Заячья губа и правило профессионала

Заячья губа и правило профессионала

Девушка с деформацией носа после расщелины верхней губы стала пациенткой известного профессора из Канады Питера Адамсона.

У 21-летней Гули замечательное настроение. У нее столько планов и дел! Мама заждалась ее в магазине: теперь Гулшане будет не просто продавцом, но хозяйкой их семейного бизнеса. Девушка собирается сдавать на права, поступать на заочное в институт. После этой операции у нее началась новая жизнь.

В октябре они вместе с мамой приехали в челябинский центр пластической и эстетической хирургии «Пластэс». Застенчивая девушка была замкнута, немногословна. Асимметричный нос уродовал лицо, одно его крыло спускалось до самых губ. Малышка родилась с расщелиной верхней губы, вызывающей деформацию носа. Этот врожденный дефект в народе именуют заячьей губой.

Название пришло к нам из средних веков, когда рождение ребенка с расщеплением верхней губы считалось признаком нечистой силы. Сегодня причиной порока называют случайную генетическую мутацию. Она встречается достаточно часто: из 1000 новорожденных один появляется на свет с этим дефектом. Обнаруживают его во время планового УЗИ-скрининга на 14-16-й неделе беременности. Но объем поражения можно увидеть лишь после рождения ребенка. Заячья губа часто сочетается с расщелиной неба (волчья пасть), кроме того, дает сочетанные дефекты в виде патологий развития черепа, нарушений слуха, ухудшения функций носа и внешнего дыхания. Лечат эти пороки с помощью трех-пяти операций (так называемая хейлопластика) в разные годы жизни ребенка. Необходимы занятия с логопедом, дефектологом, лечение у стоматолога-ортодонта. Вот почему в роддоме маме маленькой Гули предложили отказаться от малютки. Но она и слышать об этом не хотела: у двух ее старших дочек все было нормально, вырастят и эту.

В шесть месяцев Гуле сделали первую операцию, в 14 лет - еще одну. Но браться за деформацию носа, оставшуюся после расщелины верхней губы не хотели ни челюстно-лицевые хирурги, ни лор-врачи. Специалисты из Оренбурга, к которым обращались родители девочки, в один голос рекомендовали: «Поезжайте в Челябинск, к профессору Васильеву. Мы сами у него учились».

Сергей Александрович только что прилетел из Нью-Йорка с Международного конгресса по классической хирургии, собравшего ведущих специалистов из 55 стран Европы и Америки. Темой его в была ринопластика. Президент канадского Фонда пластической и восстановительной хирургии лица университета Торонто профессор Питер Адамсон говорил о том, насколько сложны операции по устранению этих врожденных дефектов, сколько проблем возникает в ходе них.

Именно поэтому звезда ринопластики Канады и очень небедный человек стал создателем международной благотворительной миссии «Лицом к лицу». Это специальный проект для помощи детям с врожденными и приобретенными дефектами лица. Питер Адамсон подбирает команду высококвалифицированных специалистов и вывозит их в разные страны для поддержки и обмена опытом, а также последними достижениями в области челюстно-лицевой и пластической хирургии. С 1994 года миссия Адамсона ежегодно проводит встречи и консультации в екатеринбургском научно-практическом центре «Бонум». Поучаствовать в ней Адамсон пригласил и профессора Васильева. Сергей Александрович предложил матери Гули показать девушку мировому светилу.

В конце октября молоденькая пациентка с деформацией носа оказалась в клинике «Бонум». Об этом уникальном для России центре надо сказать особо. Он создан Минздравом в 1991 году для профилактики детской инвалидности и реабилитации ребенка-инвалида. Уже более 20 лет его специалисты оказывают высокопрофессиональную помощь пациентам с врожденной челюстно-лицевой патологией, последствиями травм и ожогов, ежегодно проводя около 3000 сложнейших операций. Среди его пациентов не только жители Свердловской области, но и всей России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Этот центр с суперсовременной техникой не только лечит, но и решает психолого-педагогические и социально-правовые проблемы ребенка и его семьи.

XVIII этап благотворительной миссии «Лицом к лицу» прошел в НПЦ «Бонум» с 22 по 29 октября. В Екатеринбург прибыла международная делегация из 10 врачей, среди них шесть специалистов из США и четыре - из Канады.

В первый день акции было проконсультировано 32 человека. «Очередь стояла огромная, до восьми вечера. Все случаи сложные, разбирали их подробно. Чего мы там только не увидели! - рассказывает Гуля. - Впервые в жизни я поняла, что мои проблемы - не самые ужасные». За три дня были прооперированы 23 пациента от девяти месяцев до 31 года. Руководителя миссии к операционному столу не поставили. «Как это? Я тоже хочу оперировать!» - заявил Адамсон. Так Гуля стала его пациенткой. Ассистировал Вячеслав Васильев. А профессор Сергей Васильев вел видеосъемку. Операция под общим наркозом продолжалась два с половиной часа. Для поднятия крыла носа использовали кусочек ребра пациентки.

«Конечно, мы оперируем по тем же принципам, законам, что и наши коллеги-американцы, - рассказывает Сергей Васильев. - Но сколько тонкостей, новых деталей увидел я в работе Питера. Да и полученный внешний эффект превзошел все ожидания. Вот воистину работа не челюстно-лицевого хирурга или лора, а блестящего пластического хирурга».

После мастер-классов Адамсон проводил семинар, на котором делился с коллегами новинками в области восстановительной хирургии лица. «Есть в пластической хирургии правило, определяющее уровень профессионализма, - сказал звездный доктор из Канады. - Если вы понимаете, что есть другой врач, который сделает эту операцию лучше вас, то посылаете пациента к нему». А челябинского пластического хирурга Сергея Васильева Питер Адамсон вновь пригласил в свою команду. После Екатеринбурга его миссия едет в Африку.

VK31226318