Нынешней осенью Госдума РФ планирует рассмотреть законопроект об инклюзивном образовании

Нынешней осенью Госдума РФ планирует рассмотреть законопроект об инклюзивном образовании

Нынешней осенью Госдума РФ планирует рассмотреть законопроект об инклюзивном образовании, которое подразумевает совместное обучение больных и здоровых детей в обычной школе. Текст документа обсуждался почти два года, в него было внесено более десяти тысяч поправок от пользователей в Интернете. Но станет ли инклюзивное образование в ближайшее время реальностью? Большой вопрос.

К сожалению, родители и специалисты сегодня находятся по разные стороны баррикад. И это было особенно видно на «круглом столе», посвященном перспективам развития инклюзивного образования на Южном Урале, что прошел в пресс-центре газеты «Комсомольская правда-Челябинск» по инициативе информационного центра «Благо74».

Поводом для противостояния послужил, в общем-то, безобидный пример Елены Жерновой, директора челябинской организации «Звездный дождь». Она недавно вернулась из Польши из интегрированного детского лагеря и была потрясена судьбой мальчика по имени Мартин. У него угасает ресурс жизненных сил. Он умирает и знает об этом. Знают о близкой смерти мальчика его родители и одноклассники. Мартин уже не ходит. Передвигается с помощью машинки, которую ему подарило государство совместно со спонсорами. Но болезнь не помешала Мартину приехать этим летом в конный лагерь. Вместе со здоровыми детьми он катался на лошадях, копался в песке, обливался для прикола грязью. Словом, жил, как здоровые подростки, полноценно и радостно.

- Если бы такой диагноз был поставлен нашему ребенку, то у нас он погибал бы дома, в кругу своей семьи в обстановке великого горя, - сказала Елена Жернова. И эти слова вызвали бурю эмоций у Тамары Телелюевой, директора школы № 127 для слабовидящих детей.

- Это вы так о нашей стране, о Челябинске?! - с обличительными интонациями набросилась она на выступающую. - А вот лично вы как гражданин, что сделали для продвижения этого закона?!

Требовать отчета у Елены Жерновой в данной ситуации было явно неуместно. И все участники «круглого стола» с этим согласились. Но причины выплеска эмоций со стороны Тамары Николаевны, в общем-то, тоже понятны.

Руководители учреждений коррекционного образования, к которым относится и она, опасаются, что введение инклюзивного образования разрушит давно существующую систему обучения детей-инвалидов. Там, существуют, как известно, особые условия и доплаты педагогам. А вот за качество образования спрашивают не так строго, как в обычных школах. Правда, Тамара Телелюева приводила примеры успеха в учении. Но они там, все же не правило, а исключение.

По словам учителя истории коррекционной школы-интерната № 4 Светланы Полулях, тенденция к развитию инклюзивного образования беспокоит и челябинских педагогов. Они тоже в тревоге от того, что коррекционное образование «пододвинут». Однако оснований для беспокойства на сегодня нет, по словам Маргариты Павловой, уполномоченной по правам ребенка в Челябинской области. На недавней конференции в Москве, в работе которой она участвовала, эксперты пришли к выводу, что коррекционная и инклюзивная системы должны существовать одновременно. Более того, развивается еще и дистанционное образование, все больше востребованное особыми детьми.

Сегодня на Южном Урале более 11 тысяч детей с ограниченными возможностями. И большинство из них находится на домашнем обучении, потому что детские сады и школы таких детей принимают неохотно. О качестве домашнего образования Дарья Романенкова, начальник Регионального центра образования инвалидов ЧелГУ, знает не понаслышке. Как правило, ребенок усваивает школьную программу всего лишь на 25 процентов. К тому же он не социализирован. И поэтому перед поступлением в ЧелГУ нуждается в довузовской подготовке.

С неприятием относятся к инклюзивному образованию и некоторые родители, имеющие здоровых детей. Не каждый из них соглашается с тем, чтобы за одной партой с его ребенком сидел, например, колясочник или другой ученик с тяжелым нарушением здоровья. Ведь тогда учитель будет вынужден больше внимания уделять больному ребенку. Однако опыт показывает, что успеваемость детей, которые учатся в условиях инклюзивного образования даже выше, чем в обычном классе массовой школы.

Чтобы не пострадали интересы здоровых детей, особых учеников должны сопровождать тьюторы. И их уже начал готовить Челябинский государственный педагогический университет.

Конечно, инклюзивное образование требует больших материальных затрат для создания безбарьерной среды, условий для обучения, оплаты тьютеров и так далее. Но главное,

преодолеть психологические проблемы. Идти не от стандартов, норм и правил, а от детей с их потребностями. Ведь ценность ребенка не зависит от успехов и достижений.

VK31226318