3 марта у православных христиан начинается Великий пост
Он продлится семь недель и окончится в день Пасхи Христовой, которая в этом году отмечается 20 апреля.
Воскресный день, предваряющий наступление поста, называют Прощеным воскресеньем. Вечером в Прощеное воскресенье в православных храмах состоится чин прощения. После краткого богослужения прихожане и священники от всего сердца попросят друг у друга прощения, памятуя слова Христа: «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк., XI, 26). Митрополит Челябинский и Златоустовский совершит чин прощения в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.
Прощеное воскресенье – день заговенья на Великий пост. Иными словами, 2 марта православные христиане в последний раз вкушают скоромную пищу – молочные продукты, яйца, рыба (заговенье на мясо было в предшествующее воскресенье).
Главные праздники предстоящего поста – Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим, 13 апреля). В эти дни пост ослабляется: разрешается употреблять на трапезе рыбу.
Первые четыре дня Великого поста (с 3 по 6 марта) в храмах читается покаянный канон Андрея Критского. Это дни строгого поста. Церковь призывает отложить в это время суетные житейские попечения, за исключением только самых необходимых.
Первое великое повечерие с чтением покаянного канона Андрея Критского в понедельник 3 марта митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан совершит в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Челябинска. Во вторник (4 марта) владыка совершит великое повечерие в Свято-Троицком храме, в среду (5 марта) – в храме великомученика Георгия Победоносца в Металлургическом районе, в четверг (6 марта) – в храме святителя Василия Великого в Тракторозаводском районе.
Каждая неделя Великого поста («неделей» в церковно-славянском языке называется воскресный день) имеет особое духовное значение.
В 1-ю неделю (9 марта) празднуется день Торжества Православия. Поводом для установления этого праздника стало преодоление иконоборческой ереси. Однако его смысл гораздо шире, это свидетельство истинности и уникальности православной веры. Великий подвижник XIX – начала XX века праведный Иоанн Кронштадский говорил:
«Только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое. Омраченное – просвещает, оледеневшее – согревает, падшее – восстанавливает, отчаянное – исполняет надеждой, омертвевшее – оживотворяет».
2-я неделя (16 марта) посвящена памяти святителя Григория Паламы. В XIV веке в Византии начался многолетний богословский спор о том, возможно ли видеть и слышать Бога, или наш удел – единственно вера. Сторонников возможности реального, ощутимого Богообщения возглавил святитель Григорий Палама.
Бог есть Дух. А подобное познается подобным. Чем более духовно развит человек, тем более способен ощутить присутствие Божие. Церковь признала взгляды святителя Григоря Паламы отражающими подлинный православный опыт. И пост – самое лучшее время этот опыт приобрести.
3-я неделя Великого поста (23 марта) – Крестопоклонная. Во время богослужения читается Евангелие от Марка: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк., VIII, 34). Крест Христов – это знамение славной победы. Он не только символ горечи и боли, которых не миновать человеку в земной жизни, но Он также залог вечной радости, перед которой все временные страдания ничего не стоят.
4-я неделя (30 марта) посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, который подвизался на горе Синай в VI веке. В своей книге «Лествица добродетелей» он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Любой человек, в каких бы условиях он не жил, может научиться кротости, смирению и любви. «Лествица» стала настольной книгой для христиан многих поколений.
В 5-ю неделю Великого поста (6 апреля) празднуется память преподобной Марии Египетской. Святая первоначально жила в нечестии, но однажды, попав в Иерусалим, не смогла войти в храм. Невидимая Божественная сила преградила ей путь. В этот момент Мария почувствовала, что ее великие грехи возбраняют ей видеть святыню. 47 лет провела она в пустыне, борясь со страстями, и явила собою образ совершенного покаяния.
На 6-й неделе (13 апреля) празднуется Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
А с понедельника, 14 апреля, начинается Страстная Седмица. Она посвящена воспоминанию страданий, смерти и погребения Христа Спасителя.
По своему значению Страстная седмица называлась еще Пасхой Крестной и потому всегда была свободна от житейских занятий. В эту неделю произошли великие события: было разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие и Небо стало доступно человеку. Заканчивается Страстная Седмица празднованием самого важного христианского праздника — Пасхи Христовой.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве