Как родился человек - сразу «наш»
В зоне внимания управляющего отделением ПФР по Челябинской области не только пенсионеры.
Виктору Чернобровину 51 год. Родился в Оренбургской области. С отличием окончил металлургический факультет ЧПИ. Прошел путь от слесаря на Медногорском медносерном комбинате до генерального директора, председателя совета директоров. С 2006 года - управляющий отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.
Депутат Законодательного Собрания Челябинской области I-V созывов. В недавнем прошлом - заместитель председателя ЗСО по вопросам промышленной политики. Лауреат премии правительства Российской Федерации в области науки и техники. Доктор технических наук. Профессор ЮУрГУ.
- Виктор Павлович, я слышала, что вы ежедневно приезжаете на работу самым первым.
- Утро - время удобное. Пробок еще нет, с северо-запада в центр добираюсь за 15-20 минут, позже на это уйдет в два раза больше. В офисе тишина. Никто телефонными звонками не донимает. Спокойно читаю документы, вникаю, подписываю. Кстати, в управлении ПФР раньше работали с 9.00. Сотрудницы предложили сами: зимой темно возвращаться домой, давайте начинать в 8.00. И всем понравилось.
Рано вставать - заводская привычка. Когда работал мастером, в семь утра я уже был на комбинате, за десять минут переодевался - и в цех. Когда директором стал, привычке не изменил.
Близкие друзья подтрунивают: «Когда ты все успеваешь? Очередную большую книгу написал. Статью по заказу крупного журнала в Москву отправил. Лекции в ЮУрГУ читаешь. На флейте играть выучился. И друзей вниманием не обделяешь». Просто умею свой день организовать так, что все успеваю. Формулу правильной организации труда в секрете не держу. Сам делай только то, что можешь сделать только ты. Делегируй полномочия, смотри и контролируй. Давай задания только тем, кто с ними справится.
- И сколько же книг вы написали?
- Если говорить о монографиях, то три. Сейчас готовлю к изданию четвертую. Над статьей «Сырьевая безопасность черной металлургии в России» три месяца работал, дал ее на рецензию президенту ЮУрГУ, члену-корреспонденту Российской академии наук Герману Платоновичу Вяткину. Он прочитал и сказал: «Годится». Я отправил ее в Москву.
- Судя по тематике, это дань прошлой работе.
- Мне просто интересно. Когда защищал докторскую диссертацию, Герман Платонович предложил: «У тебя солидный опыт, почитай у нас лекции по спецпредмету». Отказать я не смог. В ходе подготовки к лекциям получилась книга. После редактирования выйдет учебное пособие по курсу, который я читаю в ЮУрГУ.
- Известно, что у вас огромная домашняя библиотека.
- Это правда. Когда есть время, много читаю, и не только художественную литературу. У меня книг по психологии не одна сотня. В любой работе, а тем более в такой, как у нас, когда постоянно общаешься с людьми, знание психологии необходимо. Но в институте нас этому не учили, пришлось самообразовываться.
- Говорят, вы по праздникам играете для коллектива Пенсионного фонда «Шербургские зонтики», «Эммануэль», «Филингз».
- Раньше играл на саксофоне, а флейтой меня увлек знаменитый челябинский джазмен Георгий Анохин. На кларнете недавно стал играть. Жена хочет, чтобы я еще и баян освоил. Кстати, в нашем коллективе много талантливых сотрудников. Своими силами концертные номера готовим. Поют лучше некоторых эстрадных артистов, великолепно танцуют.
- Виктор Павлович, как вы с вашим извечным комсомольским задором ощутили себя, придя в Пенсионный фонд? Ведь эта работа ассоциируется с пожилыми людьми.
- Ассоциации эти, думаю, ушли в прошлое вместе с собесами, которые раньше лишь начисляли пенсию. Когда в стране поменялась пенсионная система и ввели страховые принципы, оказалось, что все жители становятся и станут нашими, так сказать, клиентами. Сегодня пенсионеров в области миллион, а мы уже обслуживаем два миллиона двести тысяч человек. В том числе и детишек, если иметь в виду материнский капитал. И студентов всех Пенсионный фонд берет на учет. Ежемесячная денежная выплата, материальное обеспечение, социальные программы, контроль за которыми президент возложил тоже на Пенсионный фонд, ну и, конечно же, начисление пенсий, а также многое другое. В прошлом году еще функцию налоговых органов добавили - администрирование страховых взносов. В общем, как родился человек - сразу «наш».
Областное управление ПФР теперь очень большая организация. Главная ее задача - служить людям. Раньше не существовало клиентских служб, а теперь они в каждом городском и районном управлении. Специалисты ведут консультации для населения. Причем мы от них требуем, чтобы посетителям говорили «Здравствуйте» и улыбались. Не дай бог кто-то этого не сделает.
- По звонкам и письмам в редакцию могу судить, что не везде улыбаются. И очереди еще сохраняются.
- Есть, признаю. Но мы над этим работаем. Когда нам сообщают о случаях невнимания или грубости - наказываем виновника. Но в последнее время мы все чаще слышим слова признательности, и тем работникам, кого они конкретно касаются, я объявляю благодарность.
