Сегодня на Южном Урале насчитывается около ста национальностей

Сегодня на Южном Урале насчитывается около ста национальностей

Сегодня на Южном Урале насчитывается около ста национальностей. Нуждается ли национальная проблема в специальном регулировании или достаточно положиться на традиции совместного проживания представителей разных народов - об этом размышляет председатель правления челябинской общественной организации «Немецкий культурный центр» Александр Нахтигаль.

- Александр Яковлевич, многие считают, что Челябинская область находится далеко от центра России с его социальными и экономическими противоречиями, люди у нас веками жили рядом, у них добрососедские отношения и делить им по сути нечего…

- Отсутствие национальных конфликтов не может быть мерилом состояния межнациональных отношений. К тому же Южный Урал давно перестал быть благополучным в этом отношении местом. В Челябинской области, как и везде в российском обществе нередки проявления ксенофобии, национализма, ключевая фраза, определяющая отношение к представителям других национальностей - «понаехали тут».

- В чем причина обострения национальных отношений?

- Одна из главных причин в том, что с распадом СССР на свалке истории оказался и полезный опыт по укреплению межнационального мира. Разрушена старая пропагандистская машина, растерян научный потенциал, а ничего нового не создано. Работа по сохранению национальной культуры, языка, традиций в основном ведется силами национальных общественных организаций, практически без поддержки государства. С одной стороны, здорово, что у нас есть энтузиасты, делающие большое дело по сути за бесплатно, а с другой, такая дешевая национальная политика очень дорого обходится государству. В перечне потерь «Торнадо», пронесшийся над Миассом, кровавая разборка в армянском ресторане в Верхнеуральске, избиение руководителя корейского центра Василия Пака...

Масла в огонь межнациональной розни подливает пресса. Несколько лет назад я провел опрос среди студентов одного из челябинских вузов. На вопрос, формируют ли СМИ негативное отношение к некоторым народам, 48,5 процента ответили «да», 20- «нет», 31,4 затруднились ответить. И действительно, рассказывая об очередном конфликте с участием представителей других национальностей, наши СМИ подчеркивают принадлежность некоторых участников, особенно если они с Кавказа и умалчивается степень участия русских. Тем самым внушается мысль: те, что с Кавказа, чужие, не похожие на нас. А вот о том, что сделали эти «чужие» для процветания Родины, узнать порой невозможно. Вы не услышите от школьных педагогов или музейных работников информации о том, что русский художник Айвазовский имеет армянские корни, русский писатель Фонвизин - немецкие, писатель Бабель был евреем и так далее.

Тема отдельного разговора - законы, затрагивающие интересы национальностей. Это законы о языке, о национально-культурных автономиях и другие. Мягко говоря, они далеки от совершенства. Концепция национальной политики РФ до сих пор не принята.

В последнее время появилась традиция перемещать решение межнациональных вопросов в плоскость теоретических обсуждений и таким образом как бы уводить общество от решения реальных проблем. А жизнь с ее межнациональными обострениями остается на уровне милицейских сводок. Естественно, и оценка этим фактам дается тоже на бытовом уровне: в межэтнических стычках видят проблему шашлычников, хулиганские разборки, дележ рыночного пирога, но только не пробелы, допущенные государственными органами разного уровня в области национальной политики.

- Где же выход?

- Надо капитально ремонтировать подход государства к национальной политике, пересматривать принципы, на которых она строится. Главной ошибкой специалисты считают сохранение понимания национальности как биологического наследования некоей суммы качеств, никак не связанного с действиями, которые побуждали бы народ учить родной язык, приобщаться к культуре предков, улучшать социальную среду обитания. Если следовать этой «биологической» трактовке понимания национальностей, то любой малочисленный народ, проживающий на территории РФ, является второстепенным и не имеет перспектив для сохранения своей национальной самобытности уже в силу своей малочисленности. Официальная пропаганда, конечно, говорит о равенстве, но на самом деле это не так.

Между тем стремление сохранить свое национальное достоинство - естественное желание любого народа, и у каждого должен быть выбор. Если человек по крови украинец, но ощущает себя русским, то никто не может ему запретить быть таковым. Но если татарин хочет оставаться в рамках своей национальности, он должен иметь возможность развиваться именно в этом направлении, то есть получать образование на родном языке, читать книги на этом языке, посещать театр, смотреть ТВ… У большинства народов России такой возможности нет. Национальный язык в лучшем случае остается языком семейного общения. Хотя потомки российских народов, проживающие в Австралии, Франции, Финляндии и других странах, когда приезжают к нам на конгрессы, свободно изъясняются на родном языке. Там в обществе царит атмосфера уважения к национальным традициям, созданы условия для сохранения национальной самобытности.

- В России принята федеральная программа по возрождению российских немцев, а вы много лет возглавляете Немецкий культурный центр. Помогает ли эта программа в работе по сохранению национальной самобытности?

- К сожалению, принятие программы по возрождению культурной и социально-экономической базы российских немцев - в большей степени заслуга правительства ФРГ, которое выделяет бюджетные средства для поддержки российских немцев. Российская же сторона свои обязательства выполнила лишь на 6 процентов. И даже эти скромные деньги в основном идут на хозяйственные нужды. Современная котельная - это, конечно, хорошо, но вряд ли это поможет российским немцам сохраниться как этнической общности, прекратить их отток из России.

Если мы действительно хотим приступить к решению этой задачи, надо начинать с признания ошибок. Самый забытый из всех законов - о реабилитации репрессированных народов, подписанный Ельциным. Несмотря на существование этого закона, представители десятков народов, в том числе российские немцы и их потомки, остаются в сознании нашего общества как предатели и пособники врага. Народы не могут быть преступниками, а если говорить конкретно о немцах, то государство должно признать факт незаконной ликвидации республики немцев Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Признать факт репрессий и их чудовищный масштаб. Признать незаконными и отменить все акты Верховного совета СССР и постановления правительства в отношении советских немцев и других народов. Провести серию просветительских мероприятий (создание фильмов, передач, книг по заказу правительства РФ), в которых рассказать о подвиге тех же трудармейцев, учредить День трудармейца. Разобравшись с историей, можно перейти к дню сегодняшнему: организовать изучение языка, активизировать работу с молодежью, продолжить развитие партнерских отношений с германскими организациями. Цель этой работы - вернуть российских немцев в общество российских народов, признать их роль в истории российского государства.

- Какие, по-вашему, главные задачи должно решать государство в сфере национальной политики?

- Это объединение усилий государства и гражданского общества. В России, в том числе и в нашей области, действуют десятки общественных национальных организаций, которые накопили бесценный опыт по пропаганде межнационального согласия и дружбы народов. К сожалению, этот опыт государственными органами не востребован. Уверен, что все законодательные акты должны проходить широкую общественную экспертизу.

- Какой орган должен, по-вашему, это осуществлять?

- У нынешнего Министерства регионального развития РФ, на которое свалили эти проблемы, вопросы государственной национальной политики стоят в самом конце после жилищно-коммунального хозяйства. Да и президент уже сказал, что федерального министерства национальностей у нас не будет. Нам нужен орган с широкими полномочиями, который мог бы оценивать действия федеральных структур в области межнациональных отношений и влиять на их работу. Думаю, неплохо было бы создать такие органы и на региональном уровне. Возможно, это были бы управления наподобие юридических. Все принимаемые законы предварительно проходили бы здесь экспертизу на предмет учета национальных особенностей. Кроме того, сотрудники этих управлений мониторили бы состояние национальных отношений и информировали об этом власти.

Уверен, если бы в стране и в регионах был такой орган, можно было бы избежать национальной напряженности во многих регионах. У нас бы появилась перспектива, мы бы знали, как выстраивать отношения таким образом, чтобы жить в мире, сохраняя национальное своеобразие каждого члена сообщества. Как, например, в Германии, где государство обеспечивает право представителей других национальностей на самоиндентификацию. Учитывая, что в стране миллион турков, в городах строят мечети, в школах вводится изучение турецкого языка.

Да что говорить о Европе, даже у наших соседей в Тюмени есть комитет по работе с национальностями, в его составе 17 сотрудников, есть солидный бюджет, отработана система получения грантов, а для Дома дружбы выделен прекрасный Дворец культуры. У нас же в Челябинске Дом дружбы - это несколько комнат в Доме культуры слепых. Тревожный символ, характеризующий отношение общества к межнациональным проблемам.

VK31226318