А если бы он был женщиной? За дело ли лишают Антона Шарпилова полномочий омбудсмена Челябинской области
27 февраля депутаты Заксобрания Челябинской области рассмотрят вопрос о досрочном прекращении полномочий регионального омбудсмена Антона Шарпилова. Очевидно, что заседание станет лишь формальностью, и уполномоченный по правам человека покинет свой пост всего через три месяца после назначения. Этот рекорд — наглядное подтверждение того факта, что новые южноуральские власти периодически почитывают мотивационные бестселлеры. В пособиях по лидерству и эффективности для современных управителей, разворот на 180 градусов — от абсолютного одобрения и беспрепятственного согласования до резкого изъятия работника из рядов — трактуется как полевая хирургия. Резать велено, не дожидаясь перитонита, а извиняться за прежний неверный выбор, напротив, категорически не рекомендуется.
Следует отметить, что в советах заокеанских гуру виден изрядный опыт обхождения с массами. Извинения за неверный выбор обязательно вызовут большое количество вопросов от риторического «Куда смотрели?» до опасного «А был ли выбор действительно неверен?». Между тем, от регионального корабля требуется продолжение плавания, с подачей регулярных сигналов о благополучии на родной, но строгий берег. Остановка посреди волн для общественной дискуссии вряд ли может таковым сигналом считаться.
Нимало не покушаясь на раскачивание судна, идущего к общим целям, мы все же предлагаем бросить взгляд в кильватерную струю — хотя бы для того, чтобы уяснить, не упало ли что ценное с борта.
До быстротечной карьеры омбудсмена Антон Шарпилов был председателем регионального «Поискового движения России»
Итак, будущий экс-омбудсмен Антон Шарпилов был предложен на пост уполномоченного по правам человека в регионе не кем-нибудь со стороны, а самим Алексеем Текслером. И не по явной протекции — а в связи с перспективным развитием и бэкграундом, не вызывающим сомнений. Именно бэкграунд Шарпилова (включающий в себя как руководство региональным отделением «Поискового движения России», так и более ранние деяния, включая работу в образовательном детском центре и службу в спецназе ВМФ), стал причиной его назначения доверенным лицом Владимира Путина в Челябинске на выборах президента в 2018 году. Вне всякого сомнения, перед выборами биография будущего экс-омбудсмена была просвечена вдоль и поперек куда более строгими и специфически подготовленными сотрудниками, чем имеющиеся в аппарате нынешнего губернатора Челябинской области. И если упомянутые строгие люди некоторым шероховатостям в супружеской жизни Шарпилова не придали значения, удивительно влияние, которое шероховатости обрели буквально год спустя, стоило бывшей супруге общественника обратиться в суд и дать обширные интервью СМИ.
Инсайдеры не сомневаются, что поспешная отставка Шарпилова, ранее успешно согласованного с уполномоченной по правам человека в РФ Татьяной Москальковой, имеет целью освободить место омбудсмена для более приоритетной фигуры. Эта фигура станет компромиссом и одновременно — неким демпфером, работа которого с населением будет предсказуема. Злые языки шепчут, что бывший «полевик» Шарпилов не сумел продемонстрировать понимание намеков, которые ему делались, и был способен привлекать ненужное внимание к разным ситуациям, которые областные власти предпочли бы не педалировать без особых указаний со Старой площади. Потенциал Шарпилова оказался слишком высок и его бы вполне хватило не только на требуемую точечную работу с попранными правами южноуральцев, но и на аналитику, почему похожие случаи валят валом, тем более после работы предыдущих уполномоченных. Не зря же активную кампанию по отзыву Шарпилова затеяли именно бывшие общественные помощники предыдущего омбудсмена, а ныне сенатора Маргариты Павловой. В ту же кассу упало комплиментарное упоминание Шарпиловым в социальных сетях Иосифа Виссарионовича Сталина, как выдающегося политического деятеля.
Однако размышлять о глубинных причинах падения будущего экс-омбудсмена не входило в наши планы. Гораздо интереснее повод и метод. Компрометирующими фактами для будущего экс-омбудсмена стали не семейное насилие или предосудительные развлечения, а желание исполнить отцовский долг наилучшим образом, оставив детей после развода не матери, а себе. В истории Челябинской области отставка от властной вертикали именно по таким основаниям — абсолютно беспрецедентна. Ранее в вину отставникам вменялись куда более злокозненные вещи, напрочь разрушающие репутацию. Но никакие обвинения в коррумпированности и незаконном предпринимательстве не помешали тому же региональному экс-омбудсмену Алексею Севастьянову успешно завершить свою карьеру народного защитника в положенные сроки.
В оправдание предложенной Шарпилову отставки первый вице-губернатор Ирина Гехт в своем Facebook высказала мнение, что семейные судилища помешают тому защищать права граждан.
«Абсолютно очевидно, что сейчас семейная ситуация не позволяет ему в полной мере сосредоточиться на своих должностных обязанностях. Желаем уполномоченному благополучно ее разрешить. Но защита прав человека — дело постоянное. Людям нужна помощь каждый день. Это то дело, на котором нужно быть сосредоточенным 24 часа в сутки и 7 дней в неделю», — заявила Ирина Гехт.
Уход Шарпилова поддержали единогласно, как и назначение
Спорить с этим утверждением практически невозможно, если не вспомнить тот факт, что экс-омбудсмен Маргарита Павлова воспитывает трех детей, старшая из которых требует особого внимания в связи с тяжелой инвалидностью. Заболевание ребенка Павлова не скрывает. Напротив, ведет активную работу по оказанию помощи малышам с таким же диагнозом и одно время даже снималась с дочерью в социальной рекламе, посвященной особым детям. Однако Ирина Гехт, равно как и другие региональные чиновники и парламентарии, ни единого раза не высказали принародно сомнение в том, что Павловой хватит времени и сосредоточенности на проблемах жителей Челябинской области — несмотря на то, что особый ребенок требует гораздо больше материнского участия.
Не вдаваясь в подробности супружеской распри будущего экс-омбудсмена, выскажем лишь одно наблюдение. Вопрос о месте жительства несовершеннолетних после развода родителей всегда неоднозначен и болезнен, хотя бы потому, что при любом исходе дела наносит детям глубокую травму. И уже не важно, кто из родителей более прав, даже если с одной стороны убеждение, что Иосиф Сталин — выдающийся общественный деятель, а с другой стороны фигурирует гербалайф и курсы личностного роста. Однако возникают глубокие сомнения в том, что омбудсмену-женщине пришлось бы поплатиться отставкой после иска бывшего супруга о встречах с детьми. Количество дел, где отец успешно добивается оставления детей с собой, а не с матерью, в российской судебной практике до сих пор исчезающе мало. И вряд ли потому, что все мужчины не особенно желают брать в свою новую жизнь детей от предыдущего брака. Общество, а вслед за ним и судьи, при разрушении семьи продолжают считать аксиомой принадлежность ребенка — матери, приводя этому примеры со времен библейских. Однако семьи начали разрушаться по воле супругов в сравнительно недавние времена. Всего лишь сто лет назад дети оставались на попечении матери лишь потому, что отец погибал или иным образом отпадал от семейства на сверхдлинный срок — в 25-летнюю ли армию, на каторгу ли. Во всех остальных случаях обязанность воспитывать детей по умолчанию брали на себя мужчины.
Бывшей жене Шарпилова детей так и не доверили
Последний абзац легко трактовать как призыв к возвращению дискриминации женщин. Но любители таких трактовок рискуют пропустить мимо своего гуманистического взора уже существующую дискриминацию, которая легко подтверждается данными, находящимися в свободном доступе на сайтах Челябинскстата и Росстата. Черный юмор ситуации состоит в том, что формально запрещенное неравное отношение коснулось человека, по долгу службы обязанного заботиться о соблюдении прав других людей. И он ничего не смог ему противопоставить. Такова объективная реальность, данная нам не только в ощущениях.
Автор: Игорь Колкин
Фото: ura.ru (Вадим Ахметов), vk.com (Антон Шарпилов), chel.kp.ru
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве