Один погибший может спасти 7 больных
В Челябинской области уже пять лет выполняют пересадку почки. В этом году трансплантологи планируют сделать первую пересадку печени.
Почему эти операции так важны?
- Они жизненно необходимы! В регионе множество пациентов с заболеваниями печени в терминальном состоянии,- комментирует главный трансплантолог минздрава Челябинской области, руководитель центра трансплантации областной больницы Алексей Барышников.- Если больные, нуждающиеся в пересадке почки, могут существовать на гемодиализе, то прогноз жизни печеночных больных - 3-6 месяцев. Их может спасти только трансплантация, никаких других методов лечения для них вообще нет.
Челябинская область занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству диализных центров. 800 почечных больных живут на гемодиализе. То есть три раза в неделю приезжают на несколько часов в больницу, чтобы «почистить кровь». Без этого они просто погибнут. Алексей Алексеевич приводит такие страшные цифры: в Испании на гемодиализе умирает 16 процентов пациентов в год, в США -25. За рубежом гемодиализ считается лишь этапом трансплантации почки.
У нас в Челябинске за время существования центра пересажено 70 почек. Еще 120 южноуральцев стоят в листе ожидания. То есть у них нет противопоказаний, они прошли все обследования, типирование и ждут своей очереди на операцию.
-Этот лист ожидания,- говорит Барышников, - мы можем увеличить до 400 человек и больше. Что толку? Если бы мы могли выполнять 100 трансплантаций почки в год, представляете, как бы уменьшилась эта очередь!
В Челябинской областной больнице создан центр трансплантации, есть современная операционная, оборудование, квалифицированные специалисты. Нет доноров.
•Почка на Новый год
Елене Сунарсиной 31 год. 14 января ей пересадили почку.
- Три года верила и мечтала об этом. Я очень сложно переносила гемодиализ. Давление постоянно было высоким. Поездки за 150 километров до больницы три раза в неделю и обратно выматывали так, что сил не оставалось вообще. Иногда приезжала домой в ужасном состоянии.
Лена живет в Кунашакском районе. С работы пришлось уволиться. Не получалось толком что-то делать по дому. Не могла даже заниматься шестилетним сынишкой, которому очень нужна мама.
- Пересадка органа - это всегда риск, - считает главный трансплантолог Челябинской области Алексей Барышников. — У наших пациентов изначально ослаблена иммунная система, есть нарушения гормонального обмена. Кроме того, после операции они получают препараты, подавляющие иммунитет, чтобы не было отторжения органа. Осложнения после пересадки бывают достаточно часто, обычно инфекционные. К примеру, заживление раны происходит не через семь дней, швы мы снимаем только через три недели. Но трансплатация назначается только тогда, когда без нее человек однозначно умрет.
Чудо произошло на старый Новый год. «Я опять загадала себе почку, а в четыре часа утра позвонил доктор и пригласил на операцию», - улыбается Елена. Уже через сутки после пересадки женщину перевели в палату. Сейчас, спустя всего четыре месяца после операции, Елена чувствует себя гораздо лучше, чем на поддерживающей терапии. - Моя жизнь сильно изменилась: нормализовалось давление, чувствую себя отлично. И я наконец могу жить дома с мужем и сыном. Ребенок счастлив, что мама рядом. Елена очень благодарна не только своим спасителям-врачам, но и донору, который вернул ее к жизни.
•Уникальный обмен
В мировой практике один погибший донор спасает минимум семь человек. Ведь у него забирают для трансплантации две почки, печень, сердце, легкие, кишечник, поджелудочную железу.
Между челябинской и свердловской областными больницами уже налажено уникальное для России сотрудничество по обмену донорскими органами. Этот опыт перенят у Европы, где действует служба «Евротрансплант». Независимо от страны, где появляется донор, его органы переправляются нуждающемуся пациенту. У нас со Свердловской областью похожая система. Челябинцы передавали в Екатеринбург сердце, не один раз печень, почки, а они переправляли донорскую почку нам. У почки - самая большая «продолжительность жизни» 36 часов. Алексей Барышников рассказывает, что в Челябинске удалось успешно пересадить свердловскую почку через 26 часов после смерти ее хозяина.
- Почка - очень иммуногенный орган, и трансплантация ее осуществляется при тщательном подборе после генетического типирования как реципиента, так и донора. Бывают ситуации, когда мы не можем найти подходящего реципиента в своем листе ожидания. Тогда мы отправляем донорский орган в Екатеринбург, чтобы ни в коем случае его не потерять, - поясняет Алексей Алексеевич.
- Благодаря этому взаимодействию спасены многие жизни, в том числе и доктора нашей больницы.- рассказывает главный трансплантолог УрФО Наталия Климушева.- Нужно видеть глаза больных, когда идут консилиумы, отбор сложных пациентов. Эти люди имеют право на жизнь, это их единственный шанс. Ведь даже на диализе не все пациенты дожидаются своей донорской почки, а лист ожидания по сердцу и печени убывает на 30–40 процентов каждый год.
•Орган на вес золота
Наши соседи в Екатеринбурге занимаются трансплантологией уже 25 лет.
- За эти годы специалистами нашей больницы проведено около 450 операций по пересадке почки. С 2005 года у нас выполнено около 100 трансплантаций печени, с 2006 года пересажено 32 сердца. Также около 20 лет в больнице выполняются операции по трансплантации костного мозга, - рассказывает заместитель главного врача Свердловской областной клинической больницы по медицинской части, главный трансплантолог УрФО Наталия Климушева.- Самое сложное в этой технологии - донорства. И это проблема не только у вас или у нас - по всему миру. Правило для всех общее: есть донор - есть трансплантация. Помогите нам развеять эти нелепые мифы об изъятии людей на органы. Поймите, в трансплантации задействовано как минимум 50 сотрудников. Целые лаборатории занимаются подбором донора. О каком преступном сговоре здесь может идти речь?
В Челябинской областной клинической больнице состоялась конференция, посвященная органному донорству и трансплантации органов. На нее были приглашены не только ведущие специалисты Урала, но и хирурги, травматологи, реаниматологи - врачи больниц Челябинской области, которые так или иначе сталкиваются со смертью пациентов.
- Причиной недоверия стал черный пиар этой темы в 90-е годы,- говорил Алексей Барышников, выступая на конференции.- Ничего из того, что было предъявлено докторам в то время, не было доказано, но предвзятое отношение в сознании людей сохранилось. Между тем еще в 50–60 годах прошлого века было доказано, что диагноз «смерть мозга» окончательный. За 60 лет констатаций смерти мозга ни один пациент не ожил, не перешел в вегетативное состояние. Это очень короткий период, когда мы теряем пациента, ему уже ничем нельзя помочь. Зато можно вернуть к жизни семь других больных, для которых он станет донором.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве