Школе № 1 (МБОУ гимназия № 1) Челябинска исполняется 80 лет
Это прекрасный повод для беседы с ее директором Д.Г. Тимерхановым.
- Дамир Галиханович, я подозреваю, что цифру «1» вы переводите как «первая».
- Ну, да. Для меня - первая. Она не первая в моей детской жизни, но на данный момент, именно так: первая и единственная.
- Первая, значит, лучшая?
- Для меня - да. Но по результатам среди образовательных учреждений, к сожалению, нет. Сделать ее лучшей мне, видимо, не судьба. Для меня эталоном является 31-й лицей, его директор Александр Евгеньевич Попов.
- А надо ли, чтобы были школы хорошие и плохие?
- На этот счет разные точки зрения. В педагогике находятся очень серьезные «иерархи», которые считают, что школа должна быть доступной для всех. Что в одной и той же школе должны обучаться дети разных способностей. Да и закон об образовании трактует так же. Я придерживаюсь иной точки зрения. Я считаю, что школы должны быть специализированными - для способных детей и общеобразовательными. И в специализированных школах должны учиться дети, которым дается углубленная сложная программа. Но я ни в коем случае не называю их элитными, потому что это не совсем так. Они должны быть доступными не по размеру кошелька родителей, а по способностям детей. Для детей всех слоёв населения.
- Но, может быть, в идеале все школы должны быть абсолютно одного уровня?
- Именно так и говорит закон об образовании. Им ликвидированы все типы и виды школ.
- Однако в жизни неизбежно происходит расслоение…
- Да, дифференциация неизбежна. Ведь жизнь вокруг ребенка состоит из тех, кто впереди него и кто позади. И от этого ребенка невозможно оградить. А мой опыт показывает, что скорость каравана определяет медленный верблюд. Нельзя выравнивать образование по ученику, который не успевает.
- Дамир Галиханович, у вашей школы два наименования. И школа, и гимназия. И что в обиходе?
- Все-таки школа. Но когда детей спрашивают, где учатся, они говорят, что «в первой гимназии».
- Но это не одно и то же?
- Как вам сказать? Школа, она и есть школа, а остальное - вывески. А гимназия… Мне не кажется, что если поменять вывеску, то что-то принципиально меняется. Хотя во внешнем отношении обывателя – меняется...
- В свое время ваша школа была имени Энгельса.
- Да. Некоторое время назад, когда я вернулся с траурных событий в Москве, с похорон Владимира Абрамовича Караковского, ко мне на прием пришли несколько выпускниц, которые предложили к юбилею школы дать ей имя Караковского. Я им задал тот же вопрос: а как быть с именем Энгельса? А они переспрашивают: «А кто такой Энгельс сегодня?» Я им напомнил: вообще-то Энгельс знал одиннадцать языков, был широко эрудированным человеком. Блестящим экономистом. Кроме всего прочего, содержал Карла Маркса и его большую семью. Но для них это ушло на второй план. Короче говоря, вопрос остается открытым.
- Конечно, имя Энгельса в свое время было политизировано. Оно не соответствует заведению среднего уровня. Но, как говорится, вам решать. Общественности. Имя Караковского, может быть, более логично.
- В любом случае имя должно быть ценностью для тех, кто здесь учится и работает. Этот вопрос актуален, потому что школе осенью исполняется 80 лет, и потому, что в этом году ушел из жизни В.А. Караковский, самый, пожалуй, харизматичный из всех директоров. И с ним связаны многие наши традиции.
- Как бы то ни было, цифра «один» вам то помогает, то вас обязывает. Все-таки 1 не 11, не 31 и не 121…
- Ну, цифра 31 в образовании нашего города очень серьезная. И цифра 11 - тоже. И 121-я школа тоже очень хорошая. Согласен, «первая» обязывает ко многому. Ко многому обязывает такая богатая история, как история нашей школы. И место наше - намоленное.
- Насколько я знаю, предыстория вашей школы «женская».
- Да, все начиналось в 1861 году с первой женской прогимназии, которая потом стала женской гимназией, школой и т.д.
- И вы имеете право взять ее как начало?
- Исторически - да, а юридически - нет. Перерыва в «предоставлении образовательных услуг» не было. Женская гимназия стала неполной школой, потом общеобразовательной школой, переехала на улицу Красную...
- Но других школ № 1 в городе не было?
- Не было. Это точно. Школа стала средней в 1935 году, с него мы и исчисляем свою историю на Красной.
- Да, 1935 год. Школе было отдано одно из зданий в стиле конструктивизма. Как вы его находите с сегодняшних позиций?
- Я нахожу его очень хорошим. В новых школах есть все: классы, залы, рекреации, но они часто холодные и неуютные. А у нас не столь большие классы, но уютные и с высоким потолком. Дышится легко. Очень красивая парадная лестница. Все осмыслено. Правда… В школе не была предусмотрена столовая. Как и раздевалка. Мало подсобных помещений, кабинетов для лабораторий. Нет подвала. Мы не можем перейти на работу в одну смену. Нам, конечно, тесновато, но мы справляемся.
- Дамир Галиханович, есть история школы и есть история ее директоров. Расскажите свою историю.
- Моя история? Я никогда не думал, что меня будет что-то связывать со школой. Я думал, что пойду по комсомольско-партийной линии, чтобы реализовать свои организаторские функции. Учился я в разных школах, а в эту был переведен уже в старшем классе. Сразу же после ее окончания стал здесь работать, вожатым, потом два года служил в армии, после службы очно учился и здесь же работал лаборантом, учителем и, еще, будучи студентом - заместителем директора по воспитательной работе. С 2002 года - директор.
