От Челябинска до Анапы и обратно
Корреспондент «mediazavod.ru» совершил путешествие на юг России на автомобиле. Сегодня он делится своими впечатлениями от отечественных автомобильных дорог.
Попутешествовать на своем автомобиле мы с семьей собирались давно. Но все никак не могли решиться. За свой почти десятилетний стаж вождения я, признаюсь, до минувшего лета, на большие расстояния за рулем не ездил. Все что-то мешало. Вот и в этот раз близкие к нашей затее поначалу отнеслись скептически: на машине с двумя маленькими детьми, одной из которых еще нет и полутора лет. Сомнений добавляла и случившаяся за три недели до нашей поездки крымская трагедия. Ведь в Анапу (именно этот город был нашим конечным пунктом на юге) предстояло добираться мимо пострадавшего от наводнения города. Да и дорожные неожиданности, мягко говоря, немного пугали. Но все-таки мы решились.
Начало пути
Наше автомобильное путешествие начинается, естественно, со знаменитой трассы М-5 «Урал» Но так как туда мы выезжали рано утром, да еще в сухую жаркую погоду, свои впечатления от этой дороги я отложу на потом - обратный путь у нас получился, в силу некоторых причин, гораздо более экстремальным.
Вообще, как бы ни ругали нашу трассу М-5 «Урал», она - далеко не самая плохая на территории необъятной России. Хотя и далеко не самая хорошая. Здесь все познается в сравнении.
Вот, скажем, уфимская часть М-5 - в большинстве своем весьма приличная дорога. Часть ее - это двух, а иногда и трехголосная магистраль с разделительным отбойником посередине. На такой дороге соблюдать скоростной режим получается далеко не у всех. Как подтверждение - штраф от башкирских гаишников, выписанный мне за превышение скорости. Кстати, не зря Башкирию автомобилисты называют «республикой 02». Дорожных стражей порядка здесь действительно много. Но наказывают они, в основном, за дело. В отличие от коллег из других областей…
Но я отвлекся. Даже там, где двухполюсная магистраль с разделительной полосой заканчивается и начинается обычная дорога, качество покрытия здесь заметно отличается в лучшую сторону по сравнению со многими другими областями, через которые тянется М-5 и через которые нам пришлось проехать. Разе что с 1548-го километра трассы - точки, где заканчивается Башкирия и начинается Челябинская область дорога средненького качества. Причем как в одну, так и в другую сторону.
Еще несомненный плюс после горного серпантина нашей области - здесь дорога преимущественно равнинная. Ложкой дегтя можно считать то, что в Башкирии сейчас такой же дорожно-строительный бум, который не так давно был и у нас. Как результат, на некоторых участках башкирской М-5 на хорошей в целом дороге движение ограничено из-за большого количества специальной техники. Где-то перекрыты отдельные участки. Но все это временные трудности.
Весьма активно стоится и Уфа, куда мы решили заехать. Особенно меня впечатлил проспект Салавата Юлаева, часть которого проходит в подземном тоннеле. Сколько бы ни говорили о дорожной революции в Челябинске, могу сказать: у нас таких дорог еще пока нет.
Вслед за Башкирией М-5 проходит через республику Татарстан. Не знаю с чем это связано, но здесь дорога ощутимо хуже. Зато часто встречаются весьма навороченные придорожные гостиницы и мотели. Скажем, практически на границе областей, едва въехав в Татарстан, мы увидели огромную пятиэтажную гостиницу для путешествующих, где есть, внимание, даже боулинг и кинотеатр! Видимо, мотелями в Татарстане решили компенсировать качество дороги.
Здесь трасса федерального значения М-5 в большинстве своем уже чем в соседней Башкирии. Да и качество полотна оставляет желать лучшего. При этом машин, в особенности фур с транзитными номерами, здесь, как впрочем, по всей длине М-5, очень и очень много.
Самарские ужасы
Вслед за Татарстаном идет небольшая часть оренбургской области. Здесь дорога вновь неплохая. Но и не идеальная. Просто этот участок не так сильно запоминается, потому что он короткий - всего чуть более 50 километров.
А вот про Самарскую область хочется сказать особо. Здесь дорога является противоположностью той, что мы проехали в Башкортостане. Узкая, на некоторых участках сильно разбитая магистраль. Едешь, и в голове не укладывается, что такой может быть трасса федерального значения. В некоторых странах Европы дороги в сельской местности гораздо лучше. Говорю это без преувеличения. Кто проезжал самарскую часть М-5 хотя бы раз, не даст сорвать.
Здесь есть такие места, где нам приходилось серьезно сбрасывать скорость. И причиной этому были не столько встречные или попутные фуры, сколько ужасная, вся в рытвинах и ямах, да еще и узкая дорога. Едешь по такой «магистрали» и вспоминаешь Николая Васильевича Гоголя. А уж когда на такой трассе тебе в лоб летит какой-нибудь лихач, обгоняющий сразу несколько фур, Николая Васильевича начинаешь цитировать вслух. Здесь встречаются обе российские беды, о которых в свое время метко сказал великий классик. Удивительно, но у некоторых людей напрочь отсутствует инстинкт самосохранения.
Кстати, про летящие на встречу машины. На некоторых участках дороги здесь полностью отсутствует обочина. То есть в случае критической ситуации у автомобилиста шикарный выбор: либо лобовое столкновение, либо вылет в кювет на скорости. И совсем неудивительно, что именно здесь, в Самарской области мы уже на обратном пути попали в огромную пробку. На дороге стояли гаишники, которые в обход трассы отправляли машины, в том числе фуры и другие большегрузы, прямиком через поле и через крошечную деревушку из нескольких десятков дворов, жители которой отродясь не видели такого количества автомобилей.
Причина пробки, как выяснилось, была весьма печальной - страшная авария с участием 4 машин - двух фур и двух легковушек. Причем по искореженному металлу нельзя было даже определить марки легковых автомобилей.
Подробности страшного ДТП я узнал уже по приезду домой. Оказалось, что в аварии погибли 5 человек, четверо из которых не были виновниками аварии. Семья из Курганской области ехала отдыхать на юг и их машина по жуткому стечению обстоятельств просто оказалась не в то время не в том месте. Как потом писали на форумах самарские автомобилисты, этот участок трассы М-5 (1126 километр) давно является аварийноопасным и пользуется дурной славой.
Кстати, такого количества всевозможных памятников, оградок и венков, которое мы встретили на всей протяженности М-5, я не видел больше нигде. Здесь же просто какое-то нескончаемое кладбище. Не погрешу против истины, если скажу, что памятники здесь встречаются, наверное, через каждые 10 километров. А может и чаще.
Волгоградские барханы
Впрочем, я опять отвлекся. После Самары М-5, наконец, закончилась. Признаться за те без малого тысячи километров, что мы преодолели по этой трассе федерального значения, она мне порядком надоела. Особенно нескончаемые фуры. Дальше наш путь лежал через все ту же самарскую область в сторону Саратова. Здесь трасса также временами не радовала ровным полотном, но, по крайней мере, по ней можно было ехать. Плюс ко всему навигатор (спасибо ему за это) выбрал наименее загруженный вариант дороги, так что фуры и другие грузовики нам стали попадаться реже. Да и с обгоном, ввиду небольшого количества встречных машин, все было здесь гораздо проще, поэтому путь до Саратова прошел спокойно и без приключений. Лишь однажды нам попался участок дороги, также очень похожий на проселочную местность. Но здесь хотя бы есть оправдание: дорога не носит громкого названия трассы федерального значения.
Следующий после Саратова крупный пункт - Волгоград. Между этими городами без малого 400 километров. И саму дорогу можно разделить на два отрезка. От Саратова до Камышина (это примерно 200 километров) дорога в целом неплохая. Хотя и насыщенная холмами с довольно крутыми спусками и подъемами (но это, конечно, не южноуральский горный серпантин).
А вот то, что начинается после Камышина (да и в самом Камышине, через который приходится проезжать) дорогой называть очень трудно. Здесь буквально на всем протяжении (180 километров) магистраль напоминает стиральную доску. Дорога то и дело вздымается кверху, образуя барханы. Кочки и ямы «убивают» подвеску, машина подскакивает буквально каждые десять секунд.
А в непосредственной близости к Волгограду еще и пробки - здесь ведется какое-то грандиозное дорожное строительство, которое не останавливается даже вечером. Причем дорожники не полотно ремонтируют, что, учитывая его качество, было бы вполне логично, а строят какие-то мосты и развязки. Одно хоть как-то может радовать. Здесь дорога в некоторых местах идет практически по берегу Волги, а значит можно любоваться красотами великой русской реки.
Кстати, мой совет путешествующим. Останавливайтесь на ночлег либо ближе к Камышину, либо уже после Волгограда (но обязательно в мотелях, а не на обочинах! Об этом даже предупреждают специальные рекламные щиты). В непосредственной близости к Волгограду местные коммерсанты - владельцы мотелей и гостиниц - дерут за ночлег какие-то сумасшедшие деньги, при этом не балуя какими-то особенными условиями. Объясняется это тем, что Волгоград - своего рода перевалочный пункт, где люди останавливаются, чтобы набраться сил перед последним решающим рывком до Черного моря.
Еще меня неприятно удивило поведение местных водителей. В связи со строительством, о котором уже сказал, на подъездах и выездах к Волгограду то и дело возникают огромные пробки. Так вот многие не считают зазорным объезжать заторы прямо по обочине. При этом их не волнует, что пылью дышат нормальные автомобилисты. Ну а когда по обочине начали обгонять два автобуса, я вообще не поверил глазам.
М-4 «Дон»
В той части Волгоградской области, что идет в сторону Ростова, дорога намного лучше. Пусть здесь она не широкая - всего по полосе в каждую сторону, зато ровная, без ям и кочек, на ней не надо бояться, что машина может улететь в кювет. Вообще, в самой Ростовской области и в Краснодарском крае дороги непорядок лучше, чем в остальных областях, через которые нам довелось проехать. Не знаю, с чем это связано. Может, сказывается климат, а может чиновники к качеству дорог там относятся по иному, но Гоголя с его крылатой фразой я здесь не вспоминал (практически).
Единственный минус - здесь снова частенько встречаются фуры. Причем зачастую это старенькие, буквально на ладан дышащие Камазы, под завязку груженные арбузами, дынями и другими вкусностями. Такие машины пыхтят не более 30-40 километров в час, а в горку забираются вообще с огромным трудом. Некоторым водителем таких грузовичков хватает совести изредка смещаться на обочину и пропускать вереницы из машин, которые копятся очень быстро, а некоторые едут себе неспешно и обогнать их можно только когда закончится встречный поток.
Еще обратил внимание на такую деталь: в теплых регионах на дорогах и обочинах почему-то огромное количество сбитых животных. Самое настоящее кладбище. Несчастные зайцы и лисы, ставшие жертвой машин валяются тот тут, то там. Более того, как рассказали знакомые, однажды в сумерках они едва не сбили лосенка, решившего зачем-то перебежать дорогу из одной части леса в другую.
Часть нашего путешествия прошла по знаменитой дороге М-4 «Дон». Вот ее действительно можно назвать трассой федерального значения! Не берусь судить какова она по всей длине, но тот участок, который пришлось преодолеть нам, вызвал только восхищение. Широкая двух-трех полосная магистраль с бесчисленным количеством заправок и СТО - по сравнению с большей части российских дорог, которые я видел за время нашего путешествия, трасса «Дон» действительно как-будто с другой планеты. Оно, впрочем, не удивительно. Еще в Советские времена высокопоставленные чиновники ездили по этой дороге из столицы в здравницы на черноморское побережье.
Интересно, что реконструкция дороги продолжается и по сей день. В данный момент большая часть магистрали имеет по две полосы в каждую сторону, разделительный отбойник между ними и разноуровневые пересечения с другими дорогами. Однако останавливаться на этом не собираются ни чиновники, ни дорожники. В планах сделать дорогу еще более широкой (четырехголосной), а также построить платные участки.
Еще, что понравилось, например, в Краснодарском крае, так это во-первых, то, что практически все крупные перекрестки на магистралях здесь имеют круговое движение, а во-вторых, здесь очень удобная и понятная разметка, которую видно всегда, и которая в определенных ситуациях является очень хорошим подсказчиком для водителя.
М-5 «Урал»
Ну а теперь позволю себе вернуться в нашу область и поделиться впечатлениями от нашей М-5. Из Уфы, где у нас была остановка на обратном пути, мы стартовали рано утром. И сразу же попали под дождь. Более того, все то время, что мы преодолевали нашу горнозаводскую зону, дождь лил буквально как из ведра. Это, несомненно, добавило впечатлений.
Уже после пересечения границы Башкирии и Челябинской области начинается экстрим. Узкая дорога с бесчисленными фурами, которые и в ясную-то сухую погоду обгонять страшно, а уж в ливень…
Между Ашой и Симом дорога еще уже. А поток машин - больше. Вереницы тянутся в обе стороны. Средняя скорость движения едва превышает 40 километров в час. С удовольствием бы посмотрел по сторонам, но на такой дороге, да еще в таких условиях отрывать взгляд от лобового стекла как-то страшновато. Вот в зарослях среди кустов небольшой мраморный памятник. По идее, он, как и многие другие, должен призывать автомобилистов быть предельно осторожными. Но судя по тому, что памятники и венки встречаются здесь очень часто, ошибки других учат далеко не всех…
Вообще удивляет как автомобилисты, не смотря на трудную дорогу, ограниченную видимость и непрекращающийся дождь, обгоняя, выезжают на встречу и летят в лоб друг другу, буквально загоняя встречные авто на обочины. И ладною еще, если обочина есть…
После Сатки дорога начинается и вовсе веселая. Здесь уже настоящий серпантин. Крутые спуски, на которых у фур частенько отказывает так называемый горный тормоз, и не менее крутые подъемы, на которых за большегрузами скапливаются десятки машин. Кстати, на мой взгляд, основные проблемы здесь создают как раз не фуры - многие из современных грузовиков, даже груженых, мощные и скоростные машины, которые спокойно могут ехать со скоростью порядка 80-90 километров в час, в том числе и в горку. Здесь главная проблема - грузовики с негабаритными грузами. Вот они и так-то едут не больше 30 километров, а когда поднимаются в гору, вообще возникает ощущение, что сейчас покатятся назад и соберут весь поток тех, кто плетется позади.
