МаГУ похоронили, чтобы возродить?

МаГУ похоронили, чтобы возродить?

19 июня на областном совете ректоров руководитель МГТУ Валерий Колокольцев, расскажет, как идет объединение двух вузов. «Челябинский рабочий» предложил представить эту точку зрения на своих страницах. Но пока согласия не получил. Поэтому сегодня мы даем слово другой стороне, хотя открыты для публикации разных мнений.

Юридически МаГУ с 16 февраля уже не существует. Но и фактически, по мнению бывших преподавателей, от него мало что осталось. До объединения в МаГУ было более 60 разных специальностей и направлений подготовки. Сейчас — два института: педагогики и гуманитарный. В них сохранилась примерно треть от того, что было.

В самые худшие годы МаГУ получал 150 бюджетных мест на педобразование. Теперь он имеет вроде бы 48.

Из ректората МаГУ практически никого уже нет. На троих сотрудников: экс-ректора Владимира Семенова, экс-проректоров Нину Корнещук и Зайнитдина Умбетбаева заведены уголовные дела. Четвертый уехал из Магнитки вообще, пятая ушла на пенсию. Платонов, которого назначили и.о. ректора, уехал на Север, когда понял, сколько проблем на него свалилось.

Но больше всего пострадали педагоги. На пресс­конференции в Челябинске Семенов, который был тогда еще ректором, говорил, что сокращений после объединения уже не будет. Мол, все, что можно, я оптимизировал. Но, оказалось, не все. Сразу после объединения Валерий Колокольцев публично заявил, что инициативную группу, выступавшую за сохранение МаГУ, он в объединенный вуз не возьмет.

«А вы, господин Беликов, точно не сможете работать в нашем вузе», — сказал он одному из претендентов на место ректора МаГУ. Кто мог, тот из Магнитки уехал: в Челябинск, Екатеринбург, Москву.

Некоторые, особо ценные работники, трудоустроились. Но рынок труда в Магнитогорске для преподавателей очень мал. Люди, которые без МаГУ не востребованы, ходят на цыпочках и заглядывают в рот руководству. Но даже такая личная преданность не спасает. Уже объявили о сокращении до 1 сентября еще 215 человек.

Настроение, ясное дело, упадническое. Отношение со стороны тех, кто руководит сегодня структурами МаГУ, откровенно плохое. Грубость, командный стиль управления стали, к сожалению, нормой. Преподавателей заставляют восстанавливать образовательные программы пятилетней давности. Все это уже было реализовано, использовано, устарело. Зачем возвращаться к старому? Никто не объясняет.

У преподавателей складывается впечатление, что все делается для того, чтобы они сами уволились. Но если даже те не напишут заявление «по собственному желанию», то все равно увольнение — вопрос времени. Когда на специальность не выделили ни одного бюджетного места, это почти наверняка означает, что набора не будет. Поэтому преподавателей, которые пока остались, все равно сократят по мере убывания контингента.

Те, с кем я общалась, говорят, что формально все выглядит красиво. Сразу после объединения ректор утвердил новую структуру вуза. В ней появились новые кафедры. Был провозглашен лозунг, что будем создавать уральское Сколково. Но кроме схемы, по мнению собеседников из бывшего МаГУ, нет никакой концепции и никаких идей.

Скептицизм связан и с неудачным присоединением к МГТУ четырех колледжей. Тогда тоже был красивый лозунг: «Создадим уральский Кембридж!» Но в итоге с этого года среднее образование в МГТУ сокращают, а потом, как видно, и вовсе от него избавятся, поскольку федерального финансирования больше нет и не будет. А возродить колледжи снова в условиях дефицита областного бюджета невозможно. Поэтому среднее образование в Магнитогорске по сути дела уже похоронили.

Для чего МГТУ прибрал к рукам колледжи? Из­за проблемы с абитуриентами, считают магнитогорцы. Через систему профобразования можно было принимать ребят в университет переводными экзаменами, обходя ЕГЭ. И МаГУ нужен техническому университету по той же причине: из-за абитуриентов, считают мои собеседники.

Но ведь МаГУ не прошел мониторинг, не соглашаюсь я. И это решение Министерства образования РФ: объединить его с МГТУ.

У всякого решения есть своя подоплека, и у этого она была тоже. Первоначально, как донесла «разведка», Минобр РФ хотело прощупать обстановку. В Москве, куда вызвали двух ректоров, сказали, что надо сделать один вуз. Якобы Колокольцев тут же заявил, что мы не можем закрыть технический вуз, поскольку это структура комбинатовская.
Тогда обратились к Семенову. Пообещали хорошее место, с закрепленной за ним машиной, зарплату, кабинет. Обещали сделать первым проректором. Тогда, мол, и избираться не надо будет. И Семенов сдался, подписал все бумаги. Кроме того, что Семенов оказался заточенным на личный интерес, свою роль сыграло и неудачное стечение обстоятельств. От борьбы устранился президент МаГУ Валентин Романов.

— Но к нему никаких претензий нет, — говорят мои собеседники. — Он нам честно сказал: «Жалко, конечно, вуз отдавать. Я душой с вами. Боритесь. Но я уже старик. Это ваша война. Мне она не нужна».

Третий момент — губернатор Михаил Юревич отмолчался. Ему не до МаГУ тогда было. Своих проблем свалилось выше крыши. И люди не могли до него достучаться. И письма писали, и звонили, но реакции не последовало. Он все скинул на министерство образования области. А там поддержали сторону МГТУ, выступили за объединение. И что получилось? Письма от губернатора не было, президент отмолчался, а ректор уверял, что весь коллектив мечтает слиться с МГТУ.
В его предвыборной программе объединение было главным пунктом. Еще один фактор — пассивность коллектива. Люди говорили: «Да не может быть. Все равно выживем». И ничего не делали. А теперь говорят: «Да разве мы могли подумать, что такое будет?».

После объединения вузов несколько бывших работников МаГу решили заново поднять педобразование в Магнитогорске.

Когда-то между двумя педагогическими вузами существовало негласное разделение. ЧГПУ обслуживал север области, а МаГУ — юг. Он перешел по наследству к техническому университету.

Но люди не хотят отдавать детей, которые собираются стать учителями, в технический вуз, а отправлять на учебу в Челябинск далеко и дорого.

Кто помог удовлетворить потребности осиротевшего юга? ЧГПУ. Он создал в Магнитогорске кафедру, отделение дистанционного обучения.

В прошлом году туда уже набрали 240 человек. Когда наберут тысячу, можно поставить вопрос об открытии полноценного филиала, а потом сделать и пединститут в составе ЧГПУ. А может быть, когда политика изменится, вуз снова станет самостоятельным.

А политика изменится. В начале 2000-х годов в Казахстане тоже закрыли педвузы. А сегодня все восстановили. Без педагогических вузов государству не обойтись.

Mebel-vereya.ru кухня купить недорого Верея .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


ремонт кузова в Москве
VK31226318