В ЮУрГУ появилось экзотическое направление, изучающее богословие

В ЮУрГУ появилось экзотическое направление, изучающее богословие

Открытие этого направления встретили в Челябинске неоднозначно. Преподавание в светском вузе богословия (теос-Бог, логос - слово) некоторые ученые считают делом вредным, а другие, наоборот, полезным в смысле воспитания толерантности. Поэтому интересно было узнать, что за люди пришли туда? Почему выбрали именно теологию?

У моих собеседниц исконно русские имена - Татьяна и Мария. И это хорошо, по их мнению.

- У меня, когда работала гувернером, были две девочки Николь и Мишель, - рассказывает Мария Дмитриева. - Мы их называли Коля и Миша. Они обижались. Но ведь так к ним и будут обращаться, к примеру, одноклассники. Поэтому все претензии - к родителям.

Татьяна Соломатина не скрывает, что ей исполнилось уже 50 лет, а Марии нет еще и тридцати. Но в группе есть сокурсники моложе Марии и старше Татьяны. Так что возраст у будущих теологов - самый разный. Нельзя эту профессию определить и по половой принадлежности. Женщин и мужчин в группе примерно одинаково. Все ли связаны с церковью? Не все. Есть даже один не верующий.

- Это очень хорошо, - говорит Мария. - Будет о чем подискутировать.

Головы обеих моих собеседниц покрыты платочками. Но в университет они так не ходят.

- Не хотим вызывать лишних вопросов, - говорит Мария. - Поэтому в ЮУрГУ не отличаемся от других, хотя одеваемся прилично.

Будущие богословы - поколение интернет-пользователей. После лекций общаются неформально в группе Вконтакте. По списку на теологии 28 человек, 27 - зарегистрированы в социальных сетях. Как и все другие студенты, собираются отметить первую сессию, но по-своему: попить чаю в аудитории, поближе познакомиться. Ведь взаимопомощь, по их мнению, не должна сводиться к пересылке данных по Интернету.

- Если у кого-то будет не получаться и мы увидим, что есть отстающие, то постараемся их подтянуть, - говорит Мария. - Мне, как старосте группы, очень хотелось бы, чтобы доучились все.

Открытие направления «Теология» для них - большая радость. Женщинам, как правило, в семинарию не поступить. Получить богословское образование негде.

Главный блок в обучении - культура православия. Введение в теологию, библеистику, Ветхий завет, Новый завет преподают священники. Все другие науки - преподаватели ЮУрГУ. Будущие теологи учат и математику, и информатику, и логику, и русский, английский языки. Даже физкультура у них будет.

- Я была поражена степенью образованности наших преподавателей, - рассказывает Мария. - Не секрет ведь, что ЮУрГУ называют некоторые факультетом трактороведения. Но академическая подготовка преподавателей гуманитарной сферы приятно удивила. Я сама - академический человек. Этому научил ЧелГУ.

Мария с красным дипломом окончила филологический факультет. У Татьяны за плечами - тоже высшее образование, московский институт приборостроения. Хороших преподавателей обе уже повидали немало, но Маргариту Егорьеву, преподавателя церковно-славянского языка называют просто потрясающей в плане внешней и внутренней культуры.

Почему пошли учиться? У Татьяны за плечами уже есть курсы переподготовки при Московской духовной академии, у Марии - курсы при Данилове монастыре. Но этого очень мало, считают обе.

- Некоторые меня не понимают, - говорит Татьяна. -А что, мол, потом? Студенческий билет поменяешь на пенсионный? Ну, во-первых, пути Господни неисповедимы. Три года назад я даже не думала, что буду работать там, где сейчас. Во-вторых, хочу получить новые знания, систематизировать те, которые у меня уже есть. Тем более, что я еще преподаю в воскресной школе.

Марии вообще нравится, по ее словам, быть первопроходцем. А еще в перспективе ей хотелось бы остаться на кафедре, учить студентов, помогать в получении качественных знаний.

Учеба платная: 25 тысяч в год. Но для моих собеседниц - это не препятствие.

По словам женщин, современная теология - это такая же гуманитарная наука, как история или культурология. Если, к примеру, историк изучает тексты о прошлом, теолог точно так же анализирует тексты, но только священные.

Обе женщины - верующие, но у каждой был свой путь к Богу. Татьяна родилась в Загорске, теперь это Сергиев Посад. Но тогда к Троицко-Сергеевой лавре относилась как к историко-культурному центру. В церковь не ходила.

- Надо было уехать очень далеко, чтобы прийти к Богу.

Для этого пришлось несколько лет прожить в Сочи. Именно там всей семьей стали ходить в храм, обвенчались. Местный климат оказался тяжёл для женщины, начались проблемы со здоровьем. Пришлось переехать в Челябинск. Здесь Татьянапошла учиться в воскресную школу при кафедральном соборе в честь Семиона Верхотурского. У нее там были послушания. Что делала? Раз в году перед Пасхой вместе с женщинами отмывала храм от пола до потолка. Моют стены с мылом. От свечей остается копоть.

Несколько лет работала в службе приходского консультирования. По воскресеньям между службами в храме находятся волонтеры, специально подготовленные люди, которые отвечают на вопросы прихожан. Приходит человек в первый раз, и у него миллион вопросов: как перекреститься, кому свечку поставить, что такое исповедь, как к ней подготовиться? Священник всегда очень занят. Помимо богослужений, треб, литургий он занимается социальной работой. Преподает в Воскресной школе, помогает сиротам, наркоманам. Ну, и еще священники - женатые люди. У них у всех не по одному ребенку.

Задача волонтеров отвечать на частные вопросы. Духовное руководство может брать только священник.

Первое время Татьяна была такой жилеткой, в которую люди плакались. Столько наслушалась истории, что можно написать книгу судеб. В храме однажды пара сложилась. Барышня увидела, что идет консультирование, и подошла к молодому человеку. Поговорили, познакомились. И искра между ними пробежала. Потом поженились. Сейчас у них уже детка родилась. После волонтерства Татьяна занялась фотографией. И начала помогать пресс-службе при кафедральном соборе. А сейчас она - сотрудница епархиального управления.

- Я всегда любила учиться, познавать новое, - говорит Татьяна. - Готова пойти хоть на курсы озеленения или в кружок макроме. Училась на курсах переподготовки при Московской духовной академии.

- Теперь часть своих сокурсников вижу в храме, - говорит Татьяна.

Мария признается, что после окончания ЧелГУ у нее была ностальгия по вузовской жизни. И теперь с радостью видит студентов, бегающих, копошащихся в столовой, раздевалке, библиотеке, читающих конспекты.

- Обязательно схожу на Весну студенческую в ЮУрГУ, - говорит Мария. - Сама в ней участвовала когда-то.

Однажды Андрей Кураев сказал, что для него работать со студентами - это вдохнуть воздух юности, своего рода средство омоложения.

- Созерцание студентов для меня тоже огромный заряд бодрости, - продолжает Мария.

А еще она с удовольствием работает с детьми в воскресной школе. Почему не выбрала обычную школу?

- Я поняла, что это не мое, - говорит Татьяна.- Для меня нет проблемы найти общий язык с детьми. Но в системе образования сегодня трудно не только детям, но и учителям. Не в плане зарплаты. Проблема в другом. У моей одноклассницы на этой почве распалась семья. С 8 до 11 часов она отдавала себя школе. Мой муж не относится к тем людям, которые считают, что жена - это тень в доме. Ему нужно меня видеть, со мной общаться. Он не из тех людей, кто приходит домой и садится перед телевизором. Целый день в неделю мы посвящаем только друг другу. Я выбрала семью. Когда поступала на филфак, по словам Марии, ничего другого не умела, как читать книги. Математика не давалась никогда. Девушка не представляла себя и в мире естественных наук.

- Не смогу препарировать лягушек, я лучше буду их любить. Мне неинтересно, как они устроены, - говорит Мария. Оставался один путь - гуманитарные науки, к которым приобщили в челябинской гимназия 77.

Это был нырок в неизвестность, по словам Марии. Не было никаких планов, но была женская интуиция, которая подсказала, куда идти.

На филфаке у нее сложилась интересная компания. Все выбрали фольклористику. После первой практики Мария просто загорелась фолько-культурой. Заинтересовалась язычеством, через которое поняла современное мифологическое сознание. На четвертом курсе приблизились к 20-му веку со всеми его разочарованиями, крушениями, падениями.

- Чего стоило одно изобретение конвейера, когда начали штамповать одинаковые вещи, - говорит Мария. - И многие думали, что скоро начнут штамповать и людей. Сколько появилось антиутопий. Сколько писателей со сломанной судьбой, душой и психикой вышли из того времени.

Все это совпало с ее собственным мировоззренческим кризисом.

- У нас на филфаке училось очень много верующих ребят, - вспоминает Мария. - Они меня стали звать в разные молодежные клубы. Я отнекивалась, потому что очень уставала от общественной работы. Хотелось покоя. К тому же я была уже семейный человеком. Но друзей не хотелось обижать. И я сходила в клуб при храме «Утоли мои печали». Ее поразило, это было совершенно свободное пространство для дискуссий. Два с половиной она тиранила, по ее словам, ребят и отца Дмитрия своими каверзными вопросами.

- Я не ставила перед собой задачу религиозного поиска, - признается она. - В моей жизни не было драмы, чтобы я побежала свечки ставить. А был совершенно осознанный естественный приход. И то не сразу. Сомнений оставалось еще много, случился не один кризис, но я постепенно начала воцерковляться.

Когда-то ей казалось, что книги мира заполнят пустоту. Филолог ведь - это маленький гордец. И набираясь знаний по истории, философии, думает, что может судить обо всем. Считает себя самым образованным человеком.

- Но оказалось, что я ничего не знаю об этом мире. И со своим гуманитарным образованием и красным дипломом совсем не готова к его «подаркам», - продолжает Мария.

Вера, по ее убеждению, не передается воздушно-капельным путем. Это глупость, что если преподавать «Основы православной культуры» в школах, то все дети заболеют религией.

- Бог сам говорит, что никто не может ко мне прийти, если я не коснусь его, - напоминает Мария.

Каким-то образом Бог нашел ключ к ее сердцу. Я она на себе испытала исцеляющее действие Божьего прикосновения, по ее словам. С тех пор прошло около десяти лет.

А муж? Он был не верующий человек, и Мария не стала его тянуть за уши. Но за него молилась и старалась быть ему очень хорошей женой, чтобы видел, что вера действительно меняет человека. Что значит, быть хорошей женой?

Отец Дмитрий однажды сказал: «Вы себе брак представляете, как симбиоз. Но брак - это форма служения. Венцы при венчании не царские, они - мученические». Фактически человек должен пожертвовать собой ради другого.

- Я стараюсь помнить о служении, - говорит Мария. - Очень люблю это слово, потому что оно содержит несколько замечательных смыслов. Одно из них - призвание, второе - при нем есть эпитет «высокий». Он не принижает служение до бытового уровня, рабства, собачьей преданности. Служение требует напряжения всех твоих сил, реализации всех твоих талантов, твоей личности. Только в служении человек развивается по-настоящему.

Года через три муж тоже встретился с Богом. У него был свой путь к нему . Он задавал свои вопросы. Искал на них ответы. И это счастье, признается Мария, что у нас сложилась религиозная пара.

А еще она любит быть первопроходцем. Ей это нравится.

И хотя писание говорит - не заботься о завтрашнем дне, но она такой человек, который заглядывает в будущее постоянно.

- Я должна успеть послужить Богу, пока молода. С возрастом это делать сложнее.

Одна бабушка в храме - чудесная замечательная труженица ей сказала удивительную вещь. Это случилось в одно из крещенских розливов воды. У всех устали руки и спины. Люди вымотались.

Тогда эта бабушка и сказала: «Хорошо быть молодой». Мария в ответ: «Да вы что, бабуля? Молодость - это недостаток, с которым примиряет только то, что он быстро проходит.

- Нет, не правда, - не согласилась старушка. - Ты сегодня воду шесть часов раздавала, а я только два часа, и больше уже не могу.

С тех пор Мария и заглядывает вперед и не откладывает что-то на завтра.

- При этом, конечно, молюсь и спрашиваю Божьего благословения, - говорит в завершение.

Kurovskoe-mebel.ru мебель в Куровском Московской области .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


реклама в дубль-гис цена в Екатеринбурге
VK31226318