Нынешней осенью Госдума РФ планирует рассмотреть законопроект об инклюзивном образовании
Нынешней осенью Госдума РФ планирует рассмотреть законопроект об инклюзивном образовании, которое подразумевает совместное обучение больных и здоровых детей в обычной школе. Текст документа обсуждался почти два года, в него было внесено более десяти тысяч поправок от пользователей в Интернете. Но станет ли инклюзивное образование в ближайшее время реальностью? Большой вопрос.
К сожалению, родители и специалисты сегодня находятся по разные стороны баррикад. И это было особенно видно на «круглом столе», посвященном перспективам развития инклюзивного образования на Южном Урале, что прошел в пресс-центре газеты «Комсомольская правда-Челябинск» по инициативе информационного центра «Благо74».
Поводом для противостояния послужил, в общем-то, безобидный пример Елены Жерновой, директора челябинской организации «Звездный дождь». Она недавно вернулась из Польши из интегрированного детского лагеря и была потрясена судьбой мальчика по имени Мартин. У него угасает ресурс жизненных сил. Он умирает и знает об этом. Знают о близкой смерти мальчика его родители и одноклассники. Мартин уже не ходит. Передвигается с помощью машинки, которую ему подарило государство совместно со спонсорами. Но болезнь не помешала Мартину приехать этим летом в конный лагерь. Вместе со здоровыми детьми он катался на лошадях, копался в песке, обливался для прикола грязью. Словом, жил, как здоровые подростки, полноценно и радостно.
- Если бы такой диагноз был поставлен нашему ребенку, то у нас он погибал бы дома, в кругу своей семьи в обстановке великого горя, - сказала Елена Жернова. И эти слова вызвали бурю эмоций у Тамары Телелюевой, директора школы № 127 для слабовидящих детей.
- Это вы так о нашей стране, о Челябинске?! - с обличительными интонациями набросилась она на выступающую. - А вот лично вы как гражданин, что сделали для продвижения этого закона?!
Требовать отчета у Елены Жерновой в данной ситуации было явно неуместно. И все участники «круглого стола» с этим согласились. Но причины выплеска эмоций со стороны Тамары Николаевны, в общем-то, тоже понятны.
Руководители учреждений коррекционного образования, к которым относится и она, опасаются, что введение инклюзивного образования разрушит давно существующую систему обучения детей-инвалидов. Там, существуют, как известно, особые условия и доплаты педагогам. А вот за качество образования спрашивают не так строго, как в обычных школах. Правда, Тамара Телелюева приводила примеры успеха в учении. Но они там, все же не правило, а исключение.
По словам учителя истории коррекционной школы-интерната № 4 Светланы Полулях, тенденция к развитию инклюзивного образования беспокоит и челябинских педагогов. Они тоже в тревоге от того, что коррекционное образование «пододвинут». Однако оснований для беспокойства на сегодня нет, по словам Маргариты Павловой, уполномоченной по правам ребенка в Челябинской области. На недавней конференции в Москве, в работе которой она участвовала, эксперты пришли к выводу, что коррекционная и инклюзивная системы должны существовать одновременно. Более того, развивается еще и дистанционное образование, все больше востребованное особыми детьми.
Сегодня на Южном Урале более 11 тысяч детей с ограниченными возможностями. И большинство из них находится на домашнем обучении, потому что детские сады и школы таких детей принимают неохотно. О качестве домашнего образования Дарья Романенкова, начальник Регионального центра образования инвалидов ЧелГУ, знает не понаслышке. Как правило, ребенок усваивает школьную программу всего лишь на 25 процентов. К тому же он не социализирован. И поэтому перед поступлением в ЧелГУ нуждается в довузовской подготовке.
С неприятием относятся к инклюзивному образованию и некоторые родители, имеющие здоровых детей. Не каждый из них соглашается с тем, чтобы за одной партой с его ребенком сидел, например, колясочник или другой ученик с тяжелым нарушением здоровья. Ведь тогда учитель будет вынужден больше внимания уделять больному ребенку. Однако опыт показывает, что успеваемость детей, которые учатся в условиях инклюзивного образования даже выше, чем в обычном классе массовой школы.
Чтобы не пострадали интересы здоровых детей, особых учеников должны сопровождать тьюторы. И их уже начал готовить Челябинский государственный педагогический университет.
Конечно, инклюзивное образование требует больших материальных затрат для создания безбарьерной среды, условий для обучения, оплаты тьютеров и так далее. Но главное,
преодолеть психологические проблемы. Идти не от стандартов, норм и правил, а от детей с их потребностями. Ведь ценность ребенка не зависит от успехов и достижений.