- Когда вы стали директором, перед вами встали две проблемы - продолжать или менять?
- Я был молодым, максималистски настроенным, и мне казалось, что работу школы можно организовать лучше и интереснее. Потом оказалось, что все гораздо сложнее. Директорская работа - это не фонтанирование и не генерирование идей, никак не сплошное творчество, а тяжелая хозяйственная работа. Очень много негатива, когда ты испытываешь, что у тебя что-то не получается, когда не хватает ресурса. Непросто строится взаимодействие с надзорными организациями, с родителями. Или ситуации, когда ты требуешь что-то со своих коллег, но не можешь «войти в положение», потому что понимаешь: сочувствуя коллеге, ты ничего не можешь требовать с него. Сложнее стало и взаимодействие с детьми. Оказалось, что в работе очень много вещей, которые решаются только в ручном режиме. А по накатанной ничего не катится.
- И все-таки как вы сами себе сказали: продолжать или менять?
- Я, конечно, продолжатель традиций. Мне было важно, чтобы мы менялись в ногу со временем, но продолжали то здоровское, что осталось от прежней первой школы, и то, что делает ее первой сегодня. Базовые традиции я стараюсь сохранять.
- А какие это традиции?
- Традиции творческого подхода к работе с детьми, делегирование многих полномочий детям. Педагогика сотрудничества, когда многие учителя себя ставят не над детьми, а рядом с ними. Календарь традиционных дел, начиная с первого сентября, со спектаклей для всей школы, с 19 сентября - дня Памяти выпускников, павших в годы Великой отечественной войны. Для меня очень важно, что в первой школе есть памятник «Подвиг», который помогает нам продлевать память в детских сердцах. Посвящение в гимназисты, день творчества, который берет начало в эпохе Караковского как праздник песни. Это английские праздники. Коммунарский сбор, который живет с 1963 года. Пока в школе есть люди, которые не мыслят весенние каникулы без коммунарского сбора, они будут проходить. Это, наконец, традиция взаимодействия с родителями. Соуправление образовательным процессом: в школьный Большой совет входят педагоги, родители, старшеклассники.
- Значит, ваши традиции, с одной стороны, связаны с историей страны, а с другой - с историей города и школы.
- Конечно. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы школа играла роль некоего культурного моста между Западом и Востоком, между Азией и Европой. Между прошлым и будущим. Между разными поколениями.
- Дамир Галиханович, у вас юбилей, когда принято подводить итоги. А можно ли собрать «в кучу» заслуги вашей школы за 80 лет?
- То, что в первую школу ведут детей с 1935 года по сегодняшний день, это самая главная заслуга.
- Но, допустим, государство предложит вам отчитаться за годы работы. Что можно предъявить?
- Предъявить? Наверное, на весы можно положить тот вклад, который сделали выпускники школы для города и страны. Конечно, в разные годы вклад был разный. В мирные годы или, допустим, в годы войны. Есть выпускники, которые проявили себя в разных направлениях, от науки и культуры до армии и промышленности. У нас среди выпускников - генералы, академики, члены правительства, писатели и поэты…
- Это отдельные примеры, факты, фамилии. Но определить всю полноту того, что сделала школа для области и для страны, - задача непосильная. Да? Допустимо только предположить, что сделано больше, чем можно предъявить.
- Однозначно. Главное - мы не можем досконально сказать о вкладе школы в нравственность своих выпускников. Какими мы их воспитали. Каких граждан дали стране. Разве это можно взвесить?
- Есть такое банальное высказывание, что школа создает будущее страны. Но это высокое, если не высочайшее, высказывание теряется в процессе повседневной работы. Оно забывается в текучке мелких дел.
- Да, согласен. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, было высказано, что это во многом заслуга школьных учителей, советского образования. Только исторически просматриваются такие заслуги, спустя время.
- Дамир Галиханович, возьмем такой школьный круг: дети - учителя - родители - выпускники… Потом круг замыкается. Какое звено важнее других?
- Сложный вопрос. Все звенья важны. Я, наверное, больше сконцентрирован на детях. Конечно, школу определяет учитель. Но дети - это то, на что направлены все наши усилия. Ставка на тех, кто учится сегодня.
- А выпускники? Это - ушло?
- Мы протягиваем руку тем, кто тянется к нам. И они приходят, в том числе и те, с которыми выстраивались сложные отношения.
- Я понимаю, что так было и так будет. Я исхожу опять-таки из идеальных позиций. Если выпускник - это ваша продукция, то она, продукция, бывает то лучше, то хуже. И если, скажем так, пошел брак, значит, надо что-то менять.
- Да. Недавно министр образование собрал нас на совещание и сказал, что одна из задач, которая теперь стоит перед школой, - возрождение интереса к рабочим профессиям и к техническим специальностям. Конечно, это очень важно, то, как реализуется выпускник в жизни и как на это должна реагировать школа. Мы, конечно, не сможем на протяжении долгого времени прослеживать пути-дороги наших выпускников. Хотя проведение встреч выпускников, юбилеи дают обратную связь. Важно, чтобы мы выпускали в жизнь достойного человека, который в дальнейшем сможет сам решать свою судьбу и быть ответственным за свои дела.
- Но, тем не менее, можно быть уверенным, что восемь десятилетий школа творила добро, и ее заслуги, скорее, недооценены, чем переоценены.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве