Новости

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Самый чистый город Карабаш

04.02.2011
Сегодняшнее темное пятно на карте Южного Урала могло бы стать ярким образом российской модернизации

Сегодняшнее темное пятно на карте Южного Урала могло бы стать ярким образом российской модернизации.

Мировой экономический кризис заставил власти всерьез задуматься над проблемой моногородов. Но антикризисные меры не могут стать стратегией развития. Карабаш - один из самых сложных моногородов - обладает тем не менее уникальным потенциалом. И в перспективе мог бы стать полной противоположностью тому, чем является сегодня. А заодно - сделать понятной всем идею модернизации.

Счастье к 2020 году

В прошлом году постановлением правительства области был принят Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации Карабаша. На 110 страницах подробно расписано, какие проблемы существуют у моногорода сегодня и как они должны решиться к 2020 году. План является условием того, что в Карабаш пойдут частные и государственные инвестиции.

Чтение КИПа дело непростое, но духоподъемное. Через 10 лет основное производство должно стать экологически безопасным, средняя зарплата карабашцев составит 30 тысяч рублей (сейчас "на крупных и средних предприятиях" - около 11 тысяч), а продолжительность жизни увеличится до 75 лет. Прекратится отток населения, численность которого сегодня колеблется на уровне 15 тысяч человек.

Это, так сказать, следствия. А главный смысл программы - диверсификация экономики моногорода, который сегодня во многом зависит от градообразующего предприятия «Карабашмедь». Здесь сейчас работает каждый пятый экономически активный житель города.

Согласно расчетам, к 2020 году доля «Карабашмеди» в объеме отгруженных городом товаров сократится примерно вдвое, а малый и средний бизнес увеличит тот же показатель почти в три раза по сравнению с 2009-м. Подчеркнем - это пропорции в общей экономике города. Потому что реальный объем отгруженных товаров и услуг «Карабашмеди» должен увеличиться в 1,8 раза, а средние и малые предприятия настолько развернутся, что объемы выпущенной ими продукции вырастут в пять раз.

Основа для роста, разумеется, деньги. Планируется, что в экономику города будет вложено около 15 млрд. рублей. Самая большая часть - более 10 млрд. - пойдет на реконструкцию градообразующего предприятия «Карабашмедь». Это как собственные средства «Русской медной компании» (владельца завода), так и привлеченные в виде кредитов. Кроме того, согласно КИПу, бизнес готов инвестировать в переработку отходов медеплавильного производства, в сельское хозяйство, пищевую промышленность и в туризм.

Наконец, само государство через федеральные и региональные целевые программы планирует направить деньги на социальную и инженерную инфраструктуру - жилье, дороги, школы, ЖКХ, системы канализации и водоочистки, а также на поддержку предпринимательства.

В 2010-м в рамках КИПа уже перечислено 90,6 млн. рублей из федерального бюджета.

Снять напряжение

Карабаш за сто лет существования здесь медеплавильного завода превратился в настоящее промышленное гетто и в конце 80-х удостоился звания «самый грязный город планеты» (по данным ЮНЕСКО). Мы не будем повторять здесь общеизвестные пугающие факты и цифры, но даже безэмоциональные по определению официальные документы характеризуют положение Карабаша как «катастрофическое» и «умирающее». Причем речь не только об экологии. Жилье, школы, больницы, дороги, инженерные сети, канализация - все находится в ужасающем состоянии.

Замглавы Карабаша по экономическому развитию Анатолий Лобко, пришедший на административную работу из бизнеса, прямо говорит:

- Без настоящей революции в социальной сфере экономическая модернизация в Карабаше недееспособна. Город покидают молодые, образованные и трудоспособные люди. Скоро здесь просто некому будет работать.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Неизвестно сколько длился бы для Карабаша «период распада», но мировой экономический кризис заставил власти в пожарном порядке решать проблемы моногородов. Напомним, что поводом к тому стали драматические события в Пикалево и личное вмешательство премьера Владимира Путина. Это важно вспомнить, чтобы понять идеологию инвестиционной программы Карабаша: антикризисный, в чем-то чрезвычайный план. Чтобы уж совсем все не рухнуло или не взорвалось.

Для самого города и региона важны любые деньги, которые придут сюда извне. Его бюджет более чем на 70 процентов дотационный. Инвестиции в инфраструктуру по принципу фонтана позволят, в том числе, повысить покупательскую спобность карабашцев, а это уже оживит экономику города, приподнимет малый бизнес, торговлю и сферу услуг.

Если с бюджетными деньгами все понятно, то запустить новые бизнес-проекты будет сложнее. Бизнес по идее не нуждается в каких-то дополнительных допингах. Есть в городе возможность заработать, существует платежеспособный спрос - предприниматели заведутся сами по себе. И напротив, если нет условий, а в людях предпринимательской бодрости, то сколько ни вводи налоговые послабления и арендные льготы, сколько ни учи предпринимательству, проку не будет. Пока нет и никакой гарантии, что перечисленные в КИПе потенциальные инвесторы в какой-то момент не передумают вкладываться в Карабаш. А сигналы такие уже есть…

Антикризисный характер программы таит в себе и иные риски. КИП как бы собирает бюджетные ручейки - на бумаге. Но решение о выделении средств принимает Москва. Кто поручится, что завтра деньги федеральных целевых программ не станут нужны в другом месте страны, где нужно срочно снять напряжение? И тогда КИП Карабаша превратится в очередной, увы, привычный для нас пшик.

В чем смысл Карабаша?

Доля налогов «Карабашмеди» в собственных доходах города составляет почти треть. Завод здесь - главный игрок, жизнь города выстраивается под него. В частных беседах некоторые ученые-экономисты замечали, что смысл существования Карабаша как города неочевиден. 15 тысяч жителей - это избыточно много для того, чтобы обеспечить работу одного завода. Примечательна в этом смысле идея создания в России 20 городских агломераций, высказанная президентом Дмитрием Медведевым. По ней многие города просто перестанут существовать, как перестали существовать в свое время «бесперспективные деревни».

Поэтому возникает вопрос: может ли у Карабаша появиться новый смысл, соответствующий реалиям XXI века, задачам региона и целям страны?

Рассматриваемый нами Комплексный инвестиционный план не дает ответов на этот вопрос. Карабаш видится только лишь проблемой. Социально-экономическим бельмом.

Между тем Карабаш уникален. И более того - как ни парадоксально, у этого города имеется колоссальный потенциал.

Карабаш - один из самых известных городов в мире. Бренд. В данном случае второстепенно, что это отрицательная известность и, так сказать, минус-бренд.

Исследователь медиасферы, автор проекта «Челябинск outside» на информационном портале МедиаЗавод, кандидат исторических наук Сергей Климаков замечает: «В наших руках образ, которому сопереживает цивилизованный мир. И этот негативный образ - тоже, в некотором роде, ресурс». В постиндустриальную эпоху мы обязаны рассматривать вот такие «нематериальные активы», и учиться находить им применение.

В этой связи примечательна тема туризма. Мы все говорим про наши красоты, родное синегорье и прохладу озер. А между тем Карабаш со всеми своими ужастиками де-факто стал туристической достопримечательностью. Скажем, в Интернете систематически пишутся отчеты блогеров о путешествии в «самый грязный город Земли». Всегда с иллюстрациями и всегда репортажи вызывают живой отклик у публики.

Разумеется, из этого не следует, что Карабаш должен так и остаться местом для экстремального и даже трэш-туризма. Но в качестве объекта возможной музеефикации черные карабашские отвалы и лунные пейзажи могут быть рассмотрены. Как и оставленные людьми дома в старой части города. Аналогия - разрушенные атомной бомбардировкой здания в Хиросиме, которые и по сей день стоят посреди вновь отстроенного города.

Помнится, известный питерский кинорежиссер, ныне, увы, покойный Валерий Огородников, снявший знаменитый фильм «Барак», был просто в восторге от естественных декораций в Сатке. В Карабаше «декорации» куда более выразительны…

Но продавать образ родины как место всяких кошмаров и распада - это уже неэффективно и, прямо скажем, сомнительно с моральной точки зрения. Сегодня у страны намечается очень важная и, несмотря на скепсис, вполне жизнеспособная идея - модернизация. Более того, такая идея очень нужна России. Уже даже потому, что иных идей, способных взбодрить уставший и разуверившийся во всем народ, нет.

Символом этой идеи стал пока не существующий наукоград Сколково под Москвой. Идеолог новой российской модернизации замглавы администрации президента Владислав Сурков говорит, что ощутимые плоды идеи Сколково можно ждать лет через 15. И справедливо отмечает, что настоящая модернизация - не быстрое дело.

Здесь и коренится главная проблема. Идея модернизации не востребована народом. Мы интуитивно понимаем, что жизнь на нефтяную ренту не может продолжаться вечно, но как работает модернизация и чем она может быть полезна «маленькому человеку» - неясно.

Известный челябинский металлург-конструктор, директор фирмы «Аконт» кандидат технических наук Ильяз Зинуров удивлен тому, что идея инновации у нас как-то редуцировалась до компьютерных технологий. Русская «Силиконовая долина» - прекрасная идея. Однако в России инноваций и модернизации требуют все отрасли промышленности. В Челябинской области - это в первую очередь металлургия.

И вот тут мы возвращаемся в Карабаш. Его существование в нынешнем виде - нонсенс. Россия не входит даже в тройку стран-лидеров по выпуску черновой меди, но никто не слышал, чтобы в Японии или в Чили существовало нечто подобное Карабашу.

Есть современная могучая Россия с богатым интеллектуальным ресурсом и золотовалютным резервом. И есть маленький несчастный городок, страдающий от хронических почему-то проблем, в то время как в остальном мире уже работают технологии, позволяющие все эти проблемы решать достаточно быстро и эффективно. В таких условиях вполне реально поставить задачу, которая могла бы быть сформулирована, к примеру, так: сделать Карабаш - самым чистым городом. Далее идут варианты - в мире или хотя бы в России.

Филиал Сколково

Подобный опыт в мире есть. Одним из гостей проходившего осенью прошлого года в Челябинске экологического форума был представитель мэрии японского города Китакюсю Сакука Тецуро, рассказавший о судьбе «японского Карабаша».

Вот как описывает эту историю неоднократно бывавший в Китакюсю Сергей Овчинников, кандидат экономических наук, директор проектного института «Челябгипромез», руководитель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию Челябинской городской думы: «Это миллионный город, центр металлургической промышленности Японии, здесь расположены основные производства концерна Nippon Steel. Лет 30 назад Китакюсю очень напоминал сегодняшний Челябинск. Теперь туда приезжают удивиться: работает несколько десятков промышленных предприятий, в том числе крупные металлургические, но их присутствие практически не ощущается. Воздух свеж, вода из-под крана чище нашей бутилированной. Из шлаков рядом с городом в море был насыпан искусственный остров, где разместились предприятия, перерабатывающие промышленные отходы и бытовой мусор. Японцы добились поразительных результатов: 95 процентов отходов вновь идет в производство».

К сожалению, челябинские журналисты уже убежали в свои редакции, когда выступал гость из Японии. Зато его слушали студенты экологического факультета ЧелГУ. И вот на что обратила внимание одна из них, Екатерина Карпещук: «Осадок пыли на 1965 год составлял 108 тонн в месяц на 1 квадратный километр, а в результате неочищаемых промышленных стоков практически весь животный мир в заливе Докай был уничтожен… Этот путь от самого грязного до самого чистого города они преодолели за период в 20 лет! Вот что значит оценить весь тот вред, который они нанесли окружающей среде».

Идея сделать Карабаш «эко-тауном» должна привлечь в Карабаш технологии, науку и те же инвестиции. А сам город должен превратиться в технопарк, в центр инноваций в области цветной металлургии и систем очистки. Но не только. Есть ведь еще проблема отвалов - это миллионы тонн. Рекультивация земель, восстановление водных источников. Много чего…

Карабаш нужно изучать. Сегодня там нет даже оборудования для проведения постоянного экологического мониторинга. Как тема для исследований воздействия вредного производства и способов реабилитации Карабаш мог бы быть интересен ученым многих специальностей со всего мира. Вообще, Карабаш - это научная задача, потенциальный полигон, где должны сойтись человеческий разум и глобальные проблемы. И вот тут энергия всего разумного человечества способна дать очень неожиданные результаты.

Карабаш может стать не просто «металлургическим» или «экологическим» филиалом Сколково. Такой город обязан быть мощным просветительским центром, демонстрацией молодым россиянам (и не только) того, как человеческий гений и политическая воля могут преобразить окружающую среду, казалось бы, навсегда потерянную для человека. Это тот позитивный мессидж, с каким регион и страна выйдут к миру. Если угодно, новый чистый Карабаш станет самым мощным и понятным во всем мире образом (пусть даже и пиар-проектом) России, выбравшей путь модернизации.

Важность пути

Чтобы у читателя не возникло ощущения Нью-Васюков, подчеркнем: принципиальна постановка цели. Даже если Карабаш не сможет превратиться из самого грязного города планеты в самый чистый (хотя почему?), у нас появляются критерии для оценки своей работы. Вот, скажем, «Русская медная компания» заявляет (цитата с сайта «РМК»): «Сегодня решена экологическая проблема города Карабаша». А население возмущается «газовыми атаками» до сих пор.

