Не против пассажиров, но против агрегаторов: зачем челябинские таксисты вышли на митинг?

Не против пассажиров, но против агрегаторов: зачем челябинские таксисты вышли на митинг?

Сегодня, 17 апреля, в Челябинске состоялся стихийный митинг таксистов. Работники этой сферы выражали протест против снижения уровня доходов. Около девяти утра пятьдесят машин с символикой трёх основных агрегаторов такси (Яндекс.Такси, Ситимобил и Uber) собирались на парковке у ХШ «Трактор» (район ЧТЗ) и заявили о своем несогласии с позицией основных агрегаторов.

По словам таксистов, люди не выходят из дома, соответственно спрос на такси снизился, а ставки и тарифы агрегаторов упали. Как итог - резкое падение доходов.

В администрации Челябинске уже пообещали, что 20 апреля состоится встреча главы управления транспорта с инициативной группой таксистов. Сложно сказать, какое решение проблемы предложат в управлении, но снизит ли оно социальную напряженность среди таксистов, каковых в городе немало, большой вопрос.

Житель Челябинска Дмитрий Арапов, отметил, что ему с начала коронавирусной эпопеи пришлось уйти из такси, так как заработки в такси упали в разы: клиентов меньше, те, которые раньше ездили на работу, сейчас на удалёнке, заказов практически нет. Он был вынужден заняться строительством и ремонтными работами, этот рынок в городе пока просел не так сильно.

- У меня машина в аренде от таксопарка – я должен в день платить 1600 рублей. Скоро я её выкуплю, и она станет моей, но пока я должен беспрекословно приносить деньги за аренду, которые не всегда удаётся отбить на дорогах. Агрегаторы за последние несколько месяцев действительно снизили стоимость заказов. Цена упала в разы. Раньше я проезжал условно 10 км и получал хотя бы рублей 200, то сейчас за те же 10 км я получу, например, 89 рублей. Разница очевидна, причём газ и бензин продолжают дорожать, всё растёт в цене, а стоимость поездки дешевеет, - рассказал Дмитрий Арапов.

Что касается гарантированного заработка, который есть у агрегаторов: существует определённая сумма, которую таксист в любом случае получал, если выполнял какое-то количество заказов, даже если с заказов цифра не набиралась по причине дешевизны этих заказов. Например, раньше за 35 заказов, неважно, сколько фактически они принесли денег, водителю гарантированно платили около 7000 рублей – разницу доплачивал агрегатор.

- Сейчас гарантированный заработок 3850 – буквально вчера заглядывал в Яндекс.Такси. Сумма уменьшилась в два раза. Получается, это работа себе в убыток. Почему я ушёл из такси? Последние три дня, которые я работал, всё, что я зарабатывал, я отдавал за аренду машины и за заправку. Более того, в итоге ушёл в долги перед таксопарком. Я не успевал зарабатывать нужное количество денег – просто не было столько заказов. Я был на линии, но люди не выходили из дома, либо заказы были копеечные. В общем, в такси сейчас делать нечего, - поделился Дмитрий Арапов.

Челябинец считает, что ребята, которые вышли сегодня на забастовку, молодцы. По его словам, эта стачка зрела уже давно, еще до истории с эпидемией, а сейчас народ просто дошёл до ручки.

- Когда я домой стал приносить 500 рублей за отработанную 14-часовую смену за рулём, я подумал, что всё, конец. Мне было куда пойти ещё, кроме такси. Но есть люди, которым некуда пойти – может, они не умеют больше ничего, может, им здоровье не позволяет мешки тяжёлые таскать, к примеру. Эти люди сейчас сидят впроголодь из-за того, что агрегаторы, чтобы сохранить клиентов, снижают тарифы, - сетует Дмитрий.

Такая ситуация была и до коронавируса. Напомним, раньше абсолютным монополистом в городе был сервис Яндекс.Такси. Потом на рынок зашёл «Ситимобил», уронив планку в два раза. Яндексу, чтобы не терять пассажиров, пришлось тоже снизить цену. И теперь все заказы стали дешевле на всех такси, да и таких заказов тоже нет.

- Таксистам никаких доплат или послаблений не было и нет – вот просто «вы будете зарабатывать в два раза меньше и всё на этом». Чего в связи с этим хотят таксисты? Чтобы агрегаторы вернули ценник на прежнее место. Сейчас стоимость одного километра пути составляет примерно 5,5 рублей. Раньше – 20 рублей. Это основное требование. Произошедший митинг был организован, как я считаю, для привлечения внимания агрегаторов, а не властей. Не думаю, что власти города чем-то могут помочь, - считает Дмитрий Арапов.

Немного другое мнение сложилось у таксиста Марины Куликовой. Она считает, что агрегаторы действительно встали на сторону пассажиров, и это нормально, ведь они за счёт того и существуют.

- Это нормально, повторяю ещё раз. Но, по сути, агрегатор – это прослойка между пассажирами и таксистами. И, к сожалению, эта прослойка использует таксистов, а те позволяют себя использовать, потому что их очень много, и иначе они не выживут. Но это вопрос не настоящего момента. Не думаю, что таксисты, вышедшие на митинг, выступили против режима самоизоляции как таковой, против безопасности и помощи людям. Я, например, как таксист задавала в сети вопрос – куда можно выйти волонтёрам, чтобы развозить продукты людям и осуществлять другие услуги на безвозмездной основе. Хотя мне тоже нужно кормить семью и оплачивать коммунальные платежи, - говорит Марина.

По её мнению, в данном случае агрегаторы встали на сторону пассажиров, опустив тариф и убрав коэффициенты, вместо того, чтобы снизить свои проценты, по своей выручке. Именно такого решения ждали таксисты от агрегаторов в этой сложной для всех ситуации. Ситуация сложна и для таксистов, и для пассажиров, и ни те, ни другие не должны страдать.

– Агрегаторы могли бы убрать комиссию для водителей, сделать такую акцию. А так… легко быть хорошим за счёт кого-то. Повторюсь: все агрегаторы хорошие за счёт водителей, у которых просто нет денег. Я заправляюсь на 500 рублей, выходя на ночь. И зарабатываю около 600. Речь даже не может идти о какой-то амортизации автомобиля – я фактически зарабатываю себе на бензин! Работа ради работы, а агрегаторы получают ту же прибыль, что и раньше. Раньше были коэффициенты, и поездка чего-то да стоила. Теперь водитель за поездку зарабатывает 70-80 рублей. Легко посчитать, во сколько такая поездка обходится самому водителю. Если десять рублей с такой поездки остаётся в кармане у водителя, это уже хорошо, - рассказала «Медиазаводу» Марина Куликова.

Жительница Челябинска считает, что водители вышли на митинг в данной ситуации не потому, что они плохие и пользуются ситуацией, которая ударила по карману большинства горожан. Они не против снижения цен для пассажиров. Они против политики агрегаторов, направленной на водителей.

- Мы можем хоть даром возить клиентов в эти сложные времена, помогая стране – пусть агрегаторы оплачивают таксистам выход на работу за счёт тех средств, которые они набрали на время существования процентов, - предлагает челябинка.

Посмотрим, что 20 апреля скажут на этот счёт власти и как отреагируют агрегаторы на прошедший митинг. Пока никаких заявлений они не делали. «Медиазавод» отправил запрос в агрегатор "Сибимобил", его ответ был таким:
- Про забастовку слышали от партнеров, но она вызвана изменениями условий заработка не в нашем сервисе. С введением режима самоизоляции мы наблюдаем значительное снижение спроса на поездки, так как люди стараются оставаться дома и не передвигаться по городу без крайней необходимости. Сейчас в связи с уменьшением спроса мы оптимизируем все бонусы и доплаты, но оставляем их выше рынка. При  этом у водителей такси по-прежнему есть возможность с нами зарабатывать. В Челябинске мы запустили тариф «Доставка», с помощью которого пассажиры смогут передать с водителем такси посылки и ценные вещи. Со вчерашнего дня мы добавили в новую услугу опцию «от двери до двери», которая дополнительно оплачивается клиентом. Мы уверены, что новый тариф позволит водителям, подключенным к Ситимобил, частично компенсировать снижение спроса со стороны пассажиров на поездки.
VK31226318