Прибавка от лукавого
Не успели учителя порадоваться хорошей вести, что базовый оклад увязывают в новом Федеральном законе со средней зарплатой по экономике, как их огорчили плохой новостью. Минфин заблокировал эту поправку. И, по-видимому, окончательно. Как это отразится на зарплате учителей, в частности, Южного Урала? Что будет с зарплатой в ближайшем 2013 году? Об этом размышляют участники .
Прежде чем говорить о сегодняшней ситуации, напомним, как она сложилась. Весной 2011 года, перед выборами, Владимир Путин объявил о повышении зарплаты учителям. Причем оно прошло не прямым путем. Регионам выделили из федерального бюджета 120 миллиардов рублей на ремонт школ, оснащение, создание современных условий в рамках проекта . И предложили два варианта по выбору: либо поднять зарплату за счет регионального финансирования осенью сразу на 30 процентов, либо подтянуть ее к средней по промышленности. Региональные власти ухватились за второй вариант, поскольку он неконкретен (своего рода средняя температура по больнице). Учителя выбрали первый вариант. На Южном Урале за него боролись снежинцы. Причем они требовали 30 процентную прибавку не к зарплате, а к базовому окладу. И победили, единственные в области. Поэтому ситуация с зарплатой в Снежинске на сегодня самая благополучная. Но так ли уж она хороша, как ее пытаются нам представить?
-- На городской августовской конференции, которая проходила в нашей школе, впервые озвучили цифры, красноречиво говорящие об уровне зарплаты учителей, в частности и о ситуации в системе общего образования в целом,?- говорит Алексей Рудь, учитель школы № 135 Снежинска.
Что это за цифры? В общеобразовательных учреждениях города?- 575 ставок по штатному расписанию, а фактическое количество работников?- 381. Кадровая обеспеченность составляет лишь 66 процентов. Поэтому каждый учитель Снежинска трудится за себя и . Можно ли сказать про педагога, который работает без выходных, что у него больше зарплата, чем у коллеги, который приходит в школу пять дней в неделю? Нет. Разница?- во времени, которое они отдают своему труду. А чиновники считают совокупный доход учителя. И понятно почему: ради красивой картинки. Но и это еще не все. При подсчете включают и директоров школ. А у них зарплата в разы выше. Закон, существующий ныне, позволяет директору получать в пять раз больше, чем средняя зарплата учителя. Правда, при одной маленькой оговорочке: если такой оклад подпишет ему учредитель. У чиновника остается ниточка, которой он может управлять директором. Это помимо права уволить его в любой момент без объяснения причин. У директора тоже есть рычаг для управления учителем: стимулирующий фонд, благодаря которому он может пополнить его кошелек или оставить пустым. Вот и получается, что все?- под колпаком: за одно неосторожное слово каждый человек может поплатиться рублем. А у всех?- семьи, дети. Понятно, в какой атмосфере работают люди.
Но вернемся к скучным подсчетам. У директоров школ Снежинска, по итогам четвертого квартала 2011 года, средняя зарплата?- 51 тысяча 589 рублей. Если исключить их деньги и посчитать оплату по ставке, как положено, то средняя зарплата учителя в Снежинске чуть более 14 тысяч рублей. А по отчетам чиновников?- 22500 рублей. Есть разница? Точно так же подсчитывают ее и в других территориях. Поэтому неудивительно, что учителя, когда слышат официальные цифры на августовских педсоветах, недоумевают: откуда они берутся? Мы таких денег, мол, в глаза не видели. Оттуда и берутся. Умеючи считать надо, чтобы доложить Владимиру Путину, что его задача выполнена.
Что будет с зарплатой завтра, если закон утвердят без поправки, привязывающей базовый оклад к средней зарплате по промышленности? Ну не утвердят ее и что?
В принципе педагогам без разницы, из какого кармана деньги получать, если они там есть. Только вот в кармане том может быть пусто.
Дело в том, что в 2013 году в бюджете страны не предусмотрены финансы на образования. Это значит, что все расходы, связанные с ней, лягут на плечи регионов, в том числе и повышенные обязательства по оплате труда учителей.
Сможет ли региональная власть их профинансировать?
,?- обрезает разговор Виктор Бархатов, директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ. Он знает, о чем говорит.
Денег областной бюджет расходует больше, чем накапливает, по выводам экспертов челябинской группы комитета гражданских инициатив, возглавляемой Сергеем Гордеевым. И ситуация в ближайшее время не улучшится. Расходы на социально значимые статьи уже сейчас выше, чем доходы. Скачок в росте тарифов со второго полугодия еще более усложнит положение.
Поэтому учительские зарплаты в ближайшее время не только не вырастут, но и могут упасть. Такова перспектива, по мнению экспертов.
Смогут ли учителя пополнить свой кошелек, к примеру, за счет репетиторства?
-- Все, кто хотел заниматься им, туда уже ушел,?- говорит Евгения Иванова, учительница английского языка.?- Сейчас это дело централизовано, поставлено на поток. Открылось множество сайтов, объединяющих тысячи педагогов.
Некоторые школьные учителя, по словам Евгении Васильевны, свою работу совмещают тоже с репетиторством. Но это сказывается, по ее мнению, на качестве обучения не лучшим образом. Работа на износ не дает ничего хорошего ни учителю, ни ученику.
Ведь ставку придумали не вчера и не сегодня. Учитель работает не только во время урока, но и после, когда занимается самообразованием, погружением в свой предмет с учетом новых открытий, кружками, проверкой тетрадей... Евгению Иванову не привлекает образование, поставленное на поток. Предоставил услугу?- получил деньги, как при продаже товара.
Придут ли в этих условиях в школу молодые учителя? Вопрос риторический, по мнению челябинских директоров. Уже и сегодня они эти кадры, по их словам, воруют, то есть переманивают из других школ. И это пока единственный способ омолодить коллектив. Выпускники педагогических вузов у них не задерживаются. Если отменят оплату за выслугу лет и запретят учителям-пенсионерам получать пенсию, к чему, по их мнению, все дело идет, то с кадрами будет и вовсе катастрофа.