Детский поэт выступила против учебника русского языка
Нина Пикулева разместила на своем сайте Открытое письмо авторам учебников русского языка для второклассников.
Кажется – абурд. Как поэт, чей инструмент – язык, может быть против обучения малышей этому самому инструменту. Оказывается – может. Нина Пикулева разместила на своем сайте Открытое письмо авторам учебников русского языка для второклассников. Выступив в своем письме и от имени детского поэта и от имени бабушки, внучка которой вынуждена учиться по такому учебнику. Одним словом: наболело.
«После пары лет учёбы, когда не столько учатся, сколько мучатся и ропщут на программу «Школа 2100», до ночи в каждом, практически, доме - решая, обсуждая, уча и запоминая, рассасывая валидол - пора, наконец, встать в полный рост и сказать открыто, обратившись к авторам этих замечательных учебников и вообще супер-концепции обучения - от имени родителей-заложников её, от имени всех пострадавших бабушек и дедушек.
Давайте-ка посмотрим с точки зрения здравого смысла на то, что сделано авторами.
Вот одна из обложек их учебников – Русский язык для второго класса. На ней тройка полухулиганов, а с обложки, как с вешалки в театре, начинается знакомство.
Это что? Подсказка ребёнку, что в школе – не все такие? Или что в школе – все такие?
Или это – портреты тех, кто стал такими после обучения во втором классе? Какие эмоции вызывает это «приглашение в книгу»? Всё внутри сжимается от эмоций!!!
Разве авторы этого не предвидели?
Нет уж, как-то в день 1 сентября настроение совсем не такое… Оно взволнованно-радостное, приподнятое.Неужели наших детей можно так не любить, чтобы давать им в руки учебники, разрушающие представление о радости пребывания в школе? О празднике встречи с учителем, о первом знакомстве друг с другом в классе, чувстве прекрасного, которое будет переполнять в какие-то моменты весь класс!
Зачем будить в детях агрессию и подводить к "дурацким выходкам"?
Ведь стоит только внимательно разглядеть картинку с обложки (а дети – народ внимательный!) и они уже «зарядились» на негатив, он легко проснулся, потому что дремлет в каждом! Но дремлет – не буди! Знай меру, ты же взрослый человек, ты – педагог, воспитатель. Тебе ли этого не знать: зло вырастает само, а добро надо взращивать! Взращивать, терпеливо и кропотливо, а не подталкивать к другому краю… Где же здравый смысл?
Давайте пролистаем учебник и разглядим его внимательно.
Какие чувства он в нас пробуждает? ("И чувства добрые я лирой пробуждал..." А.С.Пушкин)
Дети, не умеющие читать, всегда думают, что в книжке главное – картинки. Они и здесь – действительно, задают тон. А значит, так и есть, они – главные. Взрослые понимают: такие вещи давят на психику, они входят в подсознание ребёнка и он начинает действовать согласно им… дерзить, делать всё вопреки...здравому смыслу!!!
Не зря же тройка полухулиганов с обложки шагнула и на уроки, вот тема: Предложение. Иллюстрация – знакомые всё лица и пример предложения для разбора детям:
Это мы и наша школа!!!
Внимание ребёнка акцентируют на чём?
На том, опять же, что это – лицо школы!!!
А после спрашивают, что ты можешь рассказать о словах школа, класс, ученики?
Скажут ли дети что-то хорошее?
Да при такой подаче не удивительно, что они все будут стараться быть такими, как эти герои!
Им не настроиться на "скучное" другое, то есть - достойное уважения, спокойное, красивое и мудрое. Оно же не такое, как на картинке! Оно же из другого ряда. А их всё время как взрывной волной сбивает ну совсем в другую сторону! им предлагается: войдите в облик мальчишей-плохишей и будете героями!
Вам это ничего не напоминает, дорогие взрослые? Я думаю, напоминает знакомое до боли... Один архитектор-романтик всю жизнь мечтал построить башню на радость людям. И он её построил! А другой, не обладающий талантами, но мечтающий о славе любой ценой - поджёг её! Его клянут в веках, но всё же вспоминают имя!!! С проклятиями – но ведь вспоминают.
Не по этой ли дорожке мы повели наших детей? Когда герои с обложки – такие?
Где здравый смысл?
А как выглядят страницы книги при таких главных героях?
Да они и выглядят соответствующим образом – исчёрканными, небрежными, даже как будто бы помятыми. Таков «дизайн»
На страницах учебника все персонажи кривляются! Как дико им пришлось высовывать язык на приёме у врача! Хотели показать, что художник шутит, а вышло - кривлянье!
Что главное в отношениях учитель-ученик? Мудрость учителя, которая заметна ученику по всем его действиям и словам. Когда ученик боится пропустить, прослушать, потерять хотя бы слово, сказанное ему за время беседы… Когда ученик чувствует себя личностью, когда его уважают, когда его посвятили в ученики мудреца…
«Если изучить законы и правила языка и научиться ими пользоваться, можно найти настоящих друзей, стать счастливыми, добиться успеха.» - прочли на одной из страниц учебника. И думаем:
Как относиться к этой фразе?
Как к зерну мысли, которую ещё не прописали?
Но зёрна, если люди хотят, чтобы они взошли, тоже готовят заранее. Как и землю, куда они будут брошены.
В учебнике на такие фразы приходится закрывать глаза и идти дальше… Но их так много!
А ведь это – учебник, в нём каждая мысль – золотое зёрнышко! Не взошло сейчас – взойдёт потом, а пока – запомнится… потому что оно золотое!!!
Уважаемые авторы, мы сказали вам своё мнение о вашей работе.
Нам трудно не только учиться по вашим учебникам, но и жить в том напряжённом ритме, который они задают. Слишком уж они несовершенны. Простите за нашу искренность и откровенность. И сделайте то, что полагается в ответ на конструктивную критику.
Свое письмо Нина Васильевна отправила авторам учебника, но ответа пока не получила.
- Я надеюсь на то, что мое письмо поможет людям начать открытый разговор о концепции программы «Школа 2100», которая раздавила всех, но ни учителя, ни родители не решаются об этом заговорить конкретно, предметно, глубоко, - говорит Нина Пикулева, - Кто боится, кто не верит, кому слишком некогда, а у кого не хватает терпения...
О том, что программа эта явно не на стороне ребёнка, знают и видят многие. А терпение не безгранично.
О своем Открытом письме Нина Пикулева проинформировала и Министра образования Челябинской области. В своем ответе детскому поэту министр написал: "надо что-то более конкретное предлагать взамен. Критика на уровне эмоциональных субъективных впечатлений вряд ли будет расценена как что-то серьезное. Ваш А.Кузнецов".
Взамен, уверена Пикулева, есть что предложить некоторым авторам: главное, чтобы в тексте учебника была выбрана правильная интонация разговора с растущим человеком, только начинающим открывать для себя родной язык, а через него – понимание и правила жизни в обществе. Готова к участию в этой работе и челябинский автор.
- У меня на руках рукопись будущей книги
«ЛЁГКИЕ ПРАВИЛА
или
Стихи-запоминалочки
ЗАГАДКИ
РАССУЖДАЛОЧКИ
для тех, кто хочет знать
РОДНОЙ ЯЗЫК».
Книга сдана в издательство, сейчас решается вопрос с художником, который мог бы приступить к её иллюстрированию. Дело это я считаю делом государственной важности. И очень сожалею, что государство недостаточно проявляет интереса к творческим людям, готовым включиться в работу подобного рода и масштаба. Книга писалась в течение 10 лет, первая её часть выходила в 2002 году и была встречена учителями с благодарностью. С тех пор ждала своего часа и интереса.
И еще одна ремарка: помните, как когда-то пела Алла Пугачёва «Нагружать всё больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс - вроде института, Нам учитель задаёт с иксами задачи, Кандидат наук и тот над задачей плачет..." На этой песне выросло уже целое поколение, на момент исполнения песни нагрузка была всё же повольготней... Поэт забежал вперёд, но попал в точку - в наше время!
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве