Есть у них мечта - «Высота»…

Есть у них мечта - «Высота»…

В 2012 году семья Зевакиных отметила 12-ю годовщину свадьбы, которая в свое время попала в объектив фотографа Александра Кондратюка. С тех пор уже 12 лет мы на страницах нашей газеты рассказываем о жизни этих мужественных и светлых людей.

В юности Таня и Андрей пережили трагедии - переломы позвоночников. Чуда не произошло, вернуть подвижность ног врачи не смогли. Однако судьба позволила им найти друг друга. Первая супружеская пара, по крайней мере, в Челябинске, двух инвалидов-колясочников. Позже их примеру последовали другие. Но родить ребенка решились только они.

Накануне недавнего визита с подарками от «Челябки» я позвонила Зевакиным и попросила хлебосольную хозяйку:

- Таня, не хлопочи, мы ненадолго.

Но в этой семье без чаепития не отпускают. Потом вкуснейший пирог перекочевал в пакет как гостинец для наших коллег.

Глебу сейчас одиннадцать. Мы его помним крохой. Есть снимок, где они все трое в колясках. Другой запечатлел их и Вячеслава Тарасова с Глебом на руках. Благодаря экс-мэру семья получила квартиру в одном из первых челябинских домов с пандусом. Вот Глеб-детсадовец с отцом на фоне дворовой голубятни. Андрею помогли ее изладить знакомые строители. А вот он уже школьник с мамой возле автомобиля «Ока».

Та машина, которую государство выделило семье согласно положению о поддержке инвалидов, стоит в гараже. Как в «консервную банку» втиснуться двум ограниченным в движении людям и еще разместить две, пусть даже складные, коляски? Николай Владимирович, отец Андрея, во время прогулки с внуком иногда разрешает Глебу чуть-чуть порулить. Мечту о машине со специальной автоматической коробкой передач Зевакины, получающие скромные пенсии по инвалидности и не всегда стабильные доходы от подработки, отложили на будущее.

- Вырастет Глеб, тогда у нас будет свой водитель, - мечтательно смотрят они на сына, а тот переводит с мамы на папу взгляд, полный любви и восхищения.

У Андрея есть права водителя. Таня тоже порывалась учиться, но муж отговорил, напомнив, что ее инвалидность - следствие автомобильной аварии.

- Тебе уже послан сигнал свыше, - сказал он ей. И убедил, что гораздо удобнее пользоваться такси: вызвали, съездили и никаких забот.

Таня с Глебом теперь часто ездят в торгово-развлекательные центры. Сын ловко сложит коляску в багажник такси, так же быстро соберет, когда доедут. Проводит маму до торговой зоны, а сам - в кинозал. А Таня по магазинам.

- Тысчонка лишняя заведется - и жена себя уже олигархом чувствует, - любовно трунит Андрей. Таня делает вид, что сердится. Я ехидничаю в знак женской солидарности:

- Ты со своим бухгалтерским образованием, небось, ведешь учет всем ее расходам?

- Ну нет, это уже геноцид! - возмущенно бросает он, и мы все хохочем. Потом спрашиваю Таню:

- У нас до сих пор не часто встретишь в общественных местах человека в инвалидной коляске. Окружающие обращают на тебя внимание?

- Конечно, у людей же есть глаза. Смотрят, но иначе, чем несколько лет назад, когда в каждом взгляде читала сочувствие или удивление. И уже не реагирую болезненно на взгляды. Андрея в магазины не затянешь. Он любитель посидеть за компьютером, может ночь провести у монитора. Самая большая радость - общение с друзьями. Их у Зевакиных много. Для встреч (квартирка-то маленькая) с помощью добрых людей построил во дворе возле голубятни просторную беседку, рядом Танин мини-огород. Неподалеку берег озера Смолино, там раздолье для шашлыков. Не только друзья, все соседи по дому к Зевакиным тянутся, а они всех привечают и придумывают удивительные праздники.

- Дарить радость людям - такой кайф! - говорит Андрей. - Это гораздо приятнее, чем самим получать подарки.

Школьный друг Андрея, владелец автостоянок, одну из них создал вблизи от их дома, в соучредители пригласил Зевакина. У него получилось. Зная, что цепочка добра не должна прерываться, он сам теперь помогает городскому обществу инвалидов-колясочников, «подбрасывая» на различные мероприятия часть заработка.

Таня, чтобы подзаработать, вяжет красивые платья и кофточки. Доход невелик, но ремесло доставляет удовольствие. Можно отдохнуть от домашних хлопот, побыть одной, сидя перед телевизором. У каждого есть необходимость в уединении, особенно когда жизнь ограничена замкнутым пространством тесной двухкомнатной квартиры.

- Ребята, вы такие дружные, - говорю, не скрывая зависти.

- С ним ссориться бесполезно, - кивает Таня на мужа. - Он все равно по-своему сделает, зачем нервы мотать.

- Ну, бывают мелкие разлады, - признался Андрей. - Уйдем в разные комнаты, и все. Нам просто бежать некуда.

Мы с Глебом понимающе переглядываемся: действительно, куда они друг от друга убегут.

- Мы с Таней приговорены на два пожизненных срока, - продолжает Андрей в формате шутки, хотя звучит она мрачновато. Жизнь «на колесах»… Как ни старайся избегать этой темы, она, так или иначе, врывается в разговор. Чтобы поменять тональность, спрашиваю, о чем они мечтают под Новый год?

- О двух миллионах долларов, - с нарочито важным лицом выпалил Андрей. - Ой, только не пишите, вдруг не все поймут, что шучу. Подумают, что я жадный.

На самом деле еще не сбылась его заветная и давняя мечта - построить для семьи отдельный дом. Нужно разрешение получить да денег накопить. В квартирке тесно, разъехаться двум коляскам сложно. Хотя они, как могут, пытаются модернизировать свои апартаменты новыми обоями, сменой штор, картинками. Здесь был и аквариум, и клетка с попугаем. Теперь - 40 почтовых голубей в голубятне.

А в квартире пришлось потесниться для любимицы Нэнси - йоркширского терьера. Когда мы гостили у Зевакиных, весь мир готовился к концу света, а они - к пополнению. По всем подсчетам Нэнси должна была разродиться именно 21 декабря. Но щеночки-двойняшки появились несколькими днями позже.

Еще два огромных питомца-пса живут на автостоянке. Чтобы прокормить четвероногих охранников, огромный котел не убирается с плиты. За косточками да и за продуктами для всей семьи бегает в магазин главный помощник - сын.

Глеб крепкий паренек и очень дисциплинированный. Семь лет активно и с большим желанием занимался хоккеем. Осенью травмировал позвоночник, ходил в корсете. Родители безумно переживали. Когда он поправился, на семейном совете решили: с хоккеем надо проститься. Теперь Глеб ходит в конькобежную секцию. Сразу же сумел показать отличные результаты на соревновании, ему присвоили второй разряд.

Наш фотокор Андрей Ткаченко оценил недавнее приобретение Глеба - фотоаппарат, о котором он давно мечтал, копил карманные деньги. Благодаря щедрости родственников, он купил-таки этот новогодний подарок. Теперь мечтает о квадроцикле.

А мечта Тани - побывать за границей, например, в Турции. В прошлом и позапрошлом годах по путевкам Челябинского министерства соцотношений Зевакины побывали в Пятигорске и Анапе. Так далеко от дома они прежде не уезжали. Наконец-то повезло увидеть море. Только искупаться не пришлось: в мае оно еще холодное/

- Очень хочу искупаться в море, - говорит она. - Путешествия - лучшее лекарство. Нынче никуда не ездили, так у меня рука разболелась.

- А вторая мечта - хочется работать на заводе, - продолжила Таня разговор о новогодних желаниях.

Недавно их и других «колясочников» Ленинского района приглашали на ЧТПЗ, где тестировали с перспективой трудоустройства в цехе «Высота-239». В октябре нынешнего года, когда в России вступила в силу конвенция ООН по правам инвалидов, трубопрокатный завод одним из первых челябинских предприятий отреагировал на этот документ, приглашая на работу людей с ограниченными возможностями, если те подтвердят способности к необходимым трудовым процессам. Таня с Андреем горячо откликнулись на это предложение. В числе других своих товарищей побывали в знаменитом на весь мир цехе.

- «Высота-239» - это фантастика! - бурлит эмоциями Андрей. - Мы в такой восторг пришли! Автоматизация, белые костюмы, белые каски.

- Мы так устали сидеть дома, а особенно тяжело в эту холодную пору. Дали бы нам работу хотя бы по три дня в неделю…

У нас тоже появилась мечта: в следующий раз встретиться с Зевакиными уже на «Высоте-239».

VK31226318