Путин потребовал принять закон о квотировании выбросов, несмотря на промышленное лобби

Путин потребовал принять закон о квотировании выбросов, несмотря на промышленное лобби

Сегодня, 20 февраля, президент Путин в своем послании федеральному собранию вновь вернулся к теме закона о «Сводных томах ПДВ», еще раз озвучив свою позицию по экологическим мерам, предложенным правительством Южного Урала. Путин поручил принять закон о квотировании выбросов в весеннюю сессию, а на промышленных предприятиях определить конкретных лиц, ответственных на внедрение природоохранных технологий.

Экологическая тема уже давно считается основной как для властей, так и для граждан. Вокруг экоповестки строятся многочисленные протестные движения. Наиболее видный пример – Василий Московец, лидер движения «Стоп ГОК». Справедливые возмущения граждан по поводу состояния природы родного города власть без внимания оставить не может. С 2016 года, когда губернатор Челябинской области Борис Дубровский возглавил комитет Государственного совета по экологии, руководство региона продвигает идею внедрения новых принципов контроля за загрязнителями атмосферного воздуха.

В основе лежит идея квотирования выбросов для всех загрязнителей пропорционально их вкладу в совокупное загрязнение, рассчитанному и сведенному в единый реестр. Составление подобного документа должно было стать первым шагом реформы. Так называемый «Сводный том ПДВ», рассчитанный на показателях Челябинска, Дубровский и представил на рассмотрение Госсовета в 2016 году. Однако результаты данной работы однозначно позитивными не назовешь. С самого начала инициатива региональных властей вызывала мощное сопротивление промышленников, для которых внедрение новой схемы контроля означало многомиллиардные инвестиции без явной отдачи.


Позиция президента Путина в оценке экологических проблем, выраженная в новых майских указах 2018 года, оказалась весьма кстати. Путин поставил задачу на 20% снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Челябинск был назван в числе городов, где состояние атмосферного воздуха требует особого подхода. При этом, сводные расчеты предельно допустимых выбросов определяются как основной инструмент борьбы за чистое небо над городом. Региональные власти поставили для себя задачу до 2020 года снизить объем выбросов в атмосферу на 30%. А после столь серьезной поддержки шансы на принятие челябинский предложений на федеральном уровне резко возросли. Но, как известно, закон, вводящий новые принципы учета вклада загрязнителей все еще не принят. И Челябинская область все еще не стала пилотным регионом для реализации данного закона.

«Пока нельзя с уверенностью сказать, что мы станем пилотным проектом для России. Пока этого не заявит Президент, или не будет постановления Правительства. Но одобрение на Госсовете прозвучало, говорили, что Челябинску надо дать такой шанс. Теперь только ждём решения президента», - комментирует ситуацию начальник управления экологического просвещения и работы с гражданами министерства экологии Челябинской области Виталий Безруков.
Теперь, когда слово президента сказано, но из этого не вытекает автоматического решения всех спорных вопросов. И туту далеко не все сводится к лоббизму промышленников. Эксперты - экологи до сих пор указывают на несовершенство расчетов квот для разных источников загрязнения. Пока, например, нет ответа на вопрос, как учитывать загрязнение от автомобильного транспорта. Если в случае с промышленностью государство располагает достаточным набором легитимных мер воздействия, начиная от штрафов и заканчивая налоговыми льготами, то что делать с автомобилистами, пока никто не знает. Точнее, чиновники понимают, что бороться с данным источником загрязнения, дающим порядка 30% выбросов в Челябинске, может оказаться слишком опасно в электоральном смысле.

«Чтобы предприятия установили эти самые дорогостоящие фильтры, надо, с одной стороны, жесткое соблюдение законодательства и контроль за ним со стороны административных структур, прозрачность процессов для общественности, какой – то аудит со стороны жителей и тогда они смогут сами как-то влиять на промышленников. С третьей стороны должна быть финансовые вливания и инвестиции со стороны федерального центра и отслеживание - как предприятия тратят эти деньги на экологию. Иначе понятно ведь, что установка таких сооружений влечёт удорожание продукта, а значит снижение конкурентной способности. А металлургии у нас сейчас и так непросто», - высказывается экономист, заместитель директора по развитию челябинского филиала РАНХиГС Олег Иванов.

Ситуация в таком промышленном мегаполисе как Челябинск, осложняется жестоким сопротивлением промышленных элит, которые не желают терять сверхприбыль, экономя на дорогостоящих системах современной очистки выбросов. Борьба идёт даже на уровне федерального центра. Мощное политическое и экономическое лобби влияет на кадровую политику и в высших эшелонах региональной власти. В частности, одной из причин такой борьбы стал уход с поста министра экологии Челябинской области Ирины Гладковой. Должность эту иначе как «расстрельной» в регионе не называют.

Поэтому личный контроль президента за наболевшим и чрезвычайно острым для челябинцев вопросом повышает шансы на то, что Челябинск избавится от имиджа города, в котором видно воздух.

Фото:sluhi74.livejournal.com; fishki.net;zvu-74.ru

VK31226318