EUR 75.58 USD 66.33

Умение читать и писать приравняется к умению сочинять и воспринимать музыку

Умение читать и писать приравняется к умению сочинять и воспринимать музыку

Первый - завершение исторически-крупного периода господства не только алфавитно-фонетических кодов коммуникации (письменность), но и собственно языкового периода коммуникации (другими словами - смерть языка как системы повседневного информационного обмена). Основания для такого вывода - в лингвистической теории Ф. де Соссюра (разделявшего тезис о случайности выбора именно речи в качестве основного коммуникационного кода в ходе эволюции человека), теории медиума М. Маклюэна (который одним из первых указал на преходящий характер языковой коммуникации), теории материальной коммуникации Ф. Киттлера (считавшего, что технологии предопределяют не только способ обмена мыслями и эмоциями, но и само мышление).

Главный признак завершения языкового периода - инфляция языка (Ж. Деррида). Под инфляцией языка он понимает количественное разрастание текстовой информации («разбухание библиотек», его тезис 1967 года). Позднее к этому тезису присоединяется акторно-сетевая теория (Б.Латур), согласно которой язык, всеядность понятия «текст», «лингвистический поворот» и другие явления доказывают, что коммуникация превратилась в «перенасыщенный раствор» языка и неизбежно начнется «химическая реакция» очищения (от языка вообще). Важна также мысль питерского философа языка В. В. Колесова о том, что язык одновременно перерождается в две свои крайности - замену символьно-образной коммуникацией, с одной стороны, и высшие художественные формы словесного искусства - с другой.

Второй тезис - переход в повседневном информационном обмене к символьно-образным и символьно-сенсорным способам коммуникации на основе технологических прорывов ближайшего будущего. Этот тезис имеет два основания: во-первых, наблюдения за современными процессами коммуникации (в том числе визуализация информации, замена текста изображением, развитие музыкально-оформленного коммуникативного обмена, развитие эмосинтаксиса и т.п.) - неслучайно словом 2015 года, по мнению Оксфордского словаря, становится «эмодзи» (это уже и не слово вовсе - а изображение лица с мимической оценкой). Во-вторых, анализ прорывных направлений развития технологий во всем мире показывает массированное инвестирование в открытия и изобретения в сфере совершенствования человека как «медиамашины» (технологии человек+машина).

Третий тезис - высвобождение языка из области «обслуживания» повседневной коммуникации и его переход в область искусства (поэзия, художественная литература, публицистика). Умение читать и писать перестанет быть прикладным, оно приравняется к умению сочинять и воспринимать музыку, потребует особых умений, откроет возможность нового познания действительности (и нового расслоения публик, поскольку всеобщая грамотность обретет иные черты - например, важно будет быть компьютерно-грамотным, а восприятие искусства слова окажется уделом отдельных общественных страт).

Основные выводы из теории панмедиатизации применительно к журналистике:

1) функция массовой коммуникации отступает и заменяется функцией коммунитарной коммуникации (множество отдельных - порой совершенно изолированных - сообществ); таким образом массмедиа теряют статус массовости как мы ее сейчас понимаем;

2) язык анализа повседневности и создания повестки дня (это тоже функция современных массмедиа) претерпевает изменения в сторону развития символьно-образной и символьно-сенсорной коммуникации (то есть современным массмедиа следует искать эти новые формы и своевременно осваивать их, чтобы не отставать от трендов межперсональной и межгрупповой коммуникации);

3) аналитическая и смыслопорождающая журналистика сближается с литературным творчеством и искусством словесности, требуя от авторов не ремесленных знаний, но истинного творческого вдохновения, а от читателей - читательской культуры.

VK31226318