Где бизнес ставят на крыло
Областные депутаты задались вопросом: как сделать работу бизнес-инкубатора экономически эффективной?
Вы никогда не пробовали попасть в инкубатор современной птицефабрики? Если нет, то даже не пытайтесь, все равно не получится. Защищая будущих бройлеров от возможной инфекции, здесь сочли за благо ввести сверхжесткие правила пребывания посторонних.
Нечто похожее существует и в Челябинском инновационном бизнес-инкубаторе (ЧИБИ). Чтобы проникнуть в здание, нужно миновать несколько систем охраны, включая внешнюю - наглухо закрывающиеся ворота во двор. Но перед депутатами Законодательного Собрания Челябинской области эти ворота, разумеется, широко распахнулись.
Члены комитета по экономической политике ЗСО провели в бизнес-инкубаторе свое выездное заседание. Началось оно с обзорной экскурсии по зданию, где, судя по названию, холят и лелеют будущий цвет южноуральского предпринимательства. Нардепы во главе с председателем комитета Дмитрием Мешковым в сопровождении регионального министра экономического развития Елены Мурзиной прошли по всем этажам инкубатора. С виду это обычный офисный центр средней руки: длинные коридоры с закутками-офисами по обе стороны. Оказывается, в этих ничем не примечательных кабинетах и происходит «высиживание» деловых идей.
Одной из первых перед высокой делегацией предстала компания «Brosko». Фирма - в ЧИБИ она всего год - специализируется на организации досуга, торжественных и праздничных мероприятий. Но не простых, а имеющих экзотический уклон: полет на параплане, дайвинг, спуск с горы внутри огромной надувной сферы… Руководитель «Brosko» Юля Мухаметова формулирует это более емким словосочетанием:
- Мы здесь продаем приключения.
Депутаты полушутя-полусерьезно поинтересовались у Юли, входит ли в перечень предлагаемых услуг поедание ядовитой рыбы фугу. Но затем переключились на более значимый, экономический аспект: количество рабочих мест, финансовая отдача, планы на будущее.
После экзотики им пришлось быстро окунуться в сугубо практическую сферу. Директор ООО НПП «Ротационные технологии» Мавлет Гатитулин - ученый со стажем, в прошлом - преподаватель ЮУрГУ. Его стихия - обработка камня, отсюда и интерес, который проявляет к идеям южноуральца екатеринбургский горный университет. Пока все упирается в маленькое «но»: в отсутствие инвестиций, требующихся для завершения исследований.
Но дольше всего народные избранники задержались в кабинете Павла Гребнева, руководителя еще одного резидента бизнес-инкубатора, ООО «Инфинити». Их интерес вполне объясним: здесь разрабатывается универсальная электронная медицинская карта. Если ее внедрить в систему нашего здравоохранения, то у врачей со временем образуется полная картотека на каждого пациента. Не проблемой будет и запись на прием по Интернету. Между прочим, по словам Павла, в Магнитогорске уже приступили к подобному эксперименту.
Но внедрение той или иной новинки в жизнь - это болевая точка бизнес-инкубатора. Хотя есть и другие подводные камни. В ходе обсуждений за «круглым столом» звучали вопросы: почему мы опять отстаем от Свердловской области, где, заботясь о своем инвестиционном климате, снизили ставку налога на прибыль? Почему у «птенцов» нашего инкубатора нет собственных производственных площадей, где бы они на практике обкатывали свои идеи? Почему местные антимонопольщики препятствуют полной загрузке ЧИБИ? Почему до сих пор инкубатор не дал ожидаемого экономического эффекта?
Не на все из этих вопросов были даны ответы. Но некое итоговое заключение прозвучало из уст депутата ЗСО Константина Захарова:
- Все, что мы сегодня здесь увидели, - лишь зачаток. Но это тот инновационный зачаток, который надо всемерно поддерживать, развивать. Дело за внедрением. А в качестве внедренческих баз можно использовать технопарки, их у нас в области четыре.
Не исключено, что уже в самом ближайшем будущем (возможно, к лету) у Челябинского бизнес-инкубатора появится и собственный технопарк, под него планируется отдать несколько гектаров прилегающей территории.
Екатерина ШКОНДИНА, начальник отдела развития и консультирования бизнеса ЧИБИ:
- Да, пока экономическая отдача от разработок резидентов инкубатора не так велика. Но это вполне понятно: во-первых, стартовые планы у многих были сильно завышены. А во-вторых, главный эффект инновационные предприятия начинают давать уже позже, когда выходят из-под нашего крыла.
Мавлет ГАТИТУЛИН, директор инновационного предприятия «Ротационные технологии»:
- Мы находимся в инкубаторе около года. По организации к нему претензий нет, помогает, чем может. Но не все зависит от инкубатора. Взять хотя бы наше предприятие. Некоторые разработки претендуют на открытие, но не хватает последнего толчка, инвестиций. И очень часто на пути подобных исследований стоят чиновники от науки.
Что такое бизнес-инкубатор?
Первые бизнес-инкубаторы (БИ) появились на Западе в 50-х годах прошлого века. БИ призван обеспечить отбор и поддержку перспективных инновационных проектов - от старта до внедрения конечного продукта на рынок. Предприятие, работающее в рамках БИ, на три года на льготных условиях обеспечивается офисными помещениями (не более 100 кв. м), оргтехникой, информационной поддержкой.
Челябинский инкубатор был запущен в 2007 году. На февраль 2011 года в нем было зарегистрировано 37 предприятий, из них 16 инновационных. Площади ЧИБИ заполнены на 55 процентов.
На сегодняшний день в России насчитывается около сотни БИ, в США - более пятисот.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве