В Челябинск приехал митрополит Иларион
На пресс-конференции, посвященной закрытию "Дней высокой музыки на Южном Урале", была возможность задать вопросы митрополиту Илариону, автору оратории "Страсти по Матфею", которой, собственно, и завершился фестиваль. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата и постоянный член Священного Синода посетил Челябинск впервые.
Благодарю владыку митрополита Феофана за приглашение приехать и Дмитрия Павловича за приглашение принять участие в фестивале. Рад пообщаться с культурной общественностью, любителями музыки, встретиться с ректорами высших учебных заведений и студенческой молодежью. Очень доволен, что закрытие фестиваля происходит в праздник Воздвижения Креста Господня. Тема оратории очень созвучна этому празднику, когда в церквях читается Евангелие о страстях Христовых.
Владыка, как часто вы со своим произведением выезжаете в российские регионы?
По долгу службы гораздо чаще путешествую за пределами России. В прошлом году у меня было 50 зарубежных поездок. И к концу этого года, думаю, будет столько же. Редко удается посещать российские регионы и, как правило, это связано не с моей деятельностью председателя отдела внешних церковных связей, а с другими моими должностями - председателя богословской комиссии, ректора аспирантуры. Встреча с советом ректоров Челябинской области посвящена как раз теме взаимодействия церкви и университетской науки, диалогу между религией и наукой, а также теме преподавания теологии в светских учебных заведениях. Это тема, на мой взгляд, весьма актуальна и востребована.
Я прочла вашу биографию. Из нее неясно, занимались ли вы музыкой, уйдя в церковь из Московской консерватории?
В моей жизни был двадцатилетний период без музыки. С 20 лет, когда я оставил учебу, и вплоть до того, когда на сороковом году жизни неожиданно для себя снова начал писать музыку. Этот перерыв был заполнен совсем другими делами. И, в общем-то, служение, которое я сейчас несу, тоже не оставляет пауз для музыкального творчества. Только в редкие часы досуга или отпуска могу себе позволить обратиться к музыке, сочинив несколько произведений.
Ораторию «Страсти по Матфею» владыка Иларион написал в 2007 году, потом выпустил вторую редакцию оратории. Челябинцы услышали изначальную версию сочинения, максимально близкую к православному богослужению. В сюжете второй редакции присутствует Воскресение Христа, а сюжет первой заканчивается погребением. Это жанр страстей в наиболее классическом виде.
На вопрос, как общается он с исполнителями оратории, как духовное лицо или как музыкант с музыкантами, Иларион ответил:
Я вообще редко общаюсь с музыкантами за кулисами. Чаще всего на репетициях, если удается присутствовать. И, прежде всего, на темы музыкальные. Часто приходится подсказывать дирижеру, оркестрантам или солистам, как они должны исполнять мою музыку. Дирижеры иногда прислушиваются, иногда нет. У меня достаточно широкий круг общения в среде музыкантов, в том числе на темы, связанные не с музыкой, а непосредственно с религиозной духовной жизнью. Потому что музыканты, как и прочие люди, имеют свою духовную жизнь и духовные потребности. На бытовые темы говорить как-то не приходится.
Ваша оратория стала основой фильма Лунгина «Дирижер». Как вы с ним сотрудничали?
Я всегда говорю, что несу ответственность только за музыкальное содержание, но не за режиссуру и не за сюжет. Сначала Лунгин показывал мне сценарии. Причем их было кажется, четыре варианта, они отвергались то Лунгиным, то мною. Когда мы оба остались довольны материалом, началась работа режиссера, в которой я почти не участвовал. Но на этапе, близком к финалу, посмотрел фильм, сделал замечания, и с их учетом были внесены изменения.
Я заходила на ваш личный сайт, читала проповеди, что очень близко моей душе, другие рубрики сайта. Вы его самостоятельно ведете?
Нет, этим занимается молодежь храма, в котором я служу. Они размещают материалы с моего ведома, но я не отслеживаю публикации на этом сайте. Этим занимаюсь на сайте внешних церковных связей.
На вопрос, насколько хорошо владеет митрополит компьютерной техникой, ответил Дмитрий Коган, сказав, что с владыкой они постоянно в переписке и по Интернету, и по мобильным устройствам, что очень быстро и удобно, и что владыка прекрасно освоил все современные технологии.
Сейчас, пожалуй, в каждой епархии есть свой сайт, хотя порой несколько поверхностного содержания. Как относитесь к их существованию?
Считаю, что церковные люди должны использовать все средства, которые позволяют донести до общества слово Божье, в том числе телевидение и Интернет. Мы должны общаться с миром. Как раз Челябинская митрополия в этом отношении подает очень хороший пример. Архиерей активно использует средства массовой информации, не боится журналистов. Бывает, к сожалению, у некоторых людей некая боязнь журналистов. Боятся, что переврут или «вырежут» из сказанного что-то, отчего исказится смысл. Всегда есть такой риск, но нельзя прятаться. Это не тот путь, по которому Господь заповедовал нам идти.
Почему я начал писать музыку? Для меня это не чисто музыкальные упражнения, а средство и способ донести до людей то, что доношу через проповеди, через телепередачи. Язык музыки охватывает определенную аудиторию, не всегда соприкасающуюся с той частью людей, которые ходят в храм. Да и на богослужения Страстной седмицы, совершаемые в церкви, не все православные верующие приходят, в отличие от праздника Пасхи, где всегда масса народа. Я хотел через свою музыку донести содержание богослужения Страстной седмицы и его основную весть. Весть о спасении человечества Христом, о победе над смертью, о воскресении…
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве