Введут ли в регионе ЧС и ЧП? Рассказываем, чем эти режимы будут отличаться от самоизоляции
На данный момент Государственная Дума стремительно (сразу в трёх чтениях) приняла новый пакет законов по коронавирусу, в котором, помимо уголовной ответственности за нарушение карантина и наказаниях за фейки о коронавирусе, предусмотрено право Правительства вводить режим ЧС.
Кажется, это следующий уровень: сначала россиян попросили сидеть дома, потом просьбы переросли в требования и в регионах ввели ввели режим тотальной самоизоляции. Следующим шагом по идее может стать введение режима Чрезвычайно Ситуации и, несмотря на то, что это вовсе не обязательный сценарий, он всё-таки возможен.
Впрочем, есть и еще более жёсткий вариант – режим Чрезвычайного Положения (ЧП), от ЧС он отличается тем, что ЧС – это, по факту, просто признание проблемы, позволяющее вводить некоторые ограничительные меры. ЧП – это очень серьёзно, решение о нём может принять только Президент страны, а Совет Федерации может принять или отклонить введение таких мер.
О ЧП
В России есть ФКЗ «О ЧП», который описывает основания для введения такого режима. Наряду с угрозами конституционному строю, в них есть и эпидемии, перечисленные в пункте б статьи 3, в списке бедствий, грозящих жертвами, ущербом здоровью и материальными проблемами.
Ещё 11 марта ВОЗ признала, что распространение вируса Covid-19 по всему миру имеет признаки пандемии, тем самым как бы формализовав жёсткие меры, связанные с ним. В нашей стране режим ЧП никогда не вводился на всей территории РФ, а только в отдельных частях. В случае с катастрофическим распространением коронавируса, скорее всего, ЧП будет введён только в городах-миллионниках и регионах, в которых насчитывается больше всего заражённых.
ЧП на территории всей страны по закону можно ввести только на месяц (30 суток), но если такое положение введено на территории какого-то субъекта, тогда на два месяца (60 суток). При необходимости срок действия может быть продлён по результатам голосования в Совфеде.
В случае введения режима ЧП региональные и местные власти могут быть ограничены в своих полномочиях, либо их полномочия могут быть вовсе приостановлены на срок ЧП. На территории, где введено ЧП, может быть назначен комендант, который становится вторым лицом в органе временного специального управления, либо временное управление вовсе не вводится, и президент управляет территорией в ручном режиме, то есть территория становится полностью подконтрольной Москве.
Эпидемии относятся к стихийным и техногенным катастрофам, и если ЧП вводится на основании эпидемии, к мерам такого положения можно отнести жёсткий карантин, временное переселение жителей в безопасные районы (если вспышка зафиксирована в одном месте), а также обязательная мобилизация граждан на спасательные и аварийные работы. Также запрещаются массовые мероприятия, и речь не только о митингах и выборах, но и о празднованиях: 9 мая, Пасха, 1 мая и прочее.
Закон также предусматривает ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости, введение комендантского часа и другие меры, которые уже не относятся к ЧП на основании эпидемий и пандемий.
Главное, что нужно помнить: при введении ЧП создаётся Указ Президента, в нём должны быть прописаны все конкретные меры. Следовательно, можно сравнивать действия, например, коменданта на территории с положениями исходного документа, на основании которого он действует.
О ЧС
Режим ЧС регламентируется другим законом - «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и это не конституционный, а федеральный закон.
В случае ЧС не приостанавливаются права и свободы гражданина, как в случае ЧП, однако власти субъекта, на территории которого введён режим чрезвычайной ситуации, наделяются дополнительными полномочиями. Важно, что они обязаны соответствовать ситуации.
Здесь можно ограничить доступ граждан и транспорта на какую-то территорию, внутри неё определить порядок пользования транспортом (не только общественным), средствами связи и средствами оповещения.
Кроме того, при ЧС власти могут закрыть предприятие или компанию на время, если увидят, что безопасности сотрудников что-то угрожает. Также в момент ЧС власти могут проводить закупки услуг и товаров у одного поставщика по предложенной таким поставщиком цене. Единственно, что важно, чтобы эти товары и услуги были необходимы для ликвидации ЧС.
Отметим, что, если чрезвычайная ситуация складывается на территории не одного, а двух и более субъектов страны, законом предусмотрен так называемый федеральный уровень реагирования. Здесь не требуется указ президента, хватит и решения комиссии Правительства по предупреждению и ликвидации ЧС. Глава такой комиссии – глава МЧС.
Если президент не ввёл в действие особого уровня реагирования, согласно которому к ликвидации ЧС буду привлечены силы ВС РФ, войска и воинские формирования, тогда власти региона имеют право отреагировать по-своему на введение ЧС на вверенной им территории и ввести какие-то свои меры.
Таким образом, на данный момент именно о ЧС идёт речь. Некоторые эксперты склонны считать, что всё будет зависеть от динамики заболеваемости коронавирусом на территории страны. Если экспонента роста заражения будет подбираться почти к вертикальной линии (резкий рост, большое увеличение числа заболевших при минимальном времени), возможно, власти «проскочат» ЧС и перейдут непосредственно к ЧП. Однако будем надеяться, что этого удастся избежать, пока ситуация развивается по условно оптимистическому сценарию.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве