EUR 75.58 USD 66.33

Светлана Симакова: «Студенты стали более требовательными и ориентированными на практику»

Светлана Симакова: «Студенты стали более требовательными и ориентированными на практику»

Абитуриенты познакомились с работой каждого из факультетов вуза. Своих потенциальных студентов встречал и факультет журналистики. Незадолго до этого заместитель декана журфака ЧелГУ Светлана Симакова рассказала о сочетании в процессе подготовки журналистов фундаментального и прикладного, традиций и новаторства, молодости и опыта.

Классика и SMM

- Светлана Ивановна, изменения в сфере медиа происходят стремительно. Настолько, что профессиональное сообщество иногда даже не успевает их качественно осмыслить. Что здесь может предложить факультет журналистики? Есть ли закономерность в этих изменениях? Как, с одной стороны, обрести фундаментальную гуманитарную базу, а, с другой - суметь опереться на нее в потоке перемен?

- Изменения происходят ежедневно и, наверное, даже ежесекундно. Важно, чтобы тот, кто работает в медиа, чувствовал их и гибко на них реагировал, безусловно соблюдая этические нормы. Критерии порядочности актуальны всегда. Соответственно, подготовка журналистов на факультете не сводится к формированию сугубо ремесленных навыков. Она должна обеспечивать классическое образование, широкий кругозор, цельное мировоззрение. Разумеется, значимо и умение работать в форматах конкретных СМИ.

Основные особенности работы каждой редакции мы можем показать в процессе обучения. Но тонкости постигаются исключительно на практике, поэтому мы постоянно укрепляем наши связи с работодателями.

- Взаимопонимание с ними достигнуто?

- Да. На форумах, круглых столах, в ходе дискуссий, касающихся профессионального журналистского образования, многие работодатели говорят, что им нужен человек, в первую очередь, умеющий думать, критически осмысливать ситуацию. Нюансы же профмастерства постигаются непосредственно в редакции. Хотя ключевые ремесленные навыки студент тоже обретает в стенах факультета.

- Лет десять назад, когда ситуация в медиа была более стабильной с точки зрения критериев оценки качества журналистских продуктов, специалиста можно было готовить непосредственно на факультете. Собственно, и учебные СМИ появились как реакция на этот запрос. Сейчас традиционные средства массовой информации вытесняются социальными сетями, конкурирующими друг с другом. Возросла ли, в связи с этим, роль производственной практики в процессе обучения?

- Не соглашусь с тем, что раньше было стабильнее и проще. Каждый этап развития несет свои вызовы. Но нас всегда выручала опора именно на классическую образовательную составляющую в сочетании с взаимодействием с редакциями, с которыми студенты начинали сотрудничать еще на младших курсах, полноценно выстраивая свою карьеру. Неслучайно наши выпускники сегодня занимают руководящие должности во многих СМИ. Редакции Южного Урала, Москвы, Санкт-Петербурга, ближнего и дальнего зарубежья в лице наших ребят получили множество ярких журналистских имен.

Сейчас особенно очевидно, что заниматься лишь формированием мировоззрения будущих журналистов недостаточно. Поэтому мы усиливаем в процессе обучения практическую составляющую. Но она, так или иначе, направлена на формирование и мировоззренческих основ в том числе. Выпускник должен уметь не только написать текст, оформить его, довести до эфира, но соотнести тематику материала с мировоззренческим контекстом.

- В последние годы выросла и развилась SMM-индустрия. Что факультет делает или планирует делать для того, чтобы адаптация студентов на этом рынке труда была более быстрой и эффективной?

- Тот учебный план, который реализуется, предусматривает работу как раз на таких площадках. Например, у студентов третьего курса идут лекции по SMM, практические занятия связанны с работой с блогами, на интернет-площадках, в социальных сетях. Мы вовремя успели отреагировать на этот запрос.

- Каковы перспективы работы в сфере рекламы и связей с общественностью?

- Мы долго не решались открыть у себя на факультете это направление. Но поскольку сейчас актуально развитие всех средств коммуникации, то, естественно, сферу рекламы и PR мы не могли игнорировать. Равно как и другие медиакоммуникации, развитие которых в наших ближайших планах. Для будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью очень важно с самых первых шагов в своей профессии взаимодействовать с представителями СМИ. Должно быть именно сотрудничество. Для этого специалистам сферы PR надо знать принципы работы журналиста, а журналистам понимать интересы PR-менеджеров, логику создания и продвижения рекламы. Мы надеемся, что это направление у нас и дальше будет развиваться.

Клиповое сознание и цельность восприятия

- Изменился ли современный студент в сравнении с теми молодыми людьми, которые составляли факультет на более ранних этапах его развития? Если да, то в чем, и как преподаватели реагируют на эти изменения?

- В жизни все меняется, и студенты тоже. Они не могут быть теми же, что и десять лет назад. Открытость и доступность информации неизбежно влияют на все. Студенты стали более требовательными, практико-ориентированными, стремятся из всего потока информации выбрать именно то, что на их взгляд кажется наиболее важным. Клиповость мышления неизбежна. И это ни хорошо, ни плохо – просто она присутствует. Но хотелось бы, чтобы студенты умели воспринимать не только то, что необходимо сегодня, но и видели перспективу.

В связи с этим, изменились и задачи педагога: ему важно показать, убедить молодого человека в том, что материал аудиторного занятия обязательно пригодится в профессии если не сегодня, то в будущем. Это предъявляет к работе преподавателя новые требования: одно дело прочитать традиционную лекцию, другое – найти практическую привязку к сегодняшнему дню, а еще и заглянуть в будущее. На мой взгляд, мы с этой задачей справляемся, но окончательную оценку ставят студенты.

- Можно ли сказать, что классическое гуманитарное образование помогает студентам оценить значимость тех или иных сведений в информационном потоке?

- Безусловно, помогает. Но лишь в том случае, если учебный материал воспринимается не урывками, а цельно.

- То есть, вопреки стереотипам фундаментальные дисциплины имеют для студента не меньшее практическое значение, чем прикладные?

- Конечно! Это фундамент будущего. Хотя из-за переизбытка информации они кажутся студенту устаревшими и неважными. В этом смысле перед преподавателем фундаментальных гуманитарных дисциплин задачи стоят более сложные, чем перед наставником, формирующим практические навыки. Только погруженный в свой предмет гуманитарий может заинтересовать своей дисциплиной студента, убедить его в том, что чем глубже гуманитарное знание, тем проще ориентироваться в актуальных трендах и прогнозировать их.

«Мы в ответе за информационное пространство, в котором работаем»

- Факультет, в частности центр медиаобразования, тесно сотрудничает со школами, юнкоровским движением. Это возможность считывать запросы из сферы медиапедагогики?

- Если вспомнить историю зарождения сотрудничества, следует отметить, что первоочередной задачей было выйти в пространство школы, в сферу детских и молодежных газет, заявить о том, что есть факультет журналистики и поспособствовать набору студентов. Но эта изначально поставленная задача очень быстро ушла на второй план. Новая информационная эпоха пробудила у людей потребность в медийной, информационной грамотности. Факультет, благодаря хорошему сочетанию научного осмысления происходящего и практического опыта работы, смог совершенно по-другому, на более высоком уровне оценить значимость взаимодействия со сферой школьного образования и коллективами юных журналистов.

Не знаю, насколько уместно здесь пафосное слово «миссия», но мы в ответе за то пространство, в котором работаем. Граждане, в том числе, школьники должны уметь пользоваться информацией: характеризовать ее, сопоставлять и самостоятельно делать выводы. Основная цель мероприятий именно в этом. У нас есть понимание процессов, актуальных в сфере медиа, и мы готовы этим знанием делиться со школьниками, их родителями и педагогами.

- С чем можно сравнить журфак ЧелГУ в контексте медиапространства: с тренажером, навигатором, неким камертоном?

- Из перечисленного я бы, наверное, выбрала слово «навигатор», который показывает путь, ведет. Мы тоже имеем право на ошибки и эксперимент, что-то принимаем, что-то отвергаем. Но в целом мы показываем возможности и способны перестраивать маршрут с учетом существующих тенденций. В среде преподавателей у нас очень хорошее сочетание опыта и молодости. И это создает гармонию.

- Кем является молодой преподаватель для студента – другом, старшим наставником или просто человеком, обретшим иной статус?

- Скорее, это человек, который сменил социальную роль, но по своим мыслям, мировосприятию не ушел далеко от студента. Он его лучше понимает. Но важно, чтобы и молодые педагоги, и студенты чувствовали, где заканчивается влияние небольшой разницы в возрасте и начинается сфера профессиональных отношений. На мой взгляд, нашим преподавателям это понимание присуще. Они устанавливают не панибратские, а именно добрые отношения со студентами, но с той требовательностью, которая необходима для обучения. Уверена, что люди, набирающиеся сейчас опыта под присмотром педагогов-стажистов, оправдают наши ожидания и надежды.

VK31226318