Так вот, после Сима дорога изобилует подъемами, спусками и крутыми (иногда практически в 90 градусов) поворотами. А в районе самого Сима трасса вообще напоминает гигантскую извивающуюся змею. Преодолеваешь один крутой поворот, и оказывается, что дорога, по которой только что ехал, осталась не сзади, а сбоку.
Неудивительно, что самая высокая аварийность на М-5 «Урал» именно здесь, в горнозаводской зоне. Здесь ежегодно гибнет более 50 человек. Объясняется это очень просто: при такой скорости движения особенно несдержанные водители, забывая о возможной опасности, для обгона выезжают на «встречку». Причем даже там, где стоят знаки «Обгон запрещен», а разделительная полоса непрерывна. Очень жаль, что платить за это, зачастую приходится не только таким горе-водителям, но и ни в чем не виноватым людям. Кстати, про знаки и разметку.
Отмечу, что, по крайней мере, это на М-5 «Урал» сделано очень удобно. Знаки дублируются на противоположной обочине, а разметка позволяет ориентироваться на дороге. Скажем, если обгон разрешен, на асфальте нарисована стрелка прямо, а если вы подъезжаете к участку, где через несколько метров будет ограничение, стрелочка показывает направление вернуться на свою полосу. Причем эти стрелочки хорошо видно и ночью, и в дождь.
Несмотря на плотный поток машин, нас то и дело обгоняют лихие автомобилисты. Просто удивительно, как можно гнать и обгонять на узкой дороге, которая еще и вся в колдобинах и ямах. Во время очередного обгона, который позволяет себе очередной же гонщик, мой взгляд находит недалеко от обочины свежий крест с венками. И таких крестов, как уже говорил, тут очень много. От осознания того, для скольких человек их путь по этой трассе стал последним в жизни, становится просто страшно.
Кстати, десть лет назад, 31 июля 2002 года на М-5 в районе Усть-Катава произошла автомобильная трагедия: в автокатастрофе погибли три человека, в том числе известный хоккеист, чемпион Олимпийских игр 1976 года по хоккею с шайбой, главный тренер сборной Казахстана Борис Александров. А минувшим летом, в июне и в июле, из-за отказа тормозной системы у грузовиков, здесь, в районе Юрюзани произошло два крупных ДТП, в которых погибли три человека. Кстати, память о страшных авариях здесь до сих пор сохранилась в качестве разрушенных металлических отбойников, отделяющих дорогу и кювет.
Между Юрюзанью и Саткой мне лично дорога показалась получше. В некоторых местах, где крутые уклоны, она имеет специальную дополнительную полосу. С учетом все тех же фур и большегрузов эта полоса здесь явно не лишняя. Она позволяет беспрепятственно обгонять тяжелые грузовики. После Сатки, в районе Златоуста и Миасса и примерно до Чебаркуля, трасса вновь пугает своим качеством. Покрытие испещрено какими-то трещинами и ямами. Несколько раз машину так подбрасывает на очередных колдобинах, что, кажется, еще немного и в разные стороны посыплются запчасти. Кстати, как говорят специалисты, трасса рассчитана на пять тысяч машин в сутки. Однако во время летнего сезона по ней проезжает в пять раз больше автомобилей.
После Чебаркуля дорога начинает радовать. А уж после поворота на Мисяш, где не так давно построили шикарную современную развязку, и вовсе начинается Дорога. Именно так, с большой буквы. По две полосы в каждую сторону. Между ними - металлические разделители. Эта часть ни в чем не уступает трассе М-4 «Дон». И такая Дорога - уже до самого Челябинска.
Жаль, правда, что из 300 с лишним километров, что М-5 «Урал» тянется по территории Челябинской области, только незначительная ее часть - действительно хорошая безопасная трасса. Кстати, по данным Википедии, на сегодня 84 процента от общей протяжённости нашего участка М-5 не соответствуют нормативным требованиям. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5—7 раз. Вот почему никакая другая трасса в России не называется столь мрачным словосочетанием: дорога смерти.
Несмотря на весьма трудный путь, в целом от поездки у меня остались благоприятные впечатления. Гаишники особо не лютовали, машина ни разу не подвела (при мощном двигателе в 150 лошадиных сил на бензин ушло порядка десяти тысяч), а единственной неприятностью стала трещинка на лобовом стекле из-за камешка, вылетевшего из-под колес встречной машины.
P.S. Отметим, что я, как автор материала не претендую на объективность при оценке качества автомобильных дорог. Все сравнения - моя субъективная оценка. У кого-то, допускаю, она может быть другой.