Новости

Хозяин агрессивной собаки невозмутимо заявил пострадавшему пенсионеру, что он сам виноват и покинул место происшествия.

13-летняя девочка погибла, ударившись о козырек подъезда.

Утром в субботу жители дома 13а по Краснопольскому проспекту пришли в ужас от окровавленных стен и выбитых дверей в подъезде.

Казах выпытывал у пермячки пин-код от отобранной банковской карты.

Страшное ДТП произошло накануне утром около поселка Усовский на заснеженной трассе.

Сообщается, что пожилую женщину будут судить.

Грабитель зарезал 30-летнюю женщину прямо на улице, после чего она скончалась в больнице.

В столице Южного Урала ощущается кризис мест «последнего упокоения».

На радость детям установят весной.

Уф… Результат – отрицательный!

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Преподаватели называют ситуацию с безграмотностью национальной катастрофой

13.11.2013
Девушки, поступившие в МГУ, не смогли написать любовной записки, которую им предложил преподаватель в качестве диктанта.

Девушки, поступившие в МГУ, не смогли написать любовной записки, которую им предложил преподаватель в качестве диктанта. Допущенные ошибки сделали признание нечитаемым.

В начале каждого учебного года во многих университетах проводят установочные диктанты для выяснения уровня знаний первокурсников. И делают выводы о степени грамотности. На днях обнаружила ссылку на материал о печальных последствиях набора в МГУ. Его разместили в сетях уже на многих сайтах. И живо обсуждают в разных регионах, в том числе и в Челябинской области. Почему? Потому что безграмотность стала сегодня настоящей бедой.

Когда-то с установочным диктантом в МГУ, по словам доцента Анастасии Николаевой, из гуманитариев не справлялись 3-4 человека. Но последние результаты оказались чудовищными. 82 процента первокурсников факультета журналистики, включая 15 стобалльников по русскому языку, делают в среднем по 24-25 ошибок на страницу текста. Причем таких: «Нез наю», «генирал», «через-чюр», «поциэнт», «врочи», «оррестовать». И это перлы студентов из сильных групп газетного отделения.

Формально набор был очень сильный. Средний балл по русскому языку - 83. То есть не просто «пятерка», а «суперпятерка». А результаты такие, что впору большинство первокурсников сразу же отчислять из университета.

Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Ведь там есть творческий конкурс, который отсекает самых слабых абитуриентов. А вот что получили, скажем, те же филфаки, страшно даже подумать. Впрочем, домысливать ничего не нужно, когда есть реальные результаты. Не будем называть вуз, в котором учатся студенты, сочинения которых сейчас процитируем. Ситуация везде одинаковая. Скажем только, что речь идет уже об Урале, о гуманитарном факультете в университете, признанном эффективным.

Такие словообразования, как «фальшивство», «благодарство», «спокойство», «близ лежайший», «без совестливые» и другие кажутся просто чепухой по сравнению с тотальным незнанием классики. Рассказ «Судьба человека», оказывается, написал Лев Толстой, автор «Тараса Бульбы» - Максим Горький, название романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лошадей». В русской классике есть, как выяснилось, и такое произведение, как роман Евгения Онегина «Му-му». Цитировать перлы, собранные доктором филологических наук Татьяной Калининой, можно и дальше. Но зачем? И так все ясно.

Преподаватели называют ситуацию с безграмотностью национальной катастрофой. Главная беда, по мнению работников высшей школы, это ЕГЭ. Последние три года в школе дети, как правило, не читают книг и не пишут диктантов с сочинениями, а все время тренируются вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге выпускники не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит многих в тупик. И это еще не самое страшное. Молодые люди не понимают смысла написанного друг другом. А это уже серьезное препятствие в общении, без которого нельзя существовать в обществе.

ЕГЭ тут ни при чем, считает Нелли Пащук, учитель литературы Челябинского лицея № 31, один из организаторов «Открытого фестиваля» - встреч учеников с живыми писателями. Это всего лишь один из инструментов оценки знаний. И если школа готовит своих учеников только к сдаче ЕГЭ, то ее нужно немедленно закрывать. Причина в другом.

В школу пришли ученики визуально зависимые, не держащие внимание, не признающие авторитетов. У них свой мир, свой язык, который не совпадает с учительским примерно на 30%. Они не расстаются с айфоном, потому что виртуальное пространство для них привлекательнее, чем настоящая среда общения.

Почему это произошло? Ребенок родится с душевной нишей, которую надо заполнять переживаниями, тактильными ощущениями. Условно говоря, надо научить его эмоциям. Он должен проживать радость, боль, огорчение, угрызение совести, ответственность, заботу, ласку, любовь. Надо дать ему возможность «прожить детство», как Николенька Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Детство». Однако современным родителям некогда заполнять эту нишу, они заняты работой. Не собой, а именно работой, боятся потерять ее, выкладываются в полную силу. На детей остается все меньше времени.

И постепенно эту незаполненную нишу захватывает массовая культура, в том числе и социальные сети, где все упрощено и поэтому понятно. Язык там сжимается, как шагреневая кожа. Фонетическое письмо стало главным инструментом передачи СМС-сообщений: как слышу, так и пишу. Зачем набирать лишние буквы, писать «сейчас» когда можно «щас», а эмоции вообще передать скобками, тире или смайликами. И это становится нормой. В результате школьник не может описать словами свои чувства и ощущения, потому что мир он воспринимает исключительно событийно, графически. Между событиями ничего нет, пустота.

Вот эту пустоту нам, учителям, надо заполнить закладками, зацепками и повернуть школьника к культуре письменной и устной речи. Показать, что массовая культура всегда вторична, она смещает акценты с главного на второстепенное, навязывает стереотипы, лишает свободы. Поставить их в положение выбора: или самому создавать грамотные тексты, или пользоваться плодами убогой эрзац культуры. У профессионального педагога всегда найдутся эксклюзивные приемы для того, чтобы ученик двигался по первому маршруту. Так считает Нелли Милайловна.

Когда девчонки в МГУ сделали по 15 ошибок в любовной записке, которую преподаватель предложил им в виде диктанта, они расплакались, потому что поняли, что не могут даже признаться в любви. Студенты и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. Но вузовские преподаватели не уверены, что эти дети теперь в принципе обучаемые. Что делать?

В сложившейся ситуации одним из главных предметов в школе должна стать литература, считает Нелли Пащук. Предмет, который дает возможность ученику через проживание книги увидеть себя, описать свое состояние, внешний и внутренний мир. Почувствовать красоту и богатство слова, пополнить свой словарный багаж, а в создании собственных текстов ориентироваться на лучшие образцы художественной литературы.

Надо вернуть сочинение в выпускных классах. Не надо заранее придумывать двести тем и рассовывать их по пакетам для регионов, надо дать непрограммный текст программного автора для отзыва, рецензии. Другого пути, по мнению Нелли Михайловны, нет. Ведь современная речевая стихия нуждается в серьезной реконструкции.

Комментарии
Комментариев пока нет