Надо быть справедливыми. «РМК» уже вложила большие деньги в обновление производства и еще очень много вложит. Нынешнее состояние предприятия и то, каким оно было до прихода «РМК», - небо и земля. И тем не менее…

9 мая 2010 года дымное облако накрыло городской праздник День Победы. Очень символично. Победа в Великой Отечественной иногда кажется последним смыслом, объединяющим людей России, невзирая на национальность, вероисповедование, возраст и материальный достаток. И этот смысл потонул в едком тумане экономической целесообразности. Природоохранная прокуратура и Росприроднадзор обычно не склонны идти на конфликт с мощным городским налогоплательщиком, но вынуждены были в минувшем году подать иск на «Карабашмедь» в суд. Подобное происходит не впервые с тех пор, как «экологическая проблема решена». Кроме технологий есть ведь еще и производственное поведение.

Только лишь экономическая система координат предполагает ситуации, когда руководству завода достаточно отговорки: «ветер не в ту сторону подул». Но если мы в качестве приоритета принимаем парадигму «самый чистый город планеты», то судить о «направлении ветра» нужно по результатам.

Высокую планку важно поставить еще и потому, что безотносительно того, достигаем мы цели или нет, сам путь делает нас другими. Владелец «Русской медной компании» Игорь Алтушкин может стать «инновационным олигархом». От молодого и амбициозного губернатора Михаила Юревича естественно ждать прорывных знаковых решений. Тектоники страна ждет и от современного президента Дмитрия Медведева. У России очень немного в запасе дел и смыслов, которые способны сделать всех нас единомышленниками.

Комментарии
Представленная Айваром статья посвящена одной из важнейших тем нашего региона, причём исследуемые в материале вопросы являются чрезвычайно актуальными для современной России. Стоит отметить, что статья Айвара имеет практическое значение для усовершенствования имиджа Южного Урала и весьма важно, что факты, изложенные в материале, соответствуют истинному положению дел. Сразу видно, что Айвар собрал большую информационную базу по указанной теме и представленная идея модернизации за счёт этого имеет чётко выраженную форму. Также добавлю, что вот эта тема действительно может быть национальной идеей для Южного Урала, по крайней мере, в ней по-настоящему ощущается желание автора сделать свой родной край лучше.
AIOC
05.02.2011 11:27:51
Айвар, как всегда mille grazie за внимание к моей работе. По Карабашу: чем больше ты будешь писать/задавать темп - через дискуссию явно расширится поле идей и проектов.

По негативному образу, которому сопереживает мир. Я согласен с идеей туристического потенциала. И кстати, ты синхронно здесь написал с уральским "Экспертом", статья от 31 января "На златом крыльце сидели":http://www.expert-ural.com/1-473-9611/. Автор Артем Коваленко прямо туртехнологию пытается детализировать/ (Ну и плюс после "материала в Российской газете от 01.02":http://www.rg.ru/2011/02/01/turizm.html вдруг обнаружился потенциал промышленного туризма ЧО).

Так по ущербному образу - просто хочу просто заметить, что в "том нашем материале ChelOut":http://mediazavod.ru/articles/85375 предлагалось использовать ущербный образ Карабаша *для фандрайзинга*.

_А ведь в наших руках образ, которому сопереживает цивилизованный мир. И этот негативный образ – тоже, в некотором роде, ресурс. Грамотный фандрайзинг на Западе под программы поддержки городского сообщества (не экономики – а именно людей) может привести в Карабаш реальные средства и оживление жизни._

По фандрайзингу: тут все практично - 5-6 грамотных и активных людей могут (даже без офиса) подтянуть в К. сотни тыс. (боюсь сказать млн)$. Парадоксально, но будет работать принцип "чем хуже - тем лучше": хуже будут западные СМИ писать - больше будут западные фонды "жалеть" и спонсировать. Примерно знаю с грантово дело - больше сотни у.е. можно под некоторые вещи получать. А в системе/сумме К. может хорошо "поднять".

И, главное, а)не нужны предварительные затраты; б)проекты будут действительно актуальны и проработаны, пройдут через придирчивую экспертизу - иначе денег не дадут; в)надеюсь, общественники окажутся порядочнее чиновников в финансовой части; г)работа с международными фондами/организациями будет быстро и активно втягивать К. в глобальный информационный оборот - теперь уже в позитивном контексте.
Администрация
06.02.2011 14:35:55
спасибо, Сергей, за ссылки - значит, витает в воздухе!
кстати, уж если быть максимально корректным, то идею заводского туризма вовсю продвигал еще в Хребте России Алексей Иванов - все эти трюки в фильме в исполнении его соратницы Юлии есть именно иллюстрации к идее

я бы не хотел, чтобы эта статья воспринималась как материал о туризме, о его сказочных перспективах
туризм - это как дополнение
да и, честно говоря, я не вижу пока признаков, чтобы туризм мог стать серьезной отраслью - там много всего еще нужно - и чтобы гостиницы имели стабильную заполняемость, и ментальность гостеприимства должна сложиться у местного населения, но продвигать такие идеи нужно в любом случае

идею про фандрайзинг я помню, и, на мой взгляд, она чрезвычайно интересна! именно в том смысле, о котором мой материал - Карабаш обязан использовать свою исключительную уникальность

сейчас в администрации Карабаша есть новые интересные люди, если их не сольют, то они, думаю, могут понять твои идеи, дам им твои координаты, если не против
Лидия Панфилова
06.02.2011 18:17:55
bq. я бы не хотел, чтобы эта статья воспринималась как материал о туризме

Айвар, так размах и главная супер-идея Нового Карабаша - очевидны, и что туризм сбоку ясно - просто мысли были по поводу этого аспекта. И о фандрайзинге я хотел сказать. Карабаш и Аркаим надо тебе обязательно "качать" системно, держать в повестке - их много не будет никогда.

Идея сама по себе, конечно, супер, светлая и прописана классно. Я просто сходу начал "болеть" за ее реализацию. Надо чтобы такие идеи реализовывались, хотя бы обсуждались потенциальными игроками-реализаторами - хочется, чтобы "пошел процесс".

И вот для меня тут принципиальный вопрос. А кто, собственно, будет реализовывать? Т.е. - кому адресуются подобные твоим умные мысли? Если это местная власть - ты видишь/чувствуешь ответную реакцию (хоть "за кулисами")?. В последнее время немало идей/проектов со смыслом в области представлено. И это здорово. Но по ним не видно хоть какое-то шевеление от власти - ни хорошая, ни скепсис. На поверхности - банальная конкуренция между интеллектуалами. Грубо - но не выродиться ли это все в интеллектуальный ипподром? Результата по делу нет, только шоу для кушающих ананас в VIP-ложе.

В целом у меня мнение, что власть (не отдельные люди, а сама по себе) органически, в силу своей природы не сможет выступить достойным реализатором подобных проектов. Вот почему я за промтуризм зацепился: вопрос на поверхности давно, но только после статьи в РГ его актуализируют на местном уровне и то в форме пресс-релиза. А за исполнение посмотрим через полгода - там что увидим?

У меня "деловое" предложение: двигать свои идеи/проекты не "вширь"(раскручивая маховик нездоровой междусобойной конкуренции), а "вглубь" (более серьезно по каждому), *работая при этом на себя*, выискивая и подключая понимающих партнеров.
Администрация
06.02.2011 21:02:39
продолжение.

Таким партнером может быть и власть - если получится ее заинтересовать, объяснить. Но, наверное, лучше и приятнее сотрудничать с теми, кто сходу твои мысли может оценить, похвалить и без понтов реально включиться (видя и свою выгоду).

Я уже писал, что ты "открыл" по-новому Овчинникова. У меня предубеждение к нему - ЖКХ и т.п. "оскал капитализма" (и оно остается). Но блин - человек явно мыслит и действует масштабно и творчески, смотрит в будущее. На нашем местечковом фоне особенно видно. Политик ли он новой формации не знаю, но ведь подключается к наднациональным темам, растет в глобальном контексте - какая перспектива по сравнению с ЗСО! Арнольд Шварценеггер, кста, покидая кресло губернатора Калифорнии, говорит - я не ухожу из политики, я буду заниматься проблемой климата.

Мне кажется, твоя идея может быть вернее всего реализована в среде, подобной формирующейся вокруг СО.

И не в среде олигархов (РМК) - такие "акулы" просто смысла не увидят ("а где тут мне деньги придут?") - это проверено.
Администрация
06.02.2011 21:32:34
Вся модернизация на ЗАО Карабашмедь сводится только к увиличению производственных мощностей. Как задыхались местные жители от выбросов завода 10 лет назад, так и в настоящее время. Все очистные сооружения это всего навсего рекламный ход. Все используемые материалы на строительстве очистных низкого качества, и приходят в негодность уже на первых годах эксплуатации. Об этом мы знаем на примере построенного рание сернокислотного цеха.
Руководство РМК экономит на экологии и на здоровье людей.
Лицензии надо отбирать у таких предприятий.
Сергей
27.01.2013 12:33:02