Уберите доброго учителя

Уберите доброго учителя

Ничего страшного пока не случилось. Никто серьезно не пострадал: ни дети, ни учительница. Но если не погасить конфликт, то учитель не выдержит, уйдет или сломается. Так считает автор письма Наталья Андреева.

С чего все началось?

«В нашем 1В классе обнаружился драчун, который бьет не только мальчиков, но и девочек, - пишет Наталья Сергеевна. - Поэтому родители решили выяснить отношения с его мамой в присутствии детей. Но получился скандал. Обе стороны накричали друг на друга. И ни к чему не пришли. Тогда делегация пошла к директору, требуя исключить Артема Е. из школы. Но учительница Елена Ивановна встала на защиту мальчика». Вот что она написала родителям по электронной почте:

- Артем ведет себя на уроках не хуже других, а порой даже лучше. Он прекрасно справляется с заданиями, у него отличная память. Кроме Темы в нашем классе есть и другие агрессивные мальчики, которые совершенно не знают, как разговаривать со старшими, сидеть за столом (ноги у нас на парте, вещи разбросаны по всему классу). Эти дети вызывают у меня больше опасений, чем Артем. Обещаю вам, что буду лично его контролировать. И уверена, что он найдет со всеми общий язык».

А еще учительница предложила решать свои проблемы без детей и ругани. «Поставьте себя на место друг друга, - пишет она. - Представьте, что это ваш ребенок ударил кого-то. Будете ли вы его защищать перед толпой разгневанных родителей? Хочу обратиться и ко второй стороне. Не реагируйте так остро. Думаю, если бы вы сказали: «Хорошо, я поговорю со своим ребенком, мы постараемся, чтобы он больше никогда и никого не бил», - все бы успокоились.

На той же неделе учительница провела классный час «Умей дружить» с участием психолога. Но родители не успокоились и затаили обиду. Они то и дело находили причины для недовольства: и оценок учительница не ставит, и домашних заданий нет. А тут одна из мам подслушала под дверью, как идет урок. И дети, по ее словам, очень шумели. Снова делегация отправилась к директору, на этот раз с жалобой на учительницу, мол, дисциплины нет. Учительнице строгости не хватает. Уберите ее. Дайте нам другую.

«Но ведь Елена Ивановна любит детей и свою работу, - пишет Наталья Сергеевна. - Ежедневно она присылает нам сообщения по Интернету, рассказывает, чем занимались дети на каждом уроке. И всегда находит добрые слова для каждого из своих учеников».

- Да, я очень люблю свой класс и то, чем занимаюсь, - говорит Елена Ивановна. - Продумываю каждый урок, подбираю материал из самых разных источников. За 35 минут мне нужно: утром - разбудить детей, после перемены - успокоить, проверить все ли принесли тетради, учебники, вспомнить то, что проходили на прошлом занятии, дать новый материал, провести физкультминутку, показать практическое использование материала, подойти к каждому и посмотреть, успел ли он, правильно ли выполнил задание.

Домой Елена Ивановна возвращается около 18 часов. И после элементарных домашних дел, когда нужно приготовить ужин, уделить внимание двум своим маленьким детям и мужу, снова приступает к работе. Пишет информацию для родителей, готовится к следующим урокам. Это занимает, по ее словам, в лучшем случае около трех-четырех часов ежедневно.

Как она отреагировала на жалобу родителей?

- Я пригласила их на родительское собрание, чтобы поговорить обо всем откровенно, но никто не пришел, - с сожалением говорит Елена Ивановна. И хотя беседа не состоялась, она решила прислушаться к мнению родителей и стать более строгой к своим первоклашкам.

- Никогда еще с ними я так сухо не разговаривала, - признается педагог. - Мне кажется, это очень отдаляет детей от меня. Они закрываются, не успев раскрыться. Грустно. Я-то ведь больше чем уверена: если сейчас приучать ребенка к жесткости, то потом придется всегда «строить». По-другому он уже не будет понимать. А я привыкла доносить до детей то, что хочу, по-другому. И поверьте, это было сложно (накричать-то проще). Но что делать?

Не все родители понимают, к сожалению, что каждый, даже самый тихий ребенок, сказав хотя бы одно слово, уже создает шум в классе, не все знают, что дети будут привыкать к школе и новым правилам поведения около пяти-шести месяцев. Проще всего обвинить в проблемах первого года учебы учителя. Но разве лучше было бы, если бы я звонила родителям, каждый раз жалуясь на их ребенка?

Оценить ситуацию мы попросили Эмму Витушкину, победителя областного конкурса «Учитель года» из Магнитогорска. Она нынче тоже приняла первый класс.

Всегда ли это плохо, когда дети на уроке шумят?

- Есть рабочий шум, когда дети работают группами, парами. Тогда он по делу и к месту. Но шум на уроке не должен превращаться в «базар», - считает Эмма Викторовна.

Почему нет домашних заданий и оценок в первом классе?

- По санитарным правилам и нормам первый класс считается адаптационным временем. И мы не имеем права по закону ставить оценки и задавать работу на дом.

Но выход, по мнению Эммы Викторовны, все же есть: давать ребятам небольшие, пассивные задания, например прописать две строчки букв, закрасить фигурку по контуру. Согласие на это она спрашивает на первом же родительском собрании, и все подписывают протокол. А оценки заменяют «волшебные линеечки», которые помогают ребенку самому себя оценить, учат его видеть свои недостатки.

Что делать с ребенком, который мешает всем?

- Сделать его своим помощником, - говорит Эмма Викторовна. - И хвалить за какие-то действия. Еще и маме написать, что Тема сегодня так классно вымыл доску, что всех нас удивил. Спасибо, мол, вам за воспитание в нем трудолюбия. Вместе с родителями, по мнению Эммы Витушкиной, легче донести до ребенка свою позицию, чтобы он ее принял.

Какой учитель лучше: строгий или добрый?

- Одно не исключает другого, - уверена Эмма Викторовна. - Он должен быть и строгим, и добрым, в зависимости от ситуации. А еще уметь быть неконфликтным как по отношению к детям, так и к родителям.

Может ли переписка по Интернету заменить живое общение с родителями? И нужно ли оно вообще? Некоторые учителя сводят его до минимума...

- Очень люблю SMS-рассылки, - признается Эмма Викторовна. - Интернет облегчает учителю жизнь. Позволяет оперативно связаться с родителями. Но я выкладываю в Интернет только объявления. А живого общения тоже не отменяю.

Сегодня от школы требуют прозрачности и участия родителей в ее делах. Но при этом, считает Эмма Викторовна, важен уровень культуры людей. Учитель ведь не приходит к родителям и не говорит, как чертить план, составлять бухгалтерский отчет или писать заметку. Оценить работу педагога, по ее мнению, должен завуч по начальному образованию.

Если он посчитает, что учитель работает в полном соответствии с программой, то не нужно идти на поводу родителей. И пусть они сами ищут другого педагога в другой школе.

- А то учеба по-настоящему еще не началась, а учителю уже по рукам настучали, - говорит Эмма Викторовна.

VK31226318