Гвардии сенатор

Гвардии сенатор

Член Совета Федерации от Челябинской области Руслан Гаттаров мечтает сплотить всех челябинцев на планете.

Какие конфеты должны быть на столе в приемной сенатора от Южного Урала? Правильно, с соответствующим названием: «Челябинские» - от фабрики «Южуралкондитер». Потчуя корреспондента «Челябинского рабочего» чаем и «патриотическими» сладостями, 34-летний член высшей палаты российского парламента Руслан Гаттаров рассказывает о первых результатах своей деятельности на новом посту, о жизни в столице и о планах на будущее, которых, как водится, громадье.

- Руслан, нередко приходится слышать такое мнение: Совет Федерации в его нынешнем виде изжил себя. Являясь неким промежуточным звеном между Госдумой и Президентом РФ, верхняя палата российского парламента почти автоматически «штампует» законы, разработанные на Охотном ряду…

- Начну с того, что Совет Федерации - это законодательный институт, прописанный в нашей Конституции. И уже только поэтому нужно относиться к нему с уважением. Мы еще помним времена, когда Совфед был мощнейшим орудием борьбы регионов за свой суверенитет. Да, на мой взгляд, его структура тогда была сильно гипертрофирована. Не секрет, как в то время в Думе вопросы решались: чтобы продавить нужный законопроект, просто покупались голоса какой-нибудь фракции. Сейчас такое невозможно.

- Почему?

- Потому что без «Единой России» ни один вопрос в Государственной Думе, да и в Совете Федерации сейчас не решается. А такую большую партию «купить» просто нереально.

- С кругом обязанностей депутата Госдумы все более-менее понятно. А вот современный сенатор - кто он? Наверное, лоббист интересов своей территории?

- Сенатор - это, прежде всего, законодатель. Да, он представляет один из регионов. Поэтому в тесном контакте с местным Законодательным Собранием, с правительством субъекта Федерации должен оценивать, как тот или иной закон отразится на «подведомственной» территории. Если возникают вопросы, то сенатор может напрямую задать их профильному министру. Что мы с Константином Цыбко (еще один сенатор от Челябинской области. - Авт.) и делаем.

- Можете привести пример?

- Пожалуйста. Один из последних моих запросов касался аспирантов вузов. Помните, конечно, как минувшей осенью некоторых из них (по тем специальностям, которые не имели государственной аккредитации) начали призывать на срочную службу. Минобороны формально поступало правильно, но по сути… Налицо была обычная техническая нестыковка положений разных ведомств. После моих запросов эта проблема была снята, и в ходе весеннего призыва, думаю, ситуация уже не повторится.

- Вы упомянули фамилию члена СФ Цыбко. Константина Валерьевича утвердили в сенаторских полномочиях сравнительно недавно. Удалось вам с ним за это время создать в Совете Федерации некий «челябинский тандем»?

- Мы отлично взаимодействуем. Правда, комитеты у нас разные: у Константина Цыбко - по экологии, у меня - по науке и по информационной политике. Но это и хорошо, что разные - большую «площадь» закрываем. Самое главное: у нас с ним общие задачи по отстаиванию интересов одного и того же региона. К тому же не надо забывать, что мы однопартийцы. Так что тандем состоялся - как в личностном плане, так и в работе.

- В сентябре прошлого года в Челябинске побывал спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Тогда в своем интервью «Челябинскому рабочему» он похвалил сенатора Гаттарова за дисциплинированность и работоспособность. Но высказался в том смысле, что Совфед не должен становиться поляной для политической деятельности. И вот я открываю один из информационных сайтов и читаю ваши слова: «Себя я считаю партийным сенатором».

- Я действительно считаю себя партийным сенатором. Помимо того, что работаю в Совете Федерации, у меня есть и партийная нагрузка. Являясь членом Генерального совета «Единой России», веду несколько партийных проектов. Скажу откровенно: если требуется решить вопрос, касающийся Челябинской области, лучше действовать через партийный механизм. Иначе есть вероятность, что министр, к которому обратился, тебя не услышит. А что касается высказывания Миронова, то в Совете Федерации нет разделения по фракциям.

Конечно, случается, что сенаторы голосуют за или против законопроекта, руководствуясь как раз партийными установками. Сенаторы поддерживают друг с другом добрые отношения, но опознавание на уровне «свой-чужой» идет все-таки по партийному принципу.

- Вопрос к вам, как к члену комитета по образованию и науке. На сегодня самая горячая тема в этой сфере - принятие новых образовательных стандартов…

- Новые стандарты, конечно, нужны. Сейчас российские образовательные учреждения зачастую готовят специалистов по старинке, для экономики, которой уже давно нет. Но то, что сегодня предлагается к обсуждению - при всех плюсах этого проекта, - защитить будет чрезвычайно тяжело. Уже на начальном этапе проиграна медийная кампания, аудитория настроена против. Смотрите, что происходит. Стоило высшему начальству выступить с критикой, стандарты тут же подкорректировали: русский язык вдруг тоже стал обязательным предметом. Если еще пожурят - опять проект изменится? Для чего же вы тогда, господа, исследования проводили, с экспертами работали? Вы или защищайте свой первоначальный вариант, или полностью от него отказывайтесь.

- Южноуральцы обеспокоены также слухами о возможном слиянии двух главных региональных вузов - ЧГПУ и ЮУрГУ.

- По моей информации, у Минобразования таких планов нет. Это два самостоятельных вуза, у каждого своя специфика, учебная база, школа, традиции. Лично я считаю объединение этих двух учебных заведений нецелесообразным.

- Руслан, практика показывает, что Совет Федерации для многих молодых политиков является неким трамплином для карьерного роста. Достаточно вспомнить экс-сенатора Андрея Турчака, из Совфеда пересевшего в кресло губернатора Псковской области.

- Я не знаю, что будет со мной дальше, загадывать не люблю. На данный момент мне просто интересно все то, чем занимаюсь. В Совете Федерации нарабатываю опыт, новые компетенции, связи. Я развиваюсь. Но как только замечу, что пошел по кругу, буду искать себе новое применение.

- А вдруг партия прикажет: мол, сиди, Гаттаров, на месте и работай!

- Если партия прикажет, то буду работать. Но даже в очерченных рамках стану искать направление, действуя в котором, не буду стагнировать. Конечно, нельзя быть специалистом сразу во всех сферах. Для себя выбрал две площадки: образование и информационные технологии, хочу стать экспертом в этих областях. Я пока что в самом начале пути, еще учусь, но рад, что имею возможность заниматься этим. Вот недавно побывал в Ирландии, изучал, как у них обстоит дело с электронным правительством. На очереди поездки в Корею, Германию и США.

- Скажите, Руслан, а «на орбите» «Молодой Гвардии» вы продолжаете оставаться?

- Бывших молодогвардейцев не бывает. «Гвардия» - это большой этап моей жизни, благодаря ей я получил колоссальный опыт, много друзей. Так что и в дальнейшем, чем смогу, буду помогать «Молодой Гвардии».

- Но ведь как раз с этой организацией был связан непростой этап вашей карьеры. Достаточно вспомнить летний скандал (блогер обвинил Гаттарова, на тот момент лидера «МГ», в показушном тушении лесного пожара. - Авт.). Много вам попортила крови эта шумиха?

- Объективно говоря, да. Такого количества грязи, оскорблений я до этого никогда не испытывал. Тяжело было не столько мне, сколько моим родным, близким. Получается, что попал под удар за то, что во время своего отпуска поехал помогать тушить лесной пожар. Сейчас для меня очевидно: это была спланированная акция по дискредитации «Единой России». Но такие уроки закаляют.

- На всех фотографиях вы всегда почему-то без галстука. Что, недолюбливаете этот элемент одежды?