Очереди - наша беда. Во многих территориях мы их ликвидировали, доведя помещения до так называемой нормоположенности. В Копейске, например, обеспеченность площадями была 45 процентов от нормы - специалистов не посадить, по коридору не пройти. В этом году копейчане переехали в новое помещение. В Советском районе Челябинска сотрудники с 1964 года обитали в подвале. Комары, мухи, документы затапливало. Переехали, теперь все по-другому. Нам бы поскорее решить эту проблему в управлениях Калининского и Курчатовского районов, где пенсионеров столько, сколько во всем Магнитогорске, но там четыре помещения, а здесь - одно. Руководство ПФР обещало помочь, разрешают купить другое помещение. Будет аукцион.
- Есть обращения, которые пенсионеры адресуют лично вам?
- Конечно. От писем типа «Милый Витя, здравствуй, пенсию мне повысили. Спасибо, сынок» до вопросов, на которые порой даже ответить не могу. Не волшебник.
- Наверное, и знакомые просят решить их проблемы.
- У меня весь город - знакомые. Помогаю всем по возможности. Мне нравится работать в Пенсионном фонде. Коллектив прекрасный, атмосфера хорошая. Нас поддерживают и федеральные органы власти, и областные. Много езжу по территориям, встречаюсь с людьми и как управляющий, и как депутат ЗСО. Работа у меня не кабинетная.
- Кстати, о кабинете. Когда областное отделение ПФР переехало в новое здание, ходили разговоры: «Чернобровин отгрохал для себя хоромы».
- Что за нелепость - взял и отгрохал! Когда дают средства на строительство дорог, все в ладоши хлопают. А если на улучшение условий обслуживания пенсионеров, то почему-то сомнения возникают. А ведь деньги из одного бюджета - федерального. Решение о финансировании стройки принимало руководство страны.
Вообще-то эта стройка началась до моего прихода - с 2003 года, и никак ее не могли закончить. Мне просто пришлось форсировать события. Здание полностью достроено.
- В редакцию иногда звонят очень пожилые люди. Им кажется, что они получают заниженную пенсию.
- Мы на такие обращения всегда реагируем. Если человек заявление написал, мы обязательно должны рассмотреть и ответить ему в течение десяти дней. Проверяем, чтобы права пенсионеров не были нарушены.
Должен сказать, что Челябинская область, как и другие регионы Российской Федерации, уже несколько лет является дотационной по пенсионному обеспечению. Собираемых средств хватает на половину пенсионных выплат. Недостающие деньги нам выделяет федеральный центр, потому что сегодня установка правительства и президента - обеспечить пенсионеров. Деньги на самом деле огромные, и контроль за ними очень серьезный. Приезжает, скажем, бригада из контрольно-ревизионного управления президента. Работают месяц-полтора. Потом приезжает бригада из КРУ Минфина, из других органов. Я коллегам говорю: «Чем нас больше проверяют, тем спокойнее мы живем»…
Знаете, я ведь по большому счету работаю как кассир.
- Ну уж, скажете тоже!
- По факту я кассир. Не имею права деньги использовать ни направо, ни налево. Любая копейка согласовывается с Москвой. Обязан четко исполнять предписания закона.
- Но свои предложения можете высказывать?
- Конечно. Начиная работать в ПФР, обратил внимание на принцип перерасчета пенсий работающих пенсионеров, а это 300 тысяч человек. Они должны были ежегодно приходить и писать заявления о перерасчете. Было очевидно, что мы сами можем пересчитывать пенсию. Я и мои коллеги-депутаты попросили дать нам такое право. И вопрос решился. Сейчас мы написали шесть законодательных инициатив. Возможно, на некоторые получим отказ. Но, надеюсь, нас поддержат. По вопросу более широкого использования материнского капитала уже есть подвижки. Мамочки приходят и просят об этом. Мы послали в правительство свои предложения. Если их одобрят, выйдет документ на федеральном уровне. Вносим и региональные предложения. Так, мы предложили упростить процедуру по предоставлению областного звания «Ветеран труда» и начислению в связи с этим льгот. Губернатор подписал, будут внесены изменения в закон.
Челябинское отделение - одно из лучших в российских регионах. У нас прекрасный коллектив специалистов, которые прошли хорошую школу. Мне и работникам отделения часто предлагают выступить на всероссийских конференциях и видеоконференциях. Нам доверяют испытать различные пилотные проекты или новое программное обеспечение.
- Известно, что Чернобровин - человек коммуникабельный.
- Это качество в меня мама с отцом вложили. Один мой большой друг говорил: «У тебя уникальная способность: не просто дружить, а еще и соединять дружбой людей, которые прежде между собой даже не здоровались».
- А кто никогда не сможет стать другом Чернобровина?
- Непорядочные люди. Не признаю тех, кто не умеет держать слова. Сам всегда стараюсь помочь, даже если вопрос очень сложный и меня не касается. Друзья - тот золотой запас, та часть жизни, без которой невозможно существование.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве