Каждый год 1,5 тысячи женщин Челябинской области заболевают раком молочной железы
Это главная причина онкологической смертности среди женщин.
23-летняя девушка из Озерска сама обнаружила опухоль в правой груди.
«Мылась в душе и вдруг нащупала какое-то уплотнение около четырех сантиметров, - рассказывает она.- Я, конечно, сначала расстроилась, а потом решила: простыла, наверное, или какой-то гормональный сбой. Пройдет!»
Сомнения не оставляли, но к врачу она пошла лишь через год, после того, как появились утомляемость, слабость. «Я уже не могла спать на животе».
На первом приеме доктор предположила, что у девушки фиброаденома (все-таки рак у молодых встречается нечасто), но на всякий случай к онкологу отправила. Взяли биопсию, еще через неделю стал известен диагноз: рак, причем III стадии с метастазами в лимфоузлы. В этот момент ей стало действительно страшно. Дальше - обследования, госпитализация, два курса химиотерапии.
Мы встретились с молоденькой пациенткой накануне операции в Челябинском областном онкодиспансере. В маммарном отделении на 60 коек лежат больные из самых разных уголков нашего региона. Причем озерчанка - не самая юная, есть здесь и 19-летняя пациентка. Но ошибки у всех одни.
«25 лет я вообще к врачам не обращалась, у меня даже карточки в поликлинике не было и домашней аптечки, лекарств никаких не пила. Работа, дом - болеть было некогда», - грустно вспоминает симпатичная женщина, директор книжного магазина.
Болезнь у нее обнаружили случайно. В декабре прошлого года появился узелок на шее, в области щитовидной железы. Пришлось первый раз за многие годы сдаться врачам и пройти полное обследование. Вот тут-то и диагностировали страшную болезнь - рак обеих молочных желез.
«Это кошмар, шок!- в отчаянии говорит женщина.- Вся жизнь рухнула в одночасье. Если б вы знали, как хочется жить, радоваться каждому дню!»
Самое обидное, что она прекрасно знала, что раз в месяц надо проводить самоосмотры груди, раз в год делать маммографию. Но не ходила, не показывалась, не делала…
Два этих случая - самые типичные в нашей практике, отмечает заведующий отделением опухолей молочной железы онкодиспансера Олег Терешин. К сожалению, нередко к нам попадают женщины с запущенными заболеваниями. Чаще всего они сами обнаруживают опухоль, но к специалистам не идут, надеясь, что уплотнение рассосется.
Специалист призывает женщин быть более настороженными: «Чем раньше будет выявлена опухоль, тем выше шансы на полное излечение. При обнаружении рака груди на ранних стадиях 98 процентов наших пациенток через пять лет будут живы и здоровы. Если же на момент первичного диагноза установлена четвертая стадия, такие женщины смогут прожить в среднем всего несколько лет, и, несмотря на проводимое лечение, к сожалению, погибнут. Важность ранней диагностики переоценить невозможно.
•Рак груди до нашей эры
Что такое рак груди? Это злокачественная опухоль железистой ткани молочной железы. Впервые упоминается в египетском папирусе XVI века до нашей эры, в котором сообщается о 48 наблюдениях опухоли.
Рак молочной железы поражает около 1,3 миллиона женщин в мире, 55 тысяч - в России, 1500 - в Челябинской области. При этом наблюдается ежегодный рост заболеваемости на три-четыре процента. Международное агентство по изучению рака прогнозирует почти двукратное увеличение заболеваемости раком груди в ближайшие двадцать лет, особенно в странах с «переходной экономикой».
«Основные факторы риска возникновения рака молочной железы - это более редкие и поздние роды, отказ от грудного вскармливания, - объясняет Олег Терешин. - Беременность и кормление грудью меняют эпителий молочной железы таким образом, что он становится более зрелым и менее подвержен риску злокачественной трансформации. Разумеется, к факторам риска относятся курение и употребление алкоголя. Свой вклад вносят и экология, и некорректный прием гормональных препаратов, и невнимание женщин к себе. Порой мы спрашиваем пациенток, когда у них появился «узел» в молочной железе, а они не могут дать четкого ответа.
•Обязанность каждой женщины
Обычно от момента возникновения опухоли до ее обнаружения проходит несколько лет: развивается она достаточно долго, особенно у возрастных пациенток. Поэтому на то, чтобы обнаружить процесс, время обычно есть, главное - его не упустить.
Обязанность каждой женщины, считает маммолог, раз в месяц проводить самообследование молочной железы. Совместить процедуру можно с обычным приемом душа. «Во время самоосмотра необходимо банально руками пропальпировать грудь и, если что-то насторожило, прийти к врачу – акушеру-гинекологу или онкологу, самостоятельно не нужно интерпретировать находку», - рекомендует специалист. Насторожить должно не только уплотнение или узловое образование, но и отек кожи в виде «лимонной корки», выделения из соска, появление увеличенных лимфоузлов в подмышечной области, изменение структуры поверхности кожи.
После сорока лет каждая женщина должна взять себе за правило раз в год проходить маммографию. Молодым женщинам эта диагностическая процедура назначается только при подозрении на патологию, но есть альтернатива - УЗИ.
•Удалите мне все!
И еще об одной женской ошибке с тревогой говорил Олег Терешин. В его отделении ежегодно проводится 500-600 операций по удалению опухолей молочной железы.
Конечно, это огромная психологическая травма, эстетический урон для любой женщины. Поэтому хирурги-онкологи делают все, чтобы сохранить хотя бы часть груди. Одновременно с удалением опухоли они выполняют пластические и реконструктивные операции. Однако пациентки панически боятся любого усложнения лечебного процесса.
«Вы не представляете, сколько женщин на наш вопрос, хотите ли вы, чтобы мы попытались сохранить молочную железу, отвечают категорическим «Нет! Уберите мне все»,-констатирует Олег Станиславович. Он показывает красивые немецкие импланты - их стоимость и операцию оплачивает ФОМС, для пациентов они полностью бесплатны. Но даже это для женщин - не аргумент.
Вот и 23-летняя пациентка из Озерска решительно отказалась от реконструкции: «Если все будет хорошо, приду на пластическую операцию через годик».
Конечно, любая эстетическая коррекция повышает риск осложнений, ведь это дополнительные разрезы, травмы, более продолжительный наркоз. Да и сама такая операция будет длиться не полтора часа, а три-три с половиной.
«Однако онкологическая эффективность органосохранного лечения и полного удаления груди одинакова. Сегодня предубеждение против первичной реконструкции груди опровергнуто серьезными мировыми исследованиями»,- говорит специалист.
Во всем мире пациентки после онкологической операции «просыпаются» с новой грудью. Наши женщины выбирают для себя самый худший вариант. И это - ошибка.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве