Рывок из опасной зоны
Два года ЧГПУ находился в зоне неэффективности по итогам мониторинга вузов. Казалось бы, шансов у него на спасение мало. Ведь в стране идет сокращение вузов. Но ЧГПУ устоял и выбрался из трясины неблагополучия. Он стал эффективным вузом с запасом прочности. Превысил пороговые показатели по пяти критериям, а хватило бы и четырех. Как удалось ему это? Рассказывает ректор ЧГПУ Владимир Садырин.
— Мы проанализировали все цифры и составили детальный план, что можем изменить в лучшую сторону, а что — нет. Задачу поставили такую: больше зарабатывать и больше экономить.Деньги на инфраструктуру не тратили, поскольку нам ее пока не поднять из-за очень ограниченных финансов. Направили деньги на научно-исследовательскую деятельность, на привлечение иностранных студентов, на финансово-экономическое состояние и прочее. Это был первый шаг к успеху.
Вторая его составляющая — командная работа. Люди впервые почувствовали себя единой командой. Об этом они говорили, когда мы подводили итоги приемной кампании. Мы набрали очень подготовленный первый курс, благодаря слаженности действий. Если абитуриент с хорошими баллами не проходил на одну специальность, то его никто не отпускал, а пристраивал на другую специальность или даже факультет. Не важно, твой это будущий студент или нет. Все болели за вуз, за общее дело. Поэтому, если в прошлом году средний результат за ЕГЭ составлял — 57 баллов, то нынче — он у нас 63,8.
Когда я вручал абитуриентам, поступившим к нам с самыми высокими баллами ЕГЭ, книги, то там был выпускник из Кургана, Салехарда, Орска и других городов. Из Челябинска мы приняли 32 процента абитуриентов, а другие ребята приехали к нам из 21 региона страны.
В этом году мы более 20-ти раз побывали в разных территориях6 от Костаная до Верхнего Уфалея, от Сатки до Октябрьского района. У нас было огромное число встреч. Поэтому надеемся провести новую приемную кампанию не хуже предыдущей.
Третий момент — доверие ответственной работы молодым. Они привносят новые идеи и готовы их реализовать. Отдел научных исследований у нас возглавил Дмитрий Трушков, которому нет еще и тридцати. А новый, только что созданный отдел международных отношений доверили Любови Типушковой, примерно его ровеснице. И не просчитались. Наш вуз, чего уж тут скрывать, не очень интересен иностранным студентам. Трудно, как мне кажется, представить жителя, к примеру, Германии, который хотел бы работать в своей стране воспитателем детского сада или учителем, а поэтому поехал получать эту профессию в Челябинск. Но и тут мы с трудностями справились. Открыли новый профиль «Русский язык, как иностранный». За год нам удалось привлечь огромное количество иностранных студентов. В университете появилось 670 молодых людей из 12 стран мира. Два года назад их было всего 168 человек. У нас учатся ребята не только из Казахстана и Молдовы, но и Турции, Китая, Японии, ЮАР , Кореи и других стран мира.
Теперь вот оформляем гражданство и принимаем на работу преподавателей-иностранцев. У нас уже работает американец, француз и турок. Потребность в преподавателях-иностранцах будет расти и дальше. Ведь мы открыли лингва-центр «Лексис» и обучаем там 11 языкам. Уровень наших преподавателей известен и в городе, и в области. И он оценивается, как очень высокий.
Во время рабочей поездки в Китай мы в составе делегации педагогических вузов подписали соглашение о создании китайско-российского союза. Кроме ЧГПУ в союз вошли еще пять педагогических вузов из Ярославля, Новосибирска и Москвы.
Именно эти вузы будут реализовывать соглашение двух государств в области сотрудничества в сфере образования и обмена студентами.
К 2020 году вузы двух стран должны принимать у себя до 100 тысяч студентов партнера.Есть договоренности о ближайших студенческих поездках. Уже летом 2014 года начнут работу студенческие языковые летние лагеря. Для ЧГПУ это новый этап в международном сотрудничестве. Пять магистрантов из Китая уже приехали к нам. А в конце августа группа наших преподавателей отправится в Поднебесную. Уже сегодня мы превысили показатели по международной деятельности в полтора раза и прилично выглядим среди других педуниверситетов.
Провели оптимизацию в университете. Объединили два факультета в один: физико-математический. Сократили 13 кафедр. Деньги направили на повышение зарплаты. И сегодня в ЧГПУ заработная плата составляет 119 процентов по отношению к среднему показателю по экономике в регионе.
Мы, конечно, еще уступаем по зарплате ЮУрГУ и ЧелГУ. Но ведь нам государство за одного студента платит 63 тысячи рублей и не больше. А в ЮУрГУ, например, на технических специальностях - 122 тысячи.
Новый импульс развития, мы надеемся, придадут договоры с Башкирским педагогическим и Пермским гуманитарно-педагогическим университетами о сетевом взаимодействии.
Суть сотрудничества - в создании единого университетского пространства с общими информационными и образовательными ресурсами. Это означает, что вузы открывают доступ к своим научным, учебно-методическим, кадровым и материально-техническим ресурсам и электронным библиотекам для студентов и преподавателей всех участников соглашения.
Мы общаемся практически ежедневно. На деле стали помогать друг другу. Объединили все три электронные библиотеки. Выполняем научные задания, обмениваемся научными и организационными разработками.
С 2015 года открываем в трех университетах сетевую магистратуру. Она будет выглядеть примерно так. Первый семестр у магистров ведут занятия лучшие преподаватели ЧГПУ, второй — «золотой фонд» башкирского вуза, третий —пермского.
Мы взаимно обогащаем друг друга, готовим востребованные кадры. Все это позволит нам стать более конкурентноспособными, чем сегодня.
С 20 по 23 мая в Уфе совместно участвуем в Неделе образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.
Если вернуться к итогам мониторинга, то мы оказались в хорошей компании. Из 35 педуниверситетов страны пять прошли по шести показателям, девять — по пяти, 16 - по четырем. Среди последних — Санкт-Петербургский университет имени Герцена, все московские вузы, Уральский российский педуниверситет.
— Но это не значит, что мы остановимся на достигнутом. ЧГПУ есть куда расти. Поэтому снова поставить в угол наш университет будет уже сложно.