Александр Кузнецов - Левша ХХ века

Александр Кузнецов - Левша ХХ века

Только он в 1950-е годы вместо блохи своими машинами подковал южноуральское сельское хозяйство. Его изобретения использовались во многих колхозах и совхозах Челябинской и соседних областей.

Автомонович

Александр Кузнецов родился 17 марта 1910 года в казачьем поселке Долговка Троицкого уезда Оренбургской губернии. Здесь и в соседних Ямках и Погорелке издавна проживали старообрядцы. Из старообрядцев были и родители Александра Кузнецова - Автоном Григорьевич и Евдокия Никитична. Его отца в соответствии со святцами нарекли редким именем Автоном. Буквы часто путались, и Александра с младшими братом Иваном и сестрой Елизаветой нередко называли Автомоновичами или Артамоновичами.

С детства Александр Кузнецов работал в поле, пас скот. Ему было не до учебы. Начальная школа в два класса - все образование. В 1926 году, в 16 лет, он женился на Федоре Михайловне. Она была на два года старше мужа и происходила из местной старообрядческой фамилии Гневашевых. Вскоре молодые уехали из родных мест. Коллективизация вытеснила их из деревни, а индустриализация приняла в городе. В 1929 году они оказались на строительстве ЧТЗ, но здесь не задержались надолго. И в 1935 году Александр и Федора приехали в организующийся зерносовхоз «Увельский».

Сначала семья поселилась в землянке на правом берегу реки Кабанки. Потом построили свой дом, в котором и встретили старость. За время странствий у Кузнецовых родилось двое детей: Алексей и Надежда, а в 1945 году - Анастасия.

Кузнечиха

В совхозе Александр Кузнецов сменил много «должностей». Он был трактористом, слесарем, механиком, комбайнером, заведовал зерноскладом, выйдя на пенсию, работал на бензоколонке. К началу Великой Отечественной войны трудился кузнецом и поэтому его не призвали в армию. Он нужен был родине в тылу. Однако в 1943 году, когда Красная армия освободила Курскую область, Александра Автономовича направили туда для восстановления разрушенного хозяйства, а после войны наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Война закончилась, он вернулся в совхоз. И тут в Александре проснулся изобретатель. Он и раньше интересовался техникой, что-то мастерил по дому. Но это были шалости. Кузнецов на практике знал все плюсы и минусы сельскохозяйственной техники и видел то, что можно усовершенствовать. От рационализаторских предложений он пришел к собственным изобретениям.

Дочь Александра Анастасия вспоминает: «В детский сад я не ходила, но очень любила с папой «работать». Где бы мы с ним ни ходили, он никогда не проходил мимо «железа». Внимательно рассматривал, измерял веревочкой, которая у него всегда была в кармане. Я запомнила множество узелков, только потом поняла, что они означали размеры деталей будущей машины. Это какой же памятью надо обладать, чтобы всю машину держать в голове?! Его образование не позволяло воплощать идеи в чертежах».

Сегодня названия машин Кузнецова звучат забавно и непривычно, но в свое время это был настоящий прорыв в сельскохозяйственной технике на Южном Урале. Он не по чертежам, а «на глаз», опираясь на свой опыт, смастерил машины для сухого протравливания зерна, для обрушивания семенных початков кукурузы, для очистки овса от овсюга, зернопогрузчик, стогометатель. Наконец, главным изобретением конструктора-самоучки стала зерноочистительная машина. Позднее ее назовут зерноочистительная машина Кузнецова - ЗМК-2, а в народе - «кузнечиха».

В 1950 году в Увельском совхозе побывал журналист, сотрудник «Совхозной газеты» Иннокентий Якимов. Он оставил интересное описание увиденного: «Около усадьбы четвертого отделения, как раз при въезде на территорию Увельского зерносовхоза, вас ошеломляют новенькие скотные дворы, сделанные... из мрамора! Оказывается: крупной мраморной крошки, идущей в отходы, скопляется так много, что руководители копей охотно отпускают ее совхозу. А о бутовом камне и говорить не приходится: он в изобилии залегает прямо на поверхности земли. И этим умело пользуются работники совхоза».

В совхозе были построены свой лесозавод с пилорамой, кирпичный завод, деревообрабатывающие мастерские. Для индивидуальных застройщиков отводились огромные приусадебные участки в полгектара. Все необходимое для строительства производили тут же, в совхозе. Только в 1947-1949 годах здесь построили 93 индивидуальных жилых дома!

Встретился Иннокентий Якимов и с Александром Кузнецовым. Удивляет, что он назвал его пожилым человеком, хотя нашему герою было всего 40. Очевидно, тяжелый крестьянский труд, испытания и мытарства оставили свой след. Это и заметил журналист.

Кузнецов рассказал корреспонденту, как он изобрел свою веялку: «Было это во время уборки 1947 года. На ток центрального отделения поступало ежедневно так много хлеба, что ручными «клейтонками» очищать зерно не успевали, да и рабочих не хватало. Зерно копилось в кучах, кое-где начало прорастать. Подумать только - свое, кровное, народное добро портилось... терпеть невозможно! Вот и мелькнула у меня тогда догадка... А что, если сделать эту машину по-русски, по-советски - пошире, подлиннее и повыше - будет она 8 тонн зерна пропускать не за смену, а за один час?! Мотор к ней поставить - людей совсем мало потребуется. Посоветовался с механиком и кузнецами - взялись... А через недельку «двухгрохотная» моя уже грохотала на току - пошла в ход».

Дорогу машинам Кузнецова!

В 1951 году в Увельском совхозе побывал кинооператор Свердловской студии кинохроники П. Шлыков. Он снимал очередной материал для киножурнала «Сталинский Урал». Однако то, что Шлыков увидел в совхозе, его возмутило, и он написал резкую статью во всесоюзную «Литературную газету».

Кинооператор встретился с Александром Кузнецовым, познакомился с его изобретениями. Шлыкова поразило, что веялка Кузнецова, которая очищает за 1 час 10 тонн зерна и лучше любой подобной заводской машины, не востребована и не производится в промышленных масштабах.

Кинооператор обратился к Министерству совхозов с укором, что чиновники невнимательны к рацпредложениям тружеников села, равнодушны к новым эффективным изобретениям и не поощряют новаторов. Хотя веялка Кузнецова доказала свои преимущества перед другими образцами. К этому времени ее собирали кустарным способом и использовали во многих хозяйствах Увельского района.

Кроме веялки в Увельском совхозе уже несколько лет работал зернопогрузчик оригинальной конструкции. Он всего за 5 минут загружал зерном трехтонный грузовик! А последнее изобретение Кузнецова - стогометатель - имел производительность 60-70 тонн сена в день.

Правда, зимой 1951 года в совхозе побывал главный инженер из регионального управления Министерства совхозов. Он забрал с собой чертежи машин Кузнецова, но на этом все и закончилось. Поэтому Шлыков и задавался на весь Советский Союз вопросом: «Разве терпимо такое отношение к новой технике, к советскому изобретателю?»

Победа

И вскоре увельского изобретателя заметили в Челябинске. Приехал Владимир Алексеевич Кубышев (1928–1989). Тогда он был молодым преподавателем, работал на кафедре сельскохозяйственных машин Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1961 году Владимир Кубышев защитил кандидатскую, а в 1969 - докторскую. Был академиком ВАСХНИЛ и даже ее вице-президентом.

Благодаря этой встрече с начинающим ученым разработки Александра Кузнецова получили научную основу, на них были составлены чертежи. Это позволило запустить его изобретения в массовое производство, и их стали осваивать во многих регионах страны. В 1960 году у крестьянина и ученого даже появилась совместная публикация «Опыт очистки овса от овсюга». Понятно, что писал брошюру Кубышев, однако он не забыл указать и своего соавтора.

К 1954 году машины Кузнецова применяли во всех отделениях Увельского зерносовхоза. Было выпущено около 3 тысяч ЗМК-2. Они работали в колхозах и совхозах Курганской, Кустанайской, Оренбургской и Челябинской областей. ЗМК-2 позволила увеличить производительность труда на очистке зерна в 13 раз по сравнению с подобными механизмами. Машины Кузнецова собирались на Челябинском заводе имени Колющенко, а также на производственном участке исправительной колонии № 8.

Свои изобретения Александр Кузнецов представлял на трех Всесоюзных сельскохозяйственных выставках, проходивших в Москве. В 1955 году он был награжден Большой золотой медалью ВСХВ, а в 1957 году удостоен высшей советской награды - ордена Ленина. В том же году семья обзавелась невиданной роскошью для села - автомобилем «Победа», в этом помогли заслуги и награды увельского конструктора.

Хорошие не в селе, а в себе

Александр Автономович Кузнецов прожил долгую жизнь. Смена эпох не повлияла на него. Он родился крестьянином и им умер 24 января 1994 года. Трудом, умом и смекалкой он достиг успеха, заслужил уважение и был по достоинству оценен государством не за красивые речи и активную общественную деятельность, а за реальную пользу стране, которую принесли его изобретения.

Дети Александра и Федоры Кузнецовых не пошли по стопам отца. Старший сын Алексей закончил Коркинский горный техникум и работал в Магаданской области бригадиром горняков. Второй сын выбрал профессию военного, живет с семьей на Дальнем Востоке. Дочери Александра и Федоры стали учителями. Обе окончили Челябинский педагогический институт: Надежда - географический факультет, Анастасия - химико-биологический.

Дочь Надежды - Марина Сергеевна Салмина стала учителем истории. Она 20 лет работает в челябинской школе № 59 и известна своими краеведческими и педагогическими трудами. Марина Салмина автор учебников по истории и краеведению Южного Урала, ведет научное общество учащихся, и ее юные исследователи побеждают на региональных и всероссийских конкурсах. Дочь Анастасии - Татьяна окончила педагогический институт по специальности преподаватель права, работает в школе.

Марина Салмина сегодня вспоминает: «Дедушка и бабушка, пожалуй, главные учителя в моей жизни. В постоянном общении с ними формировался мой характер, мои интересы и убеждения, мое отношение к труду и нравственные принципы. «Хорошие не в селе, а в себе», «Не суди, да не судим будешь», «Ласковый теленок двух маток сосет», «Дурака в глаза хвалят» - эти и множество других поговорок становились их наставлениями для нас, внуков, которые с удовольствием приезжали к ним на каникулах».

Николай Антипин, antipin87@mail.ru

VK31226318