На Южном Урале появятся помощники по примирению

На Южном Урале появятся помощники по примирению

В Челябинском государственном педагогическом университете открыли новую специальность — «конфликтолог». Чем будет заниматься человек, получивший эту профессию? Где найдет применение? Об этом беседуем с Надеждой Соколовой, доктором педагогических наук.

— Надежда Анатольевна, объясните, пожалуйста, кто такой конфликтолог?

— Это специалист по разрешению конфликтных ситуаций. Он выступает посредником в спорах, которые пытается уладить миром. Потребность в такой необычной для нас профессии возникла не случайно. Сегодня чрезвычайно много конфликтов. Ситуацию усугубляет экономический кризис. Люди теряют работу, цены растут. Все это порождает стрессы, приводит к депрессии, что становится благоприятной почвой для конфликтов. К сожалению, часто споры возникают на пустом месте, там, где дело можно решить мирным путем. Но вместо этого люди доводят ситуацию порой до абсурда. Конфликты осложняют жизнь, мешают работать, двигаться вперед. Поэтому людей нужно учить умению общаться без конфликтов.

— Может ли человек, по-вашему, прожить вообще без конфликтов?

— Нет, не может. Конфликты были и будут всегда. История человечества — это вообще история конфликтов: от глобальных до мелких, частных. Война на Украине — конфликт. Политические шоу, когда оппоненты оскорбляют друг друга, прибегают к ругани и даже дракам — это тоже конфликт. Сам по себе конфликт не всегда и плох. В нем есть свои плюсы. Бывает ведь так, что без него ситуация не может разрешиться. Если его не будет, то мы проблему загоним в угол. Это как нарыв, который должен прорваться. Важно уметь различать опасные конфликты от полезных. Сделать это могут профессионалы.

— А разве обычные люди, без профессиональных знаний, не могут сами разрешать конфликты?

— Некоторые могут. И это Божий дар. Но не у всех он есть. А если его нет, вот тогда и нужны знания. Существуют разные технологии по разрешению конфликтов. В Питере, например, ими занимаются вот уже двадцать лет.

Важность специалистов со знаниями таких технологий осознают и на уровне государства. Не случайно вышел закон о медиации — альтернативном урегулировании споров с участием третьей, беспристрастной стороны.

Учитывая все это, мы и открыли на факультете социального образования направление «Конфликтология» и уже набрали первую группу. У нас будет три ступени: бакалавриат, повышение квалификации для педагогов и социальных работников и второе высшее образование для студентов. В течение года студенты пройдут дополнительную подготовку и выйдут из университета со вторым дипломом. Например, учитель истории будет еще и дипломированным конфликтологом-медиатором.

— Чему вы будете учить студентов и как? Это будут лекции или практические занятия на примерах из жизни?

— Мы проводим курсы в основном на тренинговой основе. У нас активные формы обучения. То есть это будут ролевые, деловые игры, чтобы студент прочувствовал ситуацию. Понял,

как правильно начать общение с конфликтующими сторонами, кому и когда предоставлять слово, когда должен говорить один человек, а когда — другой, каким образом принимать решение? Ну, а еще будущий специалист должен знать, как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между людьми. Как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал и сделать связанные с ним переживания менее болезненными. И как его завершить не просто с наименьшими потерями, а может быть, даже с каким-то выигрышем.

Задача посредника — выстроить взаимодействие сторон так, чтобы они нашли точки соприкосновения. Есть коренные интересы человека, а есть его позиция. Она может формироваться под влиянием самых разных обстоятельств. Человек, вступая в конфликт, утверждает чаще всего свою позицию, а свои интересы уничтожает. Он вступает в конфликт, может быть, из-за того, что на него не так посмотрели, с ним не так поговорили. Мы можем вообще неправильно истолковать и не понять другого человека. Ведь во время конфликта теряется не только много сил, но и огромное количество информации.

— Где будут работать ваши выпускники после университета?

— Там, где случаются конфликты. А они имеют место везде. Например, в школе между коллегами, между учителями и директором, между родителем и учителем, между учеником и учителем. Все эти ситуации требуют разрешения.

Социальная сфера очень конфликтна по своей природе. Поэтому наши выпускники будут востребованы в управлениях социальной защиты, кризисных центрах, центрах по социальному обслуживанию населения и многих других организациях.

Еще одна сфера деятельности — судебная система. Сегодня многие дела можно закрыть благодаря досудебному разбирательству. В Челябинске создана «Лига медиаторов Южного Урала». Комиссия из специалистов может стать третьей стороной в досудебном разрешении конфликтов.

Не останутся без дела наши выпускники и в системе МЧС. Ведь теракты — те же конфликты, но только вышедшие из-под контроля. Ситуация на Украине — тоже пример неконтролируемого конфликта, который привел к человеческим жертвам, гибели женщин, стариков, детей. Поэтому очень важно вовремя остановиться. И помощь профессионалов в этом деле играет тоже немалую роль.

— А в семейных конфликтах может ли стать такой специалист помощником?

— Конечно, при соблюдении принципа добровольности и конфиденциальности. Мы даем необходимые знания своим студентам. У нас есть учебные дисциплины по «Семьеведению», «Психотерапии и коррекции семейных отношений», «Конфликтам в семье и их разрешению».

— Почему, на ваш взгляд, конфликтуют дети с родителями?

— По причине недостатка внимания. Все нормальные родители, конечно, любят своих детей. Но они считают, что их дела важнее, чем дела ребенка.

А еще мы забываем, что взрослые видят мир по-другому, не так, как ребенок. Недавно в книге прочитала, как социологи провели опрос среди детей: кем бы они хотели быть на войне — генералом, солдатом или наблюдателем? Большинство ответили, что хотят быть наблюдателем. Почему? Оказалось, что дети это слово переводят, как разведчик. Отсюда возникло непонимание.

Наверное, родителям нужно чаще вспоминать, каким они видели мир в детстве.

VK31226318