном городе, как Магнитогорск, конечно, постоянно нужен епископ. Как без него на южной территории области, где проходит граница?
Сколько сегодня приходов в Челябинской митрополии?
Почти 250, их число увеличилось очень значительно. Сейчас я даю задание, чтобы приходы были практически везде, где живут люди. Постепенно будем строить и храмы. И никто пусть меня не убеждает, что прежде надо где-то денег взять. Нужно начинать служить - в вагончике, небольшом домике. Постепенно благодаря молитве и труду храм встанет. Встречаюсь иногда с жалобами священников: Если священник занимает активную позицию, прихожане, как правило, появляются.
Всех интересуют первые шаги правящего архиерея в новом сане. Чем займется митрополит?
Бери воз и тащи его! Самое главное мое действие - созидание: мир и согласие в обществе, духовное оздоровление, служение народу. Этим буду заниматься лично, собратьев-епископов и все мое духовенство к этому по-двигать. Жила бы страна родная, и нету других забот. Вот это самое главное.