- Не то чтобы… Но я и в ЗСО галстук не носил, и в Совете Федерации без него обхожусь. Единственное исключение, когда приглашают на официальные мероприятия к первым лицам государства - там есть протокол, и я беру с собой галстук. Однажды был интересный случай. Приехал в Белый дом на встречу с премьер-министром, лидером партии. И в самый последний момент я с ужасом вспоминаю, что галстук еще не на мне. Предпринимать что-то было поздно, Путин уже входил в зал. Чувствовал я себя очень дискомфортно, но в пылу встречи забыл, что без галстука. После совещания немного общался с Владимиром Владимировичем, однако замечания по поводу нарушения протокола не получил. Все-таки по-настоящему важно то, что ты говоришь и какие решения предлагаешь, а не то, в галстуке ты или без него. Однако эта история стала хорошим уроком для меня и протокол я теперь соблюдаю.

- Как устроена ваша московская жизнь? Есть у вас служебная машина с мигалкой?

- Машина есть, но без мигалки. По инициативе «Единой России» все сенаторы и депутаты Госдумы от мигалок давно отказались. А живу я на западе Москвы в служебной квартире.

- Однокомнатной? Двухкомнатной?

- Мне как человеку семейному и с двумя детьми выделили трехкомнатную.

- Кто является непосредственным начальником Руслана Гаттарова?

- (Задумывается). Лидер партии Владимир Путин и губернатор Михаил Юревич. А Сергей Михайлович Миронов может только о чем-то попросить в рамках моей компетенции. Что касается губернатора, то у меня с ним постоянная прямая мобильная связь, в любой момент могу набрать его номер. Если глава региона не имеет возможности ответить, то отправляю сообщение, и мы договариваемся, когда выходим на связь. Любое поручение Михаила Валериевича стараюсь выполнить максимально быстро.

- Слышал, что именно Михаил Юревич предложил вам возглавить челябинское землячество в Москве.

- Да, я это предложение принял потому, что в силу своей работы часто общаюсь с нашими земляками, живущими теперь в столице. Землячество - это, в числе прочего, еще и возможность продвигать интересы нашей области, формировать ее новый имидж. Состоялись выборы, за меня проголосовали.

- Наверное, там сплошные випы?

- Я бы так не сказал. Конечно, в сообществе земляков есть знаменитости: Лидия Скобликова, Светлана Ишмуратова, Олег Митяев… Однако визитной карточкой челябинского землячества должны стать не регалии, а живые люди с их переживаниями и радостями, с их судьбами. Чтобы вступить в землячество, не требуется никаких рекомендаций и уж тем более взносов. Достаточно обратиться к его исполнительному директору Николаю Финько по электронному адресу 1mfs@mail.ru или по телефону 8-916-02-97-151. В Москве землячество находится по адресу: улица Врубеля, дом 12, офис 708. Стоит упомянуть еще и о проекте, который пока носит рабочее название «Челябинцы». Это будет канал связи для наших земляков, разбросанных по всему миру. На этом интернет-портале появится новостная лента, наполненная сообщениями о жизни Челябинской области. Но такими, которые будут интересны всем, кто живет за пределами нашего региона. С одной стороны, это рассказ об именитых южноуральцах, с другой - новые проекты, новые стандарты, новые возможности Челябинской области.

Биографическая справка

Руслан Гаттаров родился 9 января 1977 года в крестьянской семье в селе Большой Куяш Кунашакского района. В 1999 году окончил автотракторный факультет ЮУрГУ, стал заместителем председателя профкома студентов и аспирантов вуза. Вступив в партию «Единая Россия», руководил ее молодежным крылом «Молодая Гвардия». Являлся депутатом Законодательного Собрания Челябинской области IV созыва, возглавлял комитет по молодежной политике ЗСО. В мае 2010 года по представлению главы региона Руслан Гаттаров был утвержден в должности представителя правительства Челябинской области в Совете Федерации. Кандидат биологических наук, доцент. Увлекается спортом (тяжелая атлетика).

VK31226318