Мы как щит от «удара о будущее»
Это здание на улице Красноармейской, 88, где расположен Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, никогда не пустует. Учителя, бухгалтеры, юристы и другие специалисты, работающие в системе образования, учатся круглый год. Почему? Так сильна тяга к знаниям? Об этом беседуем с первым проректором института Мариной СОЛОДКОВОЙ.
- Когда-то ваш институт существовал на правах высшего учебного заведения. А сегодня?
- Сегодня он относится к системе дополнительного профессионального образования.
- Зачем человеку, уже имеющему диплом, учиться дополнительно?
- Представьте, что он получил диплом на всю оставшуюся жизнь. А мир за воротами школы меняется. Появляются новые социально-экономические условия, которые формируют другие требования к выпускникам. То, что вчера было законом, сегодня считается атавизмом. Если школа не будет развиваться в ладу со временем, она испытает «удар о будущее». Это понятие появилось благодаря Элвину Тофферу, который так назвал свой труд и получил за него Нобелевскую премию. Он доказал, что Ян Каменский создал школу, абсолютно отвечающую потребностям индустриального общества. Но на смену ему приЭто здание на улице Красноармейской, 88, где расположен Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, никогда не пустуетшло другое, постиндустиальное время, теперь его теснит еще и эпоха глобализации. А школа, как была, так и осталась школой Яна Каменского. Поэтому она и испытала удар о будущее.
- Но разве консерватизм для школы - плохое качество?- Он должен быть разумным. Никто не собирается разрушить школу Каменского до основания. Классно-урочная система, которую предложил Каменский, сохраняется и сегодня. Но меняются содержание, технология урока и многое другое.
- К вам приходят учиться люди, как правило, солидного возраста?
- Разные, есть и совсем молодые, со студенческой скамьи. Не секрет, что высшее педагогическое образование не успевает за процессами, которые происходят в реальной жизни. По новым стандартам, например, уже работает начальная школа, переходят на них и среднее звено, и старшеклассники. Но разве этому учат в вузе? И в школе молодой учитель тоже не получит необходимых знаний. Его коллеги, конечно, научат тому, что сами знают. Но то, что они сами еще не освоили, передать не смогут.
- А как же самообразование и Интернет с его практически безграничными возможностями?
- Самообразование - мощный инструмент для профессионального роста. Но не все, что есть в Интернете, является достоверной информацией. С ней нужно уметь работать: выбирать, отсортировывать. И к тому же ничто не заменит общения с коллегами на курсах. Оценка профессиональной среды очень важна. Сопоставляя свои решения, учитель видит, насколько они интересны другим.
- Учителя любят учиться, по вашему мнению?
- Самое потрясающее, что многие из них, к сожалению, думают, что учеба на курсах им вовсе не нужна, у них все и так получается. Психологи о таком состоянии говорят: если человек не видит проблемы, то он сам - проблема. Судя по международным исследованиям, мы сильно проигрываем, например, в компетентностном подходе. Не учим ребенка тому, где он может применить полученные в школе знания на практике, в жизни.
У 72 процентов наших слушателей, как выяснили через анкетирование, вызывает раздражение, что мы вовлекаем их в деловые игры, интерактивные семинары, учим проектированию. Они готовы сидеть и слушать нас. Но, к счастью, ситуация меняется. Если еще шесть лет назад 35 процентов слушателей говорили, что ничего нового на наших курсах нет, то сегодня так считают семь-восемь процентов. Это большой прогресс.
- Кто учит учителей в вашем институте?
- Помимо наших преподавателей привлекаем ведущих российских ученых-практиков, победителей профессиональных конкурсов. У нас читали лекции Марк Поташник, Шалва Амонашвили, Владимир Караковский и многие другие известные в педагогике люди.
- У вас учеба платная?
- Есть курсы бюджетные и хозрасчетные. На следующий год открываем электронную регистрацию на бюджетные места. Каждый учитель сможет подать заявку, не выходя из дома, через Интернет.
- А конкуренты у вашего института есть?
- Конечно. Это высшие учебные учреждения, которые в условиях нехватки абитуриентов начинают развивать программу повышения квалификации. Нашу работу осложняет еще и новое положение, когда средства на повышение квалификации передают напрямую образовательным учреждениям. И они сами решают, какой педагог и когда пройдет курсы, где дешевле, куда ближе доехать.
Но мы стараемся быть конкурентноспособными. Перешли на дистанционное обучение, развернули мощную систему модульных курсов. Их у нас более 200. И учитель может выбрать только то, что ему интересно. Его учеба не будет теперь непрерывной. Если за три года он набрал необходимое количество часов, то мы выдаем ему удостоверение о повышении квалификации.
В прошлом году институт стал федеральной площадкой по реализации инициативы «Наша новая школа». Мы готовим ведущих консультантов в институте и отправляем их на стажировку в Германию и Финляндию.
Обучаем слушателей из других регионов России на базе лучших учебных заведений области. И они в восторге от таких школ, где работают Наталья Никифорова (№ 5, Магнитогорск), Наталья Каменкова (лицей № 6, Миасс) челябинских школ № 104 и 76 и других, всего их в области семь. Анонимные опросы говорят об очень высоком уровне таких стажировок.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве