Ученые нарисовали социокультурный портрет Челябинской области

Ученые нарисовали социокультурный портрет Челябинской области

Ученые Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ провели уникальное исследование «Социокультурный портрет Челябинской области».

Подобный проект уже был реализован в двух десятках регионов. Интересно это исследование двумя моментами. Во-первых, оно проводится по единой методике Института философии РАН. Во-вторых, это уникальное и масштабное исследование по охвату изучаемых проблем. По результатам опроса 1000 человек в 2011 году была получена базовая количественная характеристика социокультурной сферы. Но помимо количественного ученые в 2012 году провели еще и качественное исследование (в форме глубинных интервью). Завершающий этап - опрос экспертов. Окончательным результатом проекта станет научная монография, которая выйдет в 2013 году. Основные итоги масштабного исследования мы обсудили с директором Челябинского филиала РАНХ и ГС, доктором политических наук, профессором Сергеем ЗЫРЯНОВЫМ.

Развитый регион с бедным населением

- Сергей Григорьевич, из чего складывается социокультурный портрет Южного Урала?

- Первая составляющая - это характеристика социальной структуры. Она включает такие показатели, как набор социальных страт в региональном сообществе, уровень экономической и материальной обеспеченности населения. Еще одна любопытная тема - социальная мобильность населения. Оценивались и культурные предпочтения жителей региона.

- Для чего нужно было второе исследование?

- Количественные исследования позволяют установить статистические параметры, масштабы, характеризующие какие-то социокультурные процессы, но не позволяют выявить мотивировку и отношение населения к своей жизни, к власти, к тому, что происходит в регионе. Методика исследования предполагала фиксацию типичных высказываний людей и последующую их интерпретацию.

- Одним из ключевых результатов исследования было выведение индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП) Челябинской области. Что это за показатель?

- Это «интегральный» индекс, включающий оценку продолжительности жизни, уровня образования и уровня дохода. Методология расчета разработана специалистами ООН. Есть стандартные шкалы ИРЧП.

Регионы с индексом не меньше 0,8 относятся к группе с высоким уровнем развития. Средний уровень варьируется в диапазоне 0,799 - 0,5. Низкий - составляет менее 0,5. И вот какие результаты мы получили по нашей области. Индекс долголетия - 0,866. Индекс уровня образования - 0,905. Индекс реального дохода на душу населения - 0,753. Общий интегральный индекс развития Челябинской области составил - 0,841. Таким образом, наш регион попадает в группу развитых.

- А как у нас распределяются доходы?

- В 2011 в соответствии с расчетами выделили три основных группы населения. Это «обеспеченные» - их 14,6 процента, «средний уровень» - 49,2 процента, «малообеспеченные и бедные» - 36,2 процента.

- Упомянутый вами «средний уровень» это и есть так называемый «средний класс»?

- Нет. В отечественной социологии пока не существует универсальных показателей российского «среднего класса». Относить человека к среднему классу на основании только денежных доходов нельзя. В нашем обществе, взорванном буржуазно-демократической революцией 90-х, люди подчас имеют большое состояние, не имея даже общего (полного) среднего образования и приличного уровня культуры. Для того, чтобы определить границы среднего класса, методика Института философии РАН использует три критерия: социальная самоидентификация, субъективные оценки материальной обеспеченности и образовательный статус. Еще одной особенностью является самоидентификация респондента с социальным слоем в трех измерениях: в своем поселении, в регионе, в стране. Рассчитанная численность среднего класса в Челябинской области составила 17,8 процента от числа опрошенных.

- Более чем в три раза меньше, чем обладателей среднего дохода?

- Да. Социально-демографический состав среднего класса в Челябинской области имеет лишь одну особенность: в его составе преобладают молодые люди (средний возраст 38 лет), что объясняет их более высокую способность к социальной адаптации. А это принципиальный фактор. У 50-летних уровень социальной адаптации заметно ниже, а у 60-летних - практически нулевой.

«Высокостатусные», «эксперты», «реалисты»…

- Одной из задач исследования было описание социальных страт, на которые делится население Челябинской области. Что здесь?

- Мы выделили пять кластеров по социально-материальному положению. Первый - «Высокостатусные» - 10,3 процента. Это хорошо обеспеченные и образованные люди, имеющие властные полномочия (число подчиненных от 50 человек и больше). Вторая категория, названная в соответствии с методикой Института философии РАН, «Эксперты» - 21,5 процента. Они отличаются от первых меньшим числом подчиненных или не имеют их вовсе, то есть иным властным ресурсом. Сюда входят работники бюджетной сферы, ИТР, госслужащие, руководители среднего звена. Средний возраст - 39,6 года. Почти у всех высшее образование. Более половины из них - жители большого города.

Третий кластер «Реалисты» - 15,3 процента. Близок к предыдущему по признаку материального положения, доминирующая категория - рабочие, есть небольшое преобладание мужчин, средний возраст - 41,6 года. «Бедные» - самая большая страта: 37,3 процента. Не имеют властных полномочий, со средним и средним специальным образованием, с низкими доходами, средний возраст - 47,4 года. Наконец, «Низкостатусные» - 15,6 процента, низкий уровень образования, очень низкие доходы, средний возраст 49,1 года.

- Что дают это ранжирование и эти цифры?

- Так, например, категории «Бедные» и «Низкостатусные» можно суммировать, и получается, что почти 53 процента населения относятся к низшим стратам регионального сообщества, в основном это представители старших возрастных групп.

- А в целом по России?

- У нас в регионе ситуация выглядит несколько лучше. По оценкам российских экспертов, население в РФ делится так: 80 процентов - бедные и малоимущие, почти 19,9 - имеющие средний уровень доходов, примерно 0,1 процента - очень хорошо обеспеченная часть общества.

Наши плюсы и минусы

- Можно ли на основании полученных результатов нарисовать портрет типичного жителя Челябинской области?

- Типичный житель нашей области, как правило, обладает средним или несколько выше среднего доходом (20-25 тысяч рублей в месяц). Здоровье свое и детей у него в системе ценностей на первом месте. Вторая по значимости ценность типичного жителя области - ориентация на высокий материальный достаток, возможность увеличить личный капитал и передать его детям. Основные повседневные ценности - качественная пища, бытовая техника, автомобиль, дача, возможность обеспечить нормальную жизнь себе и членам своей семьи.

- Каковы плюсы и минусы типичного жителя Южного Урала?

- Мы просили респондентов дать позитивную характеристику среднего жителя Челябинской области. И вот что услышали: он «живет в быстро изменяющемся мире», «не чужд спорту», «жители крупного города - это люди сильные, упрямые, амбициозные, бесстрашные, активные, агрессивные, иногда наглые». А вот что респонденты считают негативным, так это низкий уровень культуры. Респонденты отмечают «отсутствие интеллигентности», некоторые использовали даже слово «быдло». Челябинцы «мусорят, не уважают старших». Возможно, ориентация на выживаемость в неблагоприятных условиях оставляет мало места для духовного и культурного развития.

Из села уехали, в город не доехали

- Как совместить высокий уровень образования и низкий уровень бытовой культуры?

- Есть мнение, что современная Россия во многом страна с крестьянской культурой. По моим оценкам, 60-70 процентов населения характеризуются маргинальной культурой.

- Образно говоря, из села уехали, а в город не доехали…

- Да. Грязь в подъездах, во дворах, на улицах - это проявление деревенской крестьянской культуры: у себя во дворе подмету, а что не нужно - выброшу за забор. Это психотип сельского жителя, переехавшего жить в город. Причем работает этот психотип не обязательно только в первом поколении, возможно, он сохраняется под влиянием семейного воспитания во втором и даже третьем поколении. Ценности городской культуры усваиваются очень медленно. А особенность российской цивилизации еще и в том, что наше общество характеризуется сильной социальной атомизированностью.

- Даже, несмотря на то, что население четко делится на социальные слои и жизнь людей внутри них очень схожа?

- Страты не являются сплоченными группами людей. Степень социальной сплоченности и взаимной поддержки внутри них довольно низка. Современный российский человек живет сам по себе, в лучшем случае есть «моя семья», «мои коллеги», «мои друзья».

«Лишь бы власть не трогала»

- Один из выводов опроса сформулирован так: «Большинство респондентов оценивает социально-психологический климат в Челябинской области как неблагоприятный». Была даже такая формулировка, характеризующая в целом настроения в Челябинской области: «тихий протест»…

- Кстати, упомянутая нами социальная атомизация общества отчасти объясняет, почему в России нет массового социального протеста, несмотря на низкий уровень жизни значительной части населения. За свои-то права мы готовы бороться, хотя часто лишь на словах, а за права других людей - уже нет.

А что касается природы социально-психологического климата, то надо иметь в виду, что только 14,6 процента имеют неплохой уровень материальной обеспеченности, остальные все же относятся к категории средне-, а так же малообеспеченных и бедных. Кто он, типичный представитель средней и малообеспеченной категории? Скажем так, это семья, состоящая из двух родителей 30-45 лет, у которых двое детей, а совокупный доход - 40 тысяч рублей в месяц. Неплохой доход. Но когда поделим его на четыре части, получится всего лишь по 10 тысяч - это довольно мало.

- По-вашему, основным мотивом к социальному недовольству является лишь низкие доходы. Но на Болотную площадь в Москве выходили и вполне обеспеченные люди…

- Если верить данным опросов, то да. Это протест «рассерженных горожан», которых не устраивает отсутствие свободы, справедливости…

- Здесь интересный нюанс, возможно, характеризующий разницу столицы и провинции. Согласно вашим исследованиям, люди в Челябинской области не ощущают себя политически несвободными…

- Давайте посмотрим. Вопрос «Насколько важно для вас строгое соблюдение следующих прав и свобод?». 72,6 процента опрошенных назвали «очень важным» для себя право на образование и обучение. Это высшая степень ожидания от реализации личных прав и свобод. Свобода слова «очень важна» только для 45 процентов. «Свобода объединений групп и союзов» - лишь для 17 процентов.

- Право на образование - это сегодня, по сути, имущественный вопрос, не так ли?

- Думаю, да. И еще вопрос, касающийся детей, а это всегда воспринимается чувствительно.

Общий низкий уровень доходов не позволяет родителям платить большие деньги за образование. А что делает государство? Решая проблемы формирования бюджета, оно минимизирует свои расходы и перекладывает образовавшуюся дельту на граждан. Эта позиция может привести к росту напряженности в отношениях между населением и государством.

- Еще одна интересная цифра: 58 процентов опрошенных чувствуют незащищенность от произвола чиновников. Исследование констатирует отчуждение людей от власти: «власть отдельно, а народ - отдельно», чиновники - это «отдельное государство, которое решает свои проблемы и устраивает свою жизнь за счет жителей». С другой стороны, очевидно, далеко не все чиновники коррупционеры и злодеи…

- Этот тренд оценок задают федеральный уровень и сформировавшиеся устойчивые стереотипы общественного сознания. Иногда получаем от власти инициативные предложения, в которых по умолчанию не озвучиваются все финансовые затраты и особенности использования. Например, внедрение приборов учета расходуемой в квартире воды. Да, текущие платежи уменьшаются. Но возникают дополнительные расходы, и немаленькие, на регулярную замену счетчиков через 4-5 лет их эксплуатации. В итоге население считает, что его обманули, не раскрыв всей правды.

От власти, с моей точки зрения, требуется сегодня - кропотливая повседневная управленческая деятельность, доходящая в общении с населением до мелочей, до деталей.

...И неожиданный поворот

- И все же недовольство и отчуждение от власти - это одно, а «тихий протест» - это более серьезно. В чем тут дело?

- Недавно «АиФ» сравнил оценки населения, живущего в Челябинске сейчас и сто лет назад. Оценки типичны. Как будто за сто лет ничего не изменилось. Сейчас жизнь стала значительно комфортнее, но для человека это все равно далеко от идеального представления о том месте, где он должен жить. Поэтому он продолжает в своем сознании, как и сто лет назад, фиксировать плохое освещение улиц и грязь. Это эффект личной неудовлетворенности тем местом, где живет человек. А теперь он оказался помноженным на социальную атомизацию. «Тихий протест» - это протест одинокого внутреннего «я».

- Внутренняя проблема?

- Получается так. Одна из причин - и это вещь новая для меня - отсутствие у современного российского человека глубокой веры.

- В религиозном смысле?

- И в этом тоже. Хотя если человек атеист - то он все равно верит в какие-то иные ценности нерелигиозного характера. Последний опрос мы проводили полтора года назад, выяснилось, что атеистов в регионе всего 15 процентов, все остальные заявляют о своей религиозности. Рискну предположить, что значительная часть населения не только нашей области, но и России - это люди лишенные, скажем так, глубокой веры. Дискомфорт безверия превращается в постоянное брюзжание по поводу недостатков внешней среды. Активная жизнь одного поколения - это всего несколько десятилетий. Внешняя, особенно социальная и культурная, а не материальная, среда меняется другими темпами - столетиями. Мы же хотим, чтобы быстро все стало хорошо. А быстро, увы, невозможно.

VK31226318