Не против пассажиров, но против агрегаторов: зачем челябинские таксисты вышли на митинг?
Сегодня, 17 апреля, в Челябинске состоялся стихийный митинг таксистов. Работники этой сферы выражали протест против снижения уровня доходов. Около девяти утра пятьдесят машин с символикой трёх основных агрегаторов такси (Яндекс.Такси, Ситимобил и Uber) собирались на парковке у ХШ «Трактор» (район ЧТЗ) и заявили о своем несогласии с позицией основных агрегаторов.
По словам таксистов, люди не выходят из дома, соответственно спрос на такси снизился, а ставки и тарифы агрегаторов упали. Как итог - резкое падение доходов.
В администрации Челябинске уже пообещали, что 20 апреля состоится встреча главы управления транспорта с инициативной группой таксистов. Сложно сказать, какое решение проблемы предложат в управлении, но снизит ли оно социальную напряженность среди таксистов, каковых в городе немало, большой вопрос.
Житель Челябинска Дмитрий Арапов, отметил, что ему с начала коронавирусной эпопеи пришлось уйти из такси, так как заработки в такси упали в разы: клиентов меньше, те, которые раньше ездили на работу, сейчас на удалёнке, заказов практически нет. Он был вынужден заняться строительством и ремонтными работами, этот рынок в городе пока просел не так сильно.
- У меня машина в аренде от таксопарка – я должен в день платить 1600 рублей. Скоро я её выкуплю, и она станет моей, но пока я должен беспрекословно приносить деньги за аренду, которые не всегда удаётся отбить на дорогах. Агрегаторы за последние несколько месяцев действительно снизили стоимость заказов. Цена упала в разы. Раньше я проезжал условно 10 км и получал хотя бы рублей 200, то сейчас за те же 10 км я получу, например, 89 рублей. Разница очевидна, причём газ и бензин продолжают дорожать, всё растёт в цене, а стоимость поездки дешевеет, - рассказал Дмитрий Арапов.
Что касается гарантированного заработка, который есть у агрегаторов: существует определённая сумма, которую таксист в любом случае получал, если выполнял какое-то количество заказов, даже если с заказов цифра не набиралась по причине дешевизны этих заказов. Например, раньше за 35 заказов, неважно, сколько фактически они принесли денег, водителю гарантированно платили около 7000 рублей – разницу доплачивал агрегатор.
- Сейчас гарантированный заработок 3850 – буквально вчера заглядывал в Яндекс.Такси. Сумма уменьшилась в два раза. Получается, это работа себе в убыток. Почему я ушёл из такси? Последние три дня, которые я работал, всё, что я зарабатывал, я отдавал за аренду машины и за заправку. Более того, в итоге ушёл в долги перед таксопарком. Я не успевал зарабатывать нужное количество денег – просто не было столько заказов. Я был на линии, но люди не выходили из дома, либо заказы были копеечные. В общем, в такси сейчас делать нечего, - поделился Дмитрий Арапов.
Челябинец считает, что ребята, которые вышли сегодня на забастовку, молодцы. По его словам, эта стачка зрела уже давно, еще до истории с эпидемией, а сейчас народ просто дошёл до ручки.
- Когда я домой стал приносить 500 рублей за отработанную 14-часовую смену за рулём, я подумал, что всё, конец. Мне было куда пойти ещё, кроме такси. Но есть люди, которым некуда пойти – может, они не умеют больше ничего, может, им здоровье не позволяет мешки тяжёлые таскать, к примеру. Эти люди сейчас сидят впроголодь из-за того, что агрегаторы, чтобы сохранить клиентов, снижают тарифы, - сетует Дмитрий.
Такая ситуация была и до коронавируса. Напомним, раньше абсолютным монополистом в городе был сервис Яндекс.Такси. Потом на рынок зашёл «Ситимобил», уронив планку в два раза. Яндексу, чтобы не терять пассажиров, пришлось тоже снизить цену. И теперь все заказы стали дешевле на всех такси, да и таких заказов тоже нет.
- Таксистам никаких доплат или послаблений не было и нет – вот просто «вы будете зарабатывать в два раза меньше и всё на этом». Чего в связи с этим хотят таксисты? Чтобы агрегаторы вернули ценник на прежнее место. Сейчас стоимость одного километра пути составляет примерно 5,5 рублей. Раньше – 20 рублей. Это основное требование. Произошедший митинг был организован, как я считаю, для привлечения внимания агрегаторов, а не властей. Не думаю, что власти города чем-то могут помочь, - считает Дмитрий Арапов.
Немного другое мнение сложилось у таксиста Марины Куликовой. Она считает, что агрегаторы действительно встали на сторону пассажиров, и это нормально, ведь они за счёт того и существуют.
- Это нормально, повторяю ещё раз. Но, по сути, агрегатор – это прослойка между пассажирами и таксистами. И, к сожалению, эта прослойка использует таксистов, а те позволяют себя использовать, потому что их очень много, и иначе они не выживут. Но это вопрос не настоящего момента. Не думаю, что таксисты, вышедшие на митинг, выступили против режима самоизоляции как таковой, против безопасности и помощи людям. Я, например, как таксист задавала в сети вопрос – куда можно выйти волонтёрам, чтобы развозить продукты людям и осуществлять другие услуги на безвозмездной основе. Хотя мне тоже нужно кормить семью и оплачивать коммунальные платежи, - говорит Марина.
По её мнению, в данном случае агрегаторы встали на сторону пассажиров, опустив тариф и убрав коэффициенты, вместо того, чтобы снизить свои проценты, по своей выручке. Именно такого решения ждали таксисты от агрегаторов в этой сложной для всех ситуации. Ситуация сложна и для таксистов, и для пассажиров, и ни те, ни другие не должны страдать.
– Агрегаторы могли бы убрать комиссию для водителей, сделать такую акцию. А так… легко быть хорошим за счёт кого-то. Повторюсь: все агрегаторы хорошие за счёт водителей, у которых просто нет денег. Я заправляюсь на 500 рублей, выходя на ночь. И зарабатываю около 600. Речь даже не может идти о какой-то амортизации автомобиля – я фактически зарабатываю себе на бензин! Работа ради работы, а агрегаторы получают ту же прибыль, что и раньше. Раньше были коэффициенты, и поездка чего-то да стоила. Теперь водитель за поездку зарабатывает 70-80 рублей. Легко посчитать, во сколько такая поездка обходится самому водителю. Если десять рублей с такой поездки остаётся в кармане у водителя, это уже хорошо, - рассказала «Медиазаводу» Марина Куликова.
Жительница Челябинска считает, что водители вышли на митинг в данной ситуации не потому, что они плохие и пользуются ситуацией, которая ударила по карману большинства горожан. Они не против снижения цен для пассажиров. Они против политики агрегаторов, направленной на водителей.
Посмотрим, что 20 апреля скажут на этот счёт власти и как отреагируют агрегаторы на прошедший митинг. Пока никаких заявлений они не делали. «Медиазавод» отправил запрос в агрегатор "Сибимобил", его ответ был таким:- Мы можем хоть даром возить клиентов в эти сложные времена, помогая стране – пусть агрегаторы оплачивают таксистам выход на работу за счёт тех средств, которые они набрали на время существования процентов, - предлагает челябинка.
- Про забастовку слышали от партнеров, но она вызвана изменениями условий заработка не в нашем сервисе. С введением режима самоизоляции мы наблюдаем значительное снижение спроса на поездки, так как люди стараются оставаться дома и не передвигаться по городу без крайней необходимости. Сейчас в связи с уменьшением спроса мы оптимизируем все бонусы и доплаты, но оставляем их выше рынка. При этом у водителей такси по-прежнему есть возможность с нами зарабатывать. В Челябинске мы запустили тариф «Доставка», с помощью которого пассажиры смогут передать с водителем такси посылки и ценные вещи. Со вчерашнего дня мы добавили в новую услугу опцию «от двери до двери», которая дополнительно оплачивается клиентом. Мы уверены, что новый тариф позволит водителям, подключенным к Ситимобил, частично компенсировать снижение спроса со стороны пассажиров на поездки.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве