Линии судеб проходят не по прямой
Германо-российский музей представил в Челябинском областном краеведческом музее передвижную выставку .
Олеся Горюк
Челябинск
Начнем с того, что на этой выставке ничего не выставлено. Есть 24 стенда, и каждый посвящен человеку, в жизни которого была Вторая мировая война. На левой стороне стенда нарочито скупыми штрихами дана биография, на правой - коллаж из фотографий, документов и газетных хроник. Такой подход облегчает процесс просмотра и осмысления, но в то же время уплощает - в прямом и переносном смысле - выставку. Оригиналы остались в германо-российском музее, а перед нами - стерильные копии.
Если же говорить не о технической, а о содержательной стороне, то нельзя не признать, что тут музеем проделана огромная работа. Создателям проекта удалось проследить судьбы своих героев с момента рождения и до времени организации первой выставки в июне 2001 года в Берлине. Получилось не столько о войне, сколько о том, что было после. Вот почему большинство героев проекта - люди, прожившие до глубокой старости (а некоторые и по сей день живы). Они - граждане Германии и Советского Союза (последние почти все - уроженцы Белоруссии и Украины). Многие написали и сумели издать воспоминания ( - Лидия Кацева, - Лев Копелев, - Анна Красноперко, есть и другие примеры). О генетике Николае Тимофееве-Ресовском Даниил Гранин написал книгу , Копелев стал прототипом Рубина в романе Солженицына .
Ни один стенд не содержит оценочных суждений, только факты. И все же в самом их подборе видны любовь и уважение к каждому (ну или почти каждому) герою. Мессидж (послание) читается в принципе отбора биографий жителей Германии: Клаус Хансманн сломал руку, чтобы покинуть фронт, Гельмут Гофман принимал активное участие в движении в защиту мира. Нетрудно считать и другой мессидж - . Писатель и правозащитник Лев Копелев на десять лет стал узником ГУЛАГа, после реабилитации родина лишит его гражданства, запретит преподавать и публиковаться. С 1981 года Копелев - профессор Вуппертальского университета, позднее - почетный доктор философии Кельнского университета. Скульптор Вадим Сидур не мог при жизни выставлять свои работы в СССР, в то время как за рубежом состоялось более 30 его выставок. Вильгельм Бидлингмайер, всю жизнь проработавший в Казахстане, на старости лет вслед за детьми перебирается в Дрезден. Эти и множество других приведенных на выставке фактов позволили Кордуле Гданиец, куратору выставки , сказать:
-- Нельзя чертить историю в черно-белых красках: , . Линии судеб проходят не по прямой.
А это Лев Копелев: